Нижний Новгород |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А79-1803/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачёва А.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022
по делу N А79-1803/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс"
(ИНН 2127026490, ОГРН 1052128143594)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
об оспаривании действий налогового органа
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - налоговый орган, Инспекция), выразившихся в отказе: 1) предоставить меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики"; 2) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 2 Федерального закона N 172 от 08.06.2020 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"; 3) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 3 Федерального закона N 172-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных на 2 квартал 2020 года.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" обратилось в Арбитражный суд Волго- Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А79-1803/2021 отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального и процессуального права.
Податель кассационной жалобы указал, что фактически осуществляет деятельность, которая включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими транспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 2 - 45.11.2). Указание в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве основного вида экономической деятельности Общества подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности организации. Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суд не исследовал и не дал оценку фактически осуществляемому Обществом виду деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2022 кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" принята к производству, судебное заседание назначено на 01.06.2022 на 09 часов 30 минут.
В заседании 01.06.2022 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 11 часов 00 минут 03.06.2022.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 03.06.2022 рассмотрение дела отложено до 20.06.2022.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов, принятых Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 16.09.2020 общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары с заявлением о предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года на основании положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития", а также об освобождении Общества от уплаты налогов за 2 квартал 2020 год и установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией принято решение об отказе в предоставлении государственных мер поддержки, оформленное сообщением N 24-27/031472@.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с жалобой, по результатам рассмотрения которой управлением вынесено решение N 288 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из несоблюдения Обществом условий для получения мер поддержки, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и Федеральным законом N 172 от 08.06.2020 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", освобождены от уплаты поименованных в данной норме налогов, авансовых платежей по налогам и сборам.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что организации признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, которые включены по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлены меры государственной поддержки в виде продления сроков уплаты налогов и страховых взносов, а также упрощенного порядка получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Как установлено судами и не оспаривается Обществом, по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в отношении Общества имелась информация о том, что основным видом его деятельности является - "Торговля автотранспортными средствами" (код ОКВЭД 45.11).
Признавая правомерным отказ Инспекции в предоставлении Обществу мер государственной поддержки, суды исходили из того, что указанное право у заявителя не возникло в связи с тем, что его основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 отсутствует в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", что исключает возможность получения мер поддержки.
Суды также отметили, что Общество внесло в ЕГРЮЛ сведения об изменении основного вида деятельности, относящегося к субсидируемым отраслям экономики, только 30.06.2020, то есть после установленной законом даты.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что у налогового органа отсутствовали основания для предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года на основании положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития", а также об освобождении Общества от уплаты налогов за 2 квартал 2020 год и установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Ссылаясь на неправомерность и формальность действий Инспекции при рассмотрении заявления Общества, последнее не учло, что законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предоставлено налоговому органу право определять юридическое лицо, которое подлежит освобождению от налогов (сборов), по результатам проверки его экономической деятельности с целью дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности.
Фактическое осуществление юридическим лицом деятельности, отнесенной к наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" (код ОКВЭД 45.11.2), при условии, что основной вид деятельности, указанный в соответствующем реестре, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного суды сделали соответствующий фактическим обстоятельствам дела и основанный на правильным применении норм материального права вывод о законности оспариваемого Обществом решения налогового органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А43-9423/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Толмачёв |
Судьи |
Ю.В.Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая правомерным отказ Инспекции в предоставлении Обществу мер государственной поддержки, суды исходили из того, что указанное право у заявителя не возникло в связи с тем, что его основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 отсутствует в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", что исключает возможность получения мер поддержки.
Суды также отметили, что Общество внесло в ЕГРЮЛ сведения об изменении основного вида деятельности, относящегося к субсидируемым отраслям экономики, только 30.06.2020, то есть после установленной законом даты.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что у налогового органа отсутствовали основания для предоставлении отсрочки по налогам за 2019 год, за 1 и 2 кварталы 2020 года на основании положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития", а также об освобождении Общества от уплаты налогов за 2 квартал 2020 год и установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов за 2 квартал 2020 года на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2022 г. N Ф01-2230/22 по делу N А79-1803/2021