Нижний Новгород |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А39-7877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.11.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А39-7877/2021
по заявлению администрации городского округа Саранск
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившегося в нерассмотрении в срок заявления от 02.03.2021 N 1506-исх,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
общество с ограниченной ответственностью "Техавто",
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005075:17 площадью 9846 квадратных метров, расположенного по адресу Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, дом 11, из федеральной собственности в собственность городского округа Саранск. Администрация просила обязать МТУ Росимущества не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить ей решение о безвозмездной передаче земельного участка.
Заявленные требования основаны на статьях 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что бездействие федерального органа государственной власти, допущенное при рассмотрении заявления Администрации от 02.03.2021 N 1506-исх, является незаконным.
Суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Теруправление), общество с ограниченной ответственностью "Техавто" (далее - ООО "Техавто").
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 10.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, удовлетворил заявленные требования: признал бездействие МТУ Росимущества незаконным и обязал его не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации решение о безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования или об отказе в безвозмездной передаче. Суды пришли к выводу о том, что в установленный законом срок МТУ Росимущества не приняло решение о безвозмездной передаче земельного участка или об отказе в безвозмездной передаче земельного участка и тем самым допустило неправомерное бездействие.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суды не учли, что у МТУ Росимущества не имелось достаточной информации для принятия решения (не поступили ответы на запросы от субъектов естественных монополий, ответ на запрос от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Техавто" в письменном отзыве возражало относительно удовлетворения жалобы, просило оставить в силе обжалованные судебные акты.
МТУ Росимущества просило рассмотреть его кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 13:23:1005075:17 площадью 9846 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, дом 11.
Администрация в связи с поступившим заявлением ООО "Техавто" в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации письмом от 02.03.2021 N 1506-исх обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с заявлением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005075:17 площадью 9846 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, дом 11.
МТУ Росимущества письмом от 21.06.2021 N 13-ИВ/8112 сообщило Администрации о том, что с целью выяснения обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, препятсвующих передачи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005075:17 в муниципальную собственность, направлены запросы в уполномоченные органы. По состоянию на 21.06.2021 ответы, подтверждающие тот факт, что указанный земельный участок не предназначен для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий, от последних не получены.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества, выразившегося в нерассмотрении в срок заявления от 02.03.2021 N 1506-исх.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и письменного отзыва, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно статьям 65 (часть 1) и 200 (части 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), и устанавливает, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
В статье 39.30 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением участков, указанных в пункте 2 данной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 кодекса лиц, в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со статьей 39.31 (пункты 1, 5 и 7) Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому, в том числе, главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. Указанный орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче этого земельного участка.
Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) в заявлении не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
На основании статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
Положение о МТУ Росимущества, утвержденное приказом от 19.12.2016 N 460 Росимущества, предусматривает, что МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (пункт 4).
Суды установили, что Администрация обратилась в МТУ Росимущества с заявлением по установленной форме, с указанием всех сведений и приложением необходимых документов 02.03.2021, следовательно, срок рассмотрения заявления и принятия по нему решения истек 02.04.2021.
С учетом приведенных норм суды обеих инстанций верно заключили, что именно МТУ Росимущества является тем государственным органом, который наделен полномочиями по предоставлению и передаче в безвозмездное пользование муниципальных образований земельных участков, находящихся в федеральной собственности. МТУ Росимущества, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление Администрации и принять соответствующее решение по нему в течение месяца.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации публичный орган не доказал законность оспариваемого бездействия.
Суды правомерно признали не соответствующими статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия, связанные с получением сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, на направление запросов в субъекты естественных монополий. Такие основания для отказа в передаче земельных участков данной нормой не предусмотрены. Более того, пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения -один месяц со дня поступления заявления. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей (пункт 4).
Аргументы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
С учетом приведенных правовых норм суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А39-7877/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положение о МТУ Росимущества, утвержденное приказом от 19.12.2016 N 460 Росимущества, предусматривает, что МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (пункт 4).
...
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации публичный орган не доказал законность оспариваемого бездействия.
Суды правомерно признали не соответствующими статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия, связанные с получением сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, на направление запросов в субъекты естественных монополий. Такие основания для отказа в передаче земельных участков данной нормой не предусмотрены. Более того, пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения -один месяц со дня поступления заявления. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей (пункт 4)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2022 г. N Ф01-2203/22 по делу N А39-7877/2021