Нижний Новгород |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А17-477/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственного финансового контроля Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022
по делу N А17-477/2021
по заявлению администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (ИНН: 3711006213, ОГРН: 1023701509754)
о признании незаконными пунктов 3.1, 3.2, 5.1 представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент социальной защиты населения Ивановской области,
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области,
и установил:
администрация Ивановского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными пунктов 3.1, 3.2, 5.1 представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба, надзорный орган) от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Ивановской области и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 заявленное требование удовлетворено частично: представление Службы от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36 признано недействительным в части пункта 5.1 представления; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного Администрацией требования и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, представление надзорного органа от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36 в части пункта 5.1 не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют. Факт нецелевого расходования Администрацией средств областного бюджет доказан.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Службы.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Служба и Администрация заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, подпрограммой "Дорожное хозяйство" государственной программы Ивановской области "Развитие транспортной системы Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 447-п (далее - Подпрограмма N 447-п), предусмотрена реализация основного мероприятия "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования Ивановской области", в рамках которого предусмотрено мероприятие "Субсидии бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт".
Приложением 10 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2019 год" Закона Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 021 "Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области" по разделу, подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" целевой статье 1210180520 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт" виду расходов 500 "Межбюджетные трансферты" в сумме 8 460 962 рублей.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.02.2019 N 50-п "Об утверждении перечня мероприятий, софинансируемых за счет субсидий бюджетам муниципальных образований на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в 2019 году" (далее - Постановление N 50-п) Ивановскому муниципальному району в 2019 году предусмотрены средства в сумме 1 762 932 рублей на реализацию мероприятия: разработка проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и Администрация 12.04.2019 заключили соглашение N ДВ-С/3 (в редакциях дополнительных соглашений от 26.11.2019, от 23.12.2019 и от 24.12.2019) о предоставлении в 2019 году из областного бюджета (дорожного фонда Ивановской области) субсидии бюджету Ивановского муниципального района на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.
В пункте 1.1 соглашения установлено, что его предметом является предоставление в 2019 году субсидии бюджету Ивановского муниципального района на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования (далее - субсидия на проектирование) на софинансирование мероприятий, указанных в Приложении N 1 "Перечень мероприятий, софинансируемых за счет средств субсидий, предоставляемых бюджету Ивановского муниципального района из областного бюджета (дорожного фонда Ивановской области на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в 2019 году" (далее - Перечень мероприятий).
Согласно пункту 1.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019) Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области предоставляет из дорожного фонда Ивановской области субсидию в размере 661 099 рублей 50 копеек в бюджет Ивановского муниципального района в пределах доведенных Департаментом финансов Ивановской области лимитов бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1.5 соглашения Администрация обеспечивает целевое использование субсидии до 31.12.2019.
В силу пункта 2.4.2 соглашения Администрация обязуется обеспечивать контроль за соблюдением законодательства при осуществлении закупок.
Согласно строке 1 Перечня мероприятий Приложения 1 к соглашению, действующему в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019 N ДВ-С/3-3, наименование мероприятия - "Разработка проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково"; объем финансирования в 2019 году - 695 894 рубля 25 копеек, в том числе бюджет Ивановской области - 661 099 рублей 50 копеек, местный бюджет - 34 794 рубля 74 копейки; уровень софинансирования - 95%; год, на который запланировано достижение значения показателя результативности, - 2019.
Администрация (заказчик) и ООО "Ивановодорпроект" (исполнитель) 03.06.2019 заключили муниципальный контракт на оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд Ивановской области.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта исполнитель принял на себя обязанность разработать проектную и сметную документацию на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково, в том числе выполнить инженерные изыскания в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных документов, заданием на разработку проектной документации (Приложение N 1 к контракту) и иными условиями контракта.
На основании пункта 2.1.6 контракта исполнитель обязуется передать заказчику готовую проектную документацию (в том числе сметы), результаты инженерных изысканий (в целях их направления заказчиком на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства) до 30.08.2019. Передаваемая документация должна быть составлена в соответствии с действующими требованиями строительных норм и правил.
Срок действия контракта - до 30.11.2019 (пункт 9.1).
Работы по муниципальному контракту от 03.06.2019 выполнены и оплачены Администрацией по платежному поручению от 26.12.2019 N 229307 на сумму 695 894 рубля 25 копеек (в том числе за счет областного бюджета - в размере 661 099 рублей 50 копеек).
Служба в период с 28.09.2020 по 28.10.2020 провела плановую камеральную проверку Администрации по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, соблюдения условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты (выборочно) за 2018 - 2019 годы, результаты которой отразила в акте от 28.10.2020.
В ходе проверки надзорный орган пришел к выводу, что в нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 13.12.2018 N 76-03 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", пунктов 1.1, 1.5, 2.4.2, 2.4.4, 2.4.10 соглашения от 12.04.2019 N ДВ-С/3 Администрацией в 2019 году допущено нецелевое использование средств областного бюджета, предоставленных бюджету Ивановского муниципального района в виде субсидии на проектирование, в сумме 661 099 рублей 50 копеек, выразившееся в оплате работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково без наличия положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства в рамках исполнения муниципального контракта от 03.06.2019.
В целях устранения указанных нарушений бюджетного законодательства Служба 27.11.2020 выдала Администрации представление N 05-01/01-19-36, пункт 5.1 которого содержит требование об устранении выявленного нарушения путем возмещения средств в размере 661 099 рублей 50 копеек в областной бюджет, а также о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, путем разработки и выполнения Плана, в срок до 31.03.2021.
Администрация не согласилась с пунктом 5.1 представления надзорного органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 158, 266.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8.3, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что пункт 5.1 оспариваемого представления надзорного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что экспертиза проектной документации в предмет контракта от 03.06.2019, заключенного между Администрацией и ООО "Ивановодорпроект", не входила.
Администрация (заказчик) и АГУ "Ивгосэкспертиза" (исполнитель) заключили муниципальные контракты от 22.11.2019 N 858192 и 110191.
Предметом муниципального контракта от 22.11.2019 N 858192 являлась проверка достоверности определения сметной стоимости, изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации объекта "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования местного значения ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково"; предмет муниципального контракта от 22.11.2019 N 110191 - государственная экспертиза проектной документации и/или инженерных изысканий по тому же объекту.
Согласно пункту 3.1 контракта от 22.11.2019 N 110191 исполнитель приступает к работам в течение 32 рабочих дней с момента получения документов, подтверждающих внесение денежных средств; срок выполнения работ по муниципальному контракту от 22.11.2019 N 858192 определен в пределах срока, установленного контрактом на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации от 22.11.2019 N 110191 (пункт 3.1 контракта).
Положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий и положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости выданы АГУ "Ивгосэкспертиза" 18.03.2020 и 24.03.2020 соответственно.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Администрация 26.12.2019 направила денежные средства областного бюджета, предоставленные ей в виде субсидии на основании соглашения от 12.04.2019N ДВ-С/3, на цели, указанные в соглашении: на разработку проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково; положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и положительное заключение государственной экспертизы получены в первом квартале следующего года; разработанная на основании контракта проектно-сметная документация соответствует действующим нормам и правилам, является достоверной.
При этом суды учли, что в соответствии с пунктом 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.
Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что в рассматриваемом случае Администрацией не допущено нецелевого использования средств областного бюджета. Оспариваемое представление Службы в части пункта 5.1 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу N А17-477/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственного финансового контроля Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Администрация 26.12.2019 направила денежные средства областного бюджета, предоставленные ей в виде субсидии на основании соглашения от 12.04.2019N ДВ-С/3, на цели, указанные в соглашении: на разработку проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково; положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и положительное заключение государственной экспертизы получены в первом квартале следующего года; разработанная на основании контракта проектно-сметная документация соответствует действующим нормам и правилам, является достоверной.
При этом суды учли, что в соответствии с пунктом 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2022 г. N Ф01-278/22 по делу N А17-477/2021