Нижний Новгород |
|
09 июня 2022 г. |
Дело N А79-9716/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022
по делу N А79-9716/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко"
(ОГРН: 1132130002102, ИНН: 2130115408)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" (далее - Общество, ООО "Альянс-Ко") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 31.05.2020 и от 01.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576), и об обязании устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции решением от 15.10.2021 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Инспекция неправомерно отказала Обществу в предоставлении испрашиваемой субсидии за спорные периоды. ООО "Альянс-Ко" указывает, что фактически осуществляет деятельность, которая включена в Перечень отраслей экономики, а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 2 - 45.11.2).
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, ходатайствовало о рассмотрении спора без ее участия.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество 31.05.2020 направило в Инспекцию заявление N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576 за апрель 2020 года. Заявлена субсидия на сумму 473 070 рублей.
Общество 30.06.2020 получило от налогового органа сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 31.05.2020, предусмотренной Правилами N 576.
Налоговый орган посчитал, что Обществом не подтверждено право на получение субсидии за апрель 2020 года по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
ООО "Альянс Ко" 01.07.2020 направило в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) жалобу N 3/3006 на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель 2020 года.
Управлением 23.07.2020 вынесено решение N 176 об оставлении жалобы без удовлетворения.
ООО "Альянс Ко" 30.06.2020 направило в Инспекцию заявление N 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за май 2020 года. Заявлена субсидия на сумму 473 070 рублей.
От налогового органа 02.07.2020 поступило сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 01.07.2020, предусмотренной Постановлением N 576.
Инспекция почитала, что Обществом не подтверждено право на получение субсидии за май 2020 года по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением N 434.
Общество 02.07.2020 направило в Управление жалобу N 14/3006 на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за май 2020 года.
Управлением 23.07.2020 вынесено решение N 177 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщений Инспекции от 31.05.2020 и от 01.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии.
Руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Правилами N 576, Перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434), суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий (пункты 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
На основании подпункта "в" пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
Тем самым, налоговый орган, осуществляя проверку отнесения отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, производит сопоставление основного вида экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, с видами экономической деятельности, указанными в Перечне.
В силу пункта 6 Правил N 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности Общества являлся вид деятельности по коду ОКВЭД 2 - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами". ОКВЭД 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" является одним из дополнительных видов деятельности Общества.
Кроме того, одним из дополнительных видов деятельности Общества по состоянию на 01.03.2020 является 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Правилами N 576, для получения мер государственной поддержки.
Ссылка Общества на то, что оно имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне подгруппа 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" включена в подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", заявленный им как основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, рассмотрена судами и правильно отклонена, так как не основана на положениях Перечня и Правил N 576.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствие отказов налогового органа в предоставлении Обществу субсидии положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов последнего.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А79-9716/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Альянс Ко".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
...
В силу пункта 6 Правил N 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2022 г. N Ф01-2165/22 по делу N А79-9716/2020