27 января 2022 г. |
А79-9716/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-9716/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" (ИНН 2130115408, ОГРН 1132130002102) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" (далее - Общество) 31.05.2020 по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - Инспекция, налоговый орган) направило заявление N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) за апрель 2020 года. Заявлена субсидия на сумму 473 070 рублей.
Общество 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи получило от налогового органа сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 31.05.2020 года, предусмотренной Постановлением N 576.
Налоговый орган посчитал, что Обществом не подтверждено право на получение субсидии за апрель 2020 года по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434).
Общество 01.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи направило в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) жалобу N 3/3006 на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за апрель 2020 года.
Управлением 23.07.2020 вынесено решение N 176 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Общество 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию направило заявление N 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за май 2020 года. Заявлена субсидия на сумму 473 070 рублей.
Общество 02.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи получило от налогового органа сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 01.07.2020 года, предусмотренной Постановлением N 576.
Налоговый орган почитал, что Обществом не подтверждено право на получение субсидии за май 2020 года по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением N 434.
Общество 02.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи направило в Управление жалобу N 14/3006 на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за май 2020 года.
Управлением 23.07.2020 вынесено решение N 177 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении сообщений от 31.05.2020, от 01.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, целью поддержки со стороны государства является поддержка предпринимателей, ведущих свою деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, так как неблагоприятные экономические последствия возникают не в связи с включением данных о кодах видов деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а в связи с фактическим ведением такой деятельности.
Общество поясняет, что отраженный в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности подкласс 45.1 включает подгруппу 45.11.2, отраженную в Постановлении N 434.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что Общество фактически осуществляет деятельность, которая включена в Постановление N 434, а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКНВЭД 2 - 45.11.2).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением N 434 (далее - Перечень). Согласно пункту 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Кроме того, пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый ФНС России:
- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
- у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 576, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577 каждая отрасль в Перечне определяется соответствующими кодами видов экономической деятельности, структура которых отражает отдельные классы (XX), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ). В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Согласно подпункту "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ включаются сведения о кодах по ОКВЭД.
В силу положений пунктов 4 и 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ данные сведения вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации, и считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Пунктом 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7з6/25@, определено, что учредитель юридического лица (при создании) или юридическое лицо самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься юридическое лицо, и представляют сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в ЕГРЮЛ.
Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 01.01.2017 отменено действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 1) и введен в действие ОКВЭД2.
Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11.07.2016 с использованием ОКВЭД 1. в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 Обществом в качестве основного вида экономической деятельности указан ОКВЭД 1 - 50.10 "Торговля автотранспортными средствами", внесенный в ЕГРЮЛ 11.02.2013, который согласно вышеуказанным переходным ключам соответствует коду ОКВЭД 2-45.1 "Торговля автотранспортными средствами".
Информация о переходе при государственной регистрации юридических лиц на использование ОКВЭД 2 и автоматической замене содержащихся в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД 1 на коды ОКВЭД 2 размещалась на сайте ФНС России в июне 2016 года, а также в феврале 2017 года в разделе "Новости". Одновременно сообщалось, что в случае необходимости уточнения автоматически внесенных в ЕГРЮЛ кодов юридические лица могут представить в налоговый орган соответствующие заявления.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности Общества являлся вид деятельности по коду ОКВЭД 2 - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами". ОКВЭД 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" является одним из дополнительных видов деятельности Общества.
Кроме того, одним из дополнительных видов деятельности Общества по состоянию на 01.03.2020 является 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Согласно представленной 20.03.2020 уточненной N 1 бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год с указанием ОКВЭД 45.1 "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт" по форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" по строке 21104 "Выручка" (за минусом НДС, акцизов) составила 113 372 тыс. руб., а по строке 2300 "Прибыль (убыток) до налогообложения - (16 491) тыс. руб.
Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, согласно которой на титульном листе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций отсутствует поле, где ранее указывался код ОКВЭД.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год, представленной Обществом 19.03.2020 доходы от реализации отражены в размере 80 918 821 руб.
ОКВЭД, заявленный Обществом в бухгалтерской отчетности за 2019 год совпадает с ОКВЭД, указанным в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отклонил довод Общества о том, что оно по состоянию на 01.03.2020 осуществляло основную деятельность по ОКВЭД 45.11.2, как не соответствующий фактическим материалам дела.
Более того, в рассматриваемых правоотношениях вообще отсутствуют правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила N 576 устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ, и по состоянию на 01.03.2020.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Правилами N 576, для получения мер государственной поддержки.
Довод Общества о том, что оно имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне подгруппа 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" включена в подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", заявленный им как основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не основан на положениях Перечня и Правил N 576.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствие отказов налогового органа в предоставлении Обществу субсидии положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов последнего.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-9716/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Ко" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9716/2020
Истец: ООО "Альянс Ко"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд