г. Киров |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А28-6792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании:
представителя третьего лица - Митрофанова О.Н., действующего на основании доверенности от 18.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 по делу N А28-6792/2021
по заявлению акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
при участии в деле третьего лица акционерного общества "Горэлектросеть" (ИНН 4345467450; ОГРН 1174350009569)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, Общество, АО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ Кировской области, Инспекция, надзорный орган) от 11.05.2021 N 62/1550/21П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Горэлектросеть" (далее - АО "Горэлектросеть").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 заявленные требования удовлетворены: предписание Инспекции от 11.05.2021 N 62/1550/21П признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Кировской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция в апелляционной жалобе указала, что с июля 2020 года согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случае непосредственного управления в многоквартирном доме, оборудованном ОДПУ, производится исходя из фактического объема потребления по коллективному (общедомовому) прибору учета. На основании пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354, определяемой как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс. Указанный объем коммунального ресурса в МКД, оборудованном ОДПУ, определяется по формуле 12 (пункт 13 Приложения N 2 к Правилам N 354). ГЖИ Кировской области полагает, что начисление платы в рассматриваемом случае следует производить исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с формулой 15 Приложения N 2 к Правилам N 354, поскольку из материалов проверки не следует, что МКД оборудован ОДПУ. Заявитель жалобы настаивает на том, что поскольку в МКД отсутствуют места общего пользования, система освещения, электроснабжения общедомовых помещений, электропотребляющее оборудование, являющееся общедомовым, следовательно, объем коммунального ресурса, предоставленного на ОДН равен 0. Кроме того, заявитель жалобы со ссылкой на Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), указывает, что показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические поверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке. Инспекция полагает, что в рассматриваемом случае прибор учета электроэнергии в МКД установлен и введен в эксплуатацию с нарушением соответствующей процедуры.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что доказательства несоответствия расчетов платы на ОДН по формуле 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 показаниям приборов учета ответчик не представил.
АО "Горэлектросеть" в отзыве на апелляционную жалобу также указало, что ответчик не представил доказательства того, что расчет платы на ОДН по формуле 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 не соответствует показаниям приборов учета. Также третье лицо считает, что доводы Инспекции о том, что собственники помещений МКД освобождены от обязанности по внесению платы за использованные коммунальные ресурсы, потребленные в пределах МКД по показаниям установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, не основаны на нормах права.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением (протокольное) от 31.01.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ до 09.03.2022.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица изложил позицию по делу, поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от 07.04.2021 N 1550/2021 ответчиком в период с 08.04.2021 по 11.05.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "ЭнергосбыТ Плюс" по фактам, указанным в обращении от 10.03.2021 N К-2051 о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, п. Сидоровка, ул. Зеленая, д. 2 (далее - МКД N 2).
Ответчиком от администрации города Кирова получена информация о том, что МКД N 2 находится в непосредственном управлении собственников помещений; технический паспорт и протокол общего собрания по выбору способа управления данным многоквартирным домом в администрации города Кирова отсутствует.
В материалы проверки представлен акт допуска в эксплуатацию прибора электрической энергии от 25.12.2018, согласно которому коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОДПУ) электрической энергии тип М.200.04 заводской номер 15014840, установленный на фасаде МКД, введен в эксплуатацию в соответствии с законодательством и является общедомовым прибором учета.
В ходе проверки установлено, что общая площадь жилых помещений в МКД - 109,8 кв. м, по информации АО "ЭнергосбыТ Плюс" нежилые помещения и места общего пользования в МКД отсутствуют.
Придя к выводу о том, что АО "ЭнергосбыТ Плюс" произвело начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН за июль 2020 года - январь 2021 для квартир МКД в нарушение пунктов 40, 44 Правил N 354, ГЖИ Кировской области выдала заявителю предписание от 11.05.2021 N 62/1550/21П. Названным предписанием Инспекция возложила на Общество обязанность провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений и обеспечению соблюдения обязательных требований пунктов 40, 44 Правил N 354 путем перерасчета (снятия) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за июль 2020 года - январь 2021 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
В пункте 2 Правил N 354 сформулировано понятие "коммунальные услуги", которыми является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, согласно части 5 статьи 154 ЖК РФ, пункту 40 Правил N 354 в случае непосредственного управления многоквартирным домом потребители в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В силу пункта 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10, учитывающей объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (абзац 1).
В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (абзац 2).
Как следует из акта проверки от 11.05.2021 и установлено судом первой инстанции, по информации администрации города Кирова жителями МКД выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В материалы проверки представлен акт допуска в эксплуатацию прибора электрической энергии от 25.12.2018, согласно которому ОДПУ электрической энергии тип М.200.04 заводской 15014840, установленный на фасаде МКД, введен в эксплуатацию в соответствии с законодательством и является общедомовым прибором учета.
На основании информации, представленной АО "Энергосбыт Плюс" письмом от 31.03.2021, в акте проверки от 11.05.2021 Инспекцией сделан вывод о том, что площадь мест общего пользования в МКД отсутствует.
Придя к выводу о том, что конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления электроэнергии на общедомовые нужды, ГЖИ Кировской области выдала заявителю оспариваемое предписание.
Между тем при наличии установленного ОДПУ начисление платы за потребленную услугу электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды, определяется на основании данных общедомового прибора учета. Из акта проверки прибора учета от 14.04.2021 следует, что ОДПУ учитывает весь объем электроэнергии, поставленный в многоквартирный дом.
В рассматриваемом случае Инспекция сделала вывод об отсутствии в МКД мест общего пользования на основании письма АО "ЭнергосбыТ Плюс" от 31.03.2021 в отсутствие соответствующих доказательств.
Сведения о составе общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом (в том числе в техническом паспорте, пункт 24 Правил N 491, пункт 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Ответчик при проведении проверки не установил наличие технического паспорта и актуальность содержащихся в нем сведений в целях проверки обоснованности начисления заявителем платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН в иле 2020 года - январе 2021 года собственникам помещений в МКД.
Таким образом, вопрос о наличии мест общего пользования надзорным органом надлежащим образом не выяснен.
Кроме того в случае, если в многоквартирном доме имеется внутридомовая система электроснабжения (пункт 7 Правил N 491), то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса.
Письмом от 31.03.2021 ответчиком получена информация от АО "ЭнергосбыТ Плюс" об отсутствии у него документов, характеризующих категорию МКД, а именно: документов о наличии оборудования, входящего в состав общего имущества электроосветительной установки, насосного оборудования холодного и горячего водоснабжения, насосного оборудования для системы отопления вне отопительного периода, в отопительный период, лифта, электроотопительной установки в отопительный период, вне отопительного периода, наличие электроосветительных установок в подвале и на чердаке.
Согласно акту проверки общедомового прибора учета от 14.04.2021 наличие электропотребляющего оборудования, являющегося общедомовым (силовое оборудование лифтов, электроотопительные установки, электронагревательные установки для целей горячего водоснабжения, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование горячего водоснабжения, насосное оборудование для системы отопления, освещение внутридомовых территорий, домофон, стационарные электроплиты, электроотопительные установки) не установлено; система освещения, электроснабжения общедомовых помещений (подвальное помещение, лестничные площадки, коридоры, прочие) также отсутствует. Вместе с тем в акте проверки от 14.04.2021 указано на наличие системы освещения в чердачном помещении с рукописной отметкой "не электрифицировано".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их противоречивости и находит преждевременными выводы Инспекции о наличии у Общества обязанности произвести перерасчет (снятие) платы излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за июль 2020 года - январь 2021 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД.
Доводы апелляционной жалобы ГЖИ Кировской области о том, что ОДПУ электроэнергии в МКД установлен и введен в эксплуатацию с нарушением соответствующей процедуры, подлежат отклонению, поскольку такие нарушения не отражены в акте проверки и не были учтены ответчиком при выдаче оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не доказано наличие оснований для выдачи АО "ЭнергосбыТ Плюс" предписания N 62/1550/21П с требованием о приведении деятельности заявителя по начислению платы в соответствие с обязательными требованиями пунктов 40, 44 Правил N 354.
Доказательств того, что расчеты платы на ОДН по формуле 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 не соответствуют показаниям приборов учета, ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть нормативно обоснованы и реально исполнимы.
В этой связи следует признать, что Инспекция, надлежащим образом не исследовав вопрос о наличии технологической возможности потребления электроэнергии на ОДН в МКД, выдала в адрес Общества необоснованное предписание, возлагающее на заявителя обязанность произвести снятие излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН в иле 2020 года - январе 2021 года собственникам помещений в МКД.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания надзорного органа. Суд первой инстанции, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта. Суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 по делу N А28-6792/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6792/2021
Истец: АО "ЭнергосбыТ Плюс", АО "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Кировского филиала
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: АО "Горэлектросеть"