Нижний Новгород |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А39-12935/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Абрамова С.Н. (конкурсного управляющего),
от ответчика: Антоновой А.А. (доверенность от 26.05.2022),
от третьего лица: Кемаевой В.Н. (доверенность от 31.03.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.07.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу N А39-12935/2020
по иску ассоциации Футбольного клуба "Мордовия"
(ИНН: 1326193286, ОГРН: 1051326004597)
к Департаменту по социальной политике администрации городского округа Саранск
(ИНН: 1326195942, ОГРН: 1061326000832)
о взыскании 60 025 605 рублей 47 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация городского округа Саранск,
и установил:
ассоциация Футбольного клуба "Мордовия" (далее - АФК "Мордовия") обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Департаменту по социальной политике администрации городского округа Саранск (далее - Департамент) о взыскании 60 025 605 рублей 47 копеек задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Саранск (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.07.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает, что отказ в предоставлении субсидии связан с непредставлением АФК "Мордовия" документов, подтверждающих его расходы за счет собственных средств на оказание физкультурно-спортивных услуг; право на уменьшение размера субсидии в связи с исчерпанием лимита бюджетных обязательств предоставлено Департаменту пунктом 4.2.2 соглашения от 20.02.2020 N 1. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что истец ненадлежащим образом исполнил условия соглашения от 20.02.2020 N 1, поскольку письма (заявки) о возмещении затрат по соглашению направлены им не в Департамент, а в Администрацию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Департамента в судебном заседании согласился с доводами кассационной жалобы.
Конкурсный управляющий АФК "Мордовия" в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.06.2022.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании постановления Администрации от 19.02.2020 N 267 АФК "Мордовия" предоставлена субсидия в сумме 150 000 000 рублей; срок использования субсидии установлен до 31.12.2020; порядок использования субсидии устанавливается в соглашении, заключенном между Департаментом и АФК "Мордовия".
АФК "Мордовия" (получатель) и Департамент заключили соглашение от 20.02.2020 N 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с предоставлением физкультурно-спортивных услуг (далее - Соглашение).
В соответствие с пунктом 1.1 Соглашения Департамент предоставляет в 2020 году субсидию АФК "Мордовия" на возмещение фактически понесенных затрат по оказанию физкультурно-спортивных услуг в 2019, 2020 годах, а АФК "Мордовия" обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением, обеспечить финансирование в размере не менее 5 процентов затрат на оказание физкультурно-спортивных услуг за счет собственных средств 7 500 000 рублей.
Согласно пункту 1.2 Соглашения, возмещению за счет субсидии подлежат следующие затраты: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуг: услуги банка; питание во время про-ведения соревнований, учебно-тренировочных сборов; командировочные расходы административно-управленческого персонала; коммунальные услуги; интернет и связь; учебно-тренировочные сборы, включающие проезд, проживание и питание; обновление компьютерного ПО; горюче-смазочные материалы, запасные части, техническое обслуживание, а также страхование транспортных средств; транспортный налог, налог на землю, налог на имущество; лицензирование деятельности; медицинские услуги, получаемые основным персоналом; аудиторские услуги; членские взносы; приобретение материальных запасов; приобретение спортивной экипировки; обучение тренеров.
В силу пункта 2.1 Соглашения Департамент представляет субсидию получателю в размере 150 000 000 рублей в соответствии с лимитами, доведенными Департаменту на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего договора.
На основании пункта 3.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется после подписания Соглашения, при представлении в Департамент документов, подтверждающих факт произведенных получателем расходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к Соглашению, но не выше размера субсидии, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения.
В соответствие с пунктом 4.1.1 Соглашения Департамент принял на себя обязанность обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом 2 Соглашения.
Согласно пункту 4.4 Соглашения получатель вправе требовать своевременного перечисления субсидии на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных Соглашением, при условии выполнения АФК "Мордовия" всех обязательств но Соглашению.
Срок действия Соглашения установлен с момента подписания и действует в течение 2020 года (раздел 6 Соглашения).
В письме от 03.03.2020 N 48, адресованном Администрации, истец просил произвести возмещение затрат по Соглашению на сумму 25 000 000 рублей (к письму приложены документы на 108 листах), а в письме от 03.09.2020 N 88 - произвести возмещение затрат по Соглашению на сумму 35 000 000 рублей.
Администрация письмом от 15.09.2020 N 6552-исх сообщила истцу о невозможности возмещения затрат АФК "Мордовия" в сумме 35 млн рублей ввиду отсутствия бюджетных ассигнований в бюджете городского округа Саранск и уведомила о том, что 22.07.2020 в решение Совета депутатов городского округа Саранск "О бюджете городского округа Саранск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 27.10.2019 N 253, внесены изменения в бюджет городского округа Саранск по лимитам бюджетных ассигнований субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием физкультурно-спортивных услуг, которые составили на 2020 год 60 млн рублей, и соответственно истец профинансирован на данную сумму в первом квартале 2020 года.
Истец 19.10.2020 направил в адрес Администрации претензию с требованием уплаты 60 025 605 рублей 47 копеек.
Данная претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АФК "Мордовия" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениями администрации городского округа Саранск от 19.02.2020 N 267 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с предоставлением физкультурно-спортивных услуг", от 25.03.2014 N 792 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием физкультурно-спортивных услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта на территории городского округа Саранск", Арбитражный суд Республики Мордовия признал требование обоснованным и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 21 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 27.12.2019 N 253 "О бюджете городского округа Саранск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" из бюджета городского округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта на территории городского округа Саранск, предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием физкультурно-спортивных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Порядка финансирования расходного обязательства городского округа Саранск в сфере физической культуры и спорта в части финансового обеспечения оказания физкультурно-спортивных услуг, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 05.03.2014 N 302, финансирование расходного обязательства городского округа Саранск в части финансового обеспечения оказания физкультурно-спортивных услуг организациям, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта на территории городского округа Саранск, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным постановлением администрации городского округа Саранск.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 25.03.2014 N 792 утвержден "Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием физкультурно-спортивных услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта на территории городского округа Саранск" (далее - Порядок) В пунктах 2, 3 Порядка установлено, что предоставление субсидий в рамках настоящего Порядка производится в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете на соответствующий финансовый год. Главным распорядителем средств бюджета городского округа Саранск, направляемых на предоставление субсидий, является Департамент по социальной политике администрации городского округа Саранск.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 19.02.2020 N 267 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с предоставлением физкультурно-спортивных услуг" АФК "Мордовия" предоставлена субсидия в сумме 150 000 000 рублей; источником финансирования расходов определены средства бюджета городского округа Саранск; директору Департамента поручено заключение соглашения на предоставление субсидии.
Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
В то же время заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что право АФК "Мордовия" на получение субсидии предусмотрено в Соглашении от 20.02.2020 N 1, выплата которой предусмотрена постановлением Администрации от 19.02.2020 N 267.
Суды правомерно указали, что, отказав в предоставлении субсидии по мотиву сокращения выделенных бюджетных ассигнований, ответчик лишил АФК "Мордовия" права на возмещение затрат по Соглашению от 20.02.2020 N 1.
Установив, что АФК "Мордовия" исполнила свои обязательства по Соглашению от 20.02.2020 N 1, суды правомерно удовлетворили иск о взыскании заявленной суммы.
Довод заявителя жалобы о непредставлении истцом документов, подтверждающих расходы в соответствии с Соглашением, отклоняется, поскольку в данном случае отказ мотивирован ответчиком иными причинами.
Довод Администрации со ссылкой на пункт 4.2.2 Соглашения о том, что Департамент вправе в случае изменения в течение финансового года объема средств, предусмотренных в бюджете городского округа Саранск на предоставление субсидии, принимать соответствующее решение об уменьшении объема субсидии, не принимается, так как в силу пункта 7.1. Соглашения изменения настоящего соглашения осуществляются по взаимному согласию сторон в письменной форме в виде дополнений к Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью. Дополнительное соглашение сторон об уменьшении объема субсидии в материалы дела не представлено.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2022 о приостановлении исполнения судебных актов по настоящему делу следует считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А39-12935/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2022 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.07.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А39-12935/2020 считать утратившим силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
...
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2022 г. N Ф01-2139/22 по делу N А39-12935/2020