31 января 2022 г. |
А79-1803/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-1803/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" (ИНН 2127026490, ОГРН 1052128143594) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" (далее - Общество) 16.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) направило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебокары (далее - Инспекция, налоговый орган) заявление (обращение) с просьбой на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития" (далее - Постановление N 409) предоставить отсрочку по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года, а также на основании положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) освободить Общество от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, установить тариф страховых взносов в размере 0 процентов.
Письмом от 15.10.2020 N 24-27/03147 Инспекция в предоставлении заявленных мер поддержки отказала Обществу.
Жалоба Общества на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) оставлена без удовлетворения, о чем вынесено решение от 10.12.2020 N 288.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе: 1) предоставить меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 Постановления N 409: а) продлить установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей): налога на прибыль организаций за 2019 год - на 6 месяцев; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за I квартал 2020 года, авансовых платежей по налогу на прибыль за март и I квартал 2020 года - на 6 месяцев; авансовых платежей по транспортному налогу, установить, что указанные авансовые платежи за I квартал 2020 года подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 года; б) продлить сроки уплаты страховых взносов: исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март 2020 года, на 6 месяцев; исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июль 2020 года, на 4 месяца; 2) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ, освободить от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам: а) по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал; б) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в части налога за 2 квартал 2020 года; в) по транспортному налогу - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности; 3) предоставить меры поддержки, предусмотренные статьей 3 Федерального закона N 172-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных на апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применить следующие пониженные тарифы страховых взносов: а) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента; б) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента; в) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает, что к взаимоотношениям, возникшим между Обществом и иИспекцией, не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инспекции" (далее - Правила N 576).
Общество считает, что согласно Постановлению N 409 продление сроков уплаты налогов и страховых взносов должно осуществляться налоговым органом в автоматическом режиме без предоставления заявления.
Как полагает Общество, необходимо учитывать фактически осуществляемый вид деятельности и фактические обстоятельства дела.
Общество поясняет, что оно фактически осуществляет деятельность, которая включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень N 434), а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими транспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 2 - 45.11.2).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ N 434, освобождены от уплаты поименованных в данной норме налогов, авансовых платежей по налогам и сборам.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что организации признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ установить, что для указанных в статье 2 настоящего Федерального закона организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 409 предусмотрено продление сроков уплаты отдельных налогов для организаций, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и включенных по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2 Постановления N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Следовательно, в случае, если осуществляемый юридическим лицом вид деятельности по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, возможность получения указанным юридическим лицом освобождения от уплаты налогов (сборов) либо продления сроков уплаты отдельных налогов исключена.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства РФ N 434.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - ОКВЭД 2). Начиная с 11.07.2016, в ЕГРЮЛ коды видов экономической деятельности отражаются в соответствии с ОКВЭД 2.
Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ до 11.07.2016 с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД 1) в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенных на сайте Минэкономразвития России по адресу: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d18/obshcherossiyskie_klassiiikatory _zakreplennye_za_minekonomrazvitiya_rossii/.
Как установлено судом первой инстанции, Общество с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМСП).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 Обществом в качестве основного вида деятельности указана деятельность по ОКВЭД 45.11 "Торговля автотранспортными средствами".
Между тем данный вид деятельности не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением N 434.
В указанном Перечне приведен не весь подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", а лишь отдельные его подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.
В этой связи у Инспекции отсутствовали основания для предоставления Обществу права на освобождение от уплаты налогов (сборов), для определения Общества в качестве лица, претендующего на меры поддержки, установленные пунктом 1 Постановления N 409.
Обращаясь с заявлением в Инспекцию о предоставлении мер поддержки, Общество сослалось на осуществление им фактического вида деятельности по коду ОКВЭД 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами прочая".
Между тем, согласно Постановлению N 409 в целях освобождения от исполнения налоговой обязанности (продления срока ее исполнения) вид деятельности определяется на основании сведений из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. Действующим законодательством налоговому органу не предоставлено право определять юридическое лицо, которое претендуем на меры поддержки, по результатам проверки фактически осуществляемого им вида экономической деятельности.
Изменение основного вида деятельности после 01.03.2020 не является обстоятельством, с наличием которого у Общества возникает право на освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и сборам, продление сроков уплаты отдельных видов налогов в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 172-ФЗ и Постановлением N409.
При таких обстоятельствах отказ Инспекции в предоставлении мер поддержки является правомерным.
Кроме того, меры поддержки, предусмотренные статьями 2 и 3 Федерального закона N 172-ФЗ, предоставляются организациям, включенным в ЕРСМСП в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании налоговой отчетности за 2018 год.
Поскольку Общество было включено в ЕРСМСП с 01.08.2016, оно не отвечает критериям, установленным статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ, что вообще исключает предоставление мер поддержки, указанных в статьях 2 и 3 данного Федерального закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неверном понимании действующего законодательства.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.10.2021 по делу N А79-1803/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Моторс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1803/2021
Истец: ООО "Альянс-Моторс"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд