г. Киров |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А17-477/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон, третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного финансового контроля Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-477/2021
по заявлению администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1023701509754, ИНН 3711006213)
к службе государственного финансового контроля Ивановской области (ОГРН 1133702032540, ИНН 3702717764)
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области (ОГРН 1033700055290, ИНН 3728013346), Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ОГРН 1023700561829, ИНН 3728012825)
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ивановского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - ответчик, Служба) о признании незаконным представления от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36 в части пунктов 3.1, 3.2, 5.1, выраженных в возложении на администрацию Ивановского муниципального района обязанности по возврату в областной бюджет денежных средств в размере 1 373 329,10 рублей и в размере 661 099,50 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены частично: суд первой инстанции признал недействительным представление Службы от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36 в части возложения на Администрацию обязанности по возмещению в областной бюджет денежных средств в размере 661 099,50 рублей по пункту 5.1 представления. В остальной части требования Администрации Ивановского муниципального района оставить без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 5.1 представления от 27.11.2020.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение статей 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Администрацией допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 661 099,50 рублей, предоставленных бюджету Ивановского муниципального района в виде субсидии, ввиду оплаты работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково без наличия положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также без положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капительного строительства. Служба со ссылкой на Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2005 N 92-ад05-2, от 11.05.2005 N 16246/04 указывает, что фактом нецелевого использования бюджетных средств является совершение каждой конкретной расчетно-платежной операции по расходованию таких средств. Ответчик полагает, что содержащиеся в пункте 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" применимы в случае предварительной выплаты заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные товары, выполненные работы, однако условиями муниципального контракта от 03.06.2019 авансирование не предусмотрено. Также в жалобе указано на невозможность использования письма подрядчика от 26.12.2019 исх. N 26.12/2019 в качестве доказательства отсутствия нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того Служба не согласна с выводом суда о том, что судебный акт суда общей юрисдикции по делу N 12-125/2021 не может быть принят в качестве преюдициального решения.
Более подробно доводы Службы изложены в апелляционной жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.01.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 24.09.2020 N 19 "О назначении плановой камеральной проверки в администрации Ивановского муниципального района" в период с 28.09.2020 по 28.10.2020 проведена плановая камеральная проверка в администрации Ивановского муниципального района, по теме: "Соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, соблюдения условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты (выборочно)", за 2018-2019 годы, по результатам которой составлен акт проверки, проведенной в Администрации Ивановского муниципального района, от 28.10.2020.
В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения, допущенные администрацией Ивановского муниципального района. Службой в адрес Администрации направлено Представление от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными пунктов 3.1, 3.2, 5.1 представления от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36:
Согласно пункту 3.1 представления в нарушение пункта 3 статьи 86 БК РФ, пункта 4 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" (в редакции от 27.04.2018) (далее - Закон N 7-03), пункта 3.3.1 соглашения от 16.05.2018 N 128 между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией Ивановского муниципального района о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", Администрацией в 2018 году не обеспечено расходование средств субвенции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ивановской области, ввиду превышения норматива средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Ивановской области, утвержденного Приказом Минстроя России от 27.06.2017N 925/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2017 года", используемого в Методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, утвержденной приложением к Закону N 7-03 (далее - Методика N 7-03), в связи с приобретением в 2018 году отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Ивановского муниципального района жилых помещений (согласно 5 муниципальным контрактам) по стоимости, превышающей норматив 30 688,00 рублей за 1 кв.м, используемый в Методике N 7-03, что привело к дополнительному расходованию средств, предоставленных из областного бюджета в виде субвенции в сумме 654 374,40 рублей.
Согласно пункту 3.2 представления в нарушение пункта 3 статьи 86 БК РФ, пункта 4 статьи 8.1 Закона 7-03, пункта 3.3.1 соглашения от 28.02.2019 N 51 между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией Ивановского муниципального района о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", Администрацией в 2019 году не обеспечено расходование средств субвенции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ивановской области, ввиду превышения норматива средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Ивановской области, утвержденного Приказом Минстроя России от 04.07.2018 N 387/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2018 года", используемый в Методике N 7-03, в связи с приобретением в 2019 году отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Ивановского муниципального района жилых помещений (согласно 6 муниципальным контрактам) по стоимости, превышающей норматив 32 529,00 рублей за 1 кв.м, используемый в Методике N 7-03, что привело к дополнительному расходованию средств, предоставленных из областного бюджета в виде субвенции, в сумме 718 954,70 рублей.
Согласно пункту 5.1 представления в нарушении статьи 38, пункта 1 статьи 306.4. БК РФ, Закона Ивановской области от 13.12.2018 N 76-03 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", пунктов 1.1, 1.5, 2.4.2, 2.4.4, 2.4.10 соглашения от 12.04.2019 N ДВ-С/3 о предоставлении в 2019 году из областного бюджета (дорожного фонда Ивановской области) субсидии бюджету Ивановского муниципального района на проектирование строительства (реконструкции), автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования (далее - соглашение от 12.04.2019 N ДВ-С/3), Администрацией в 2019 году допущено нецелевое использование средств областного бюджета, предоставленных бюджету Ивановского муниципального района в виде субсидии на проектирование, в сумме 661 099,50 рублей, выразившееся в направлении средств на цель, не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", соглашением от 12.04.2019 N ДВ-С/3, являющихся правовыми основаниями предоставления указанных средств, ввиду оплаты работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково без наличия положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, в рамках исполнения муниципального контракта N 0133200001719001116_67356 от 03.06.2019 на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково (далее - контракт от 03.06.2019), где целью предоставления субсидии согласно Закону Ивановской области от 13.12.2018 N 76-03 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", соглашению от 12.04.2019 N ДВ-С/3 и положений статьей 758, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 8.3 (в редакции от 03.08.2018), части 1, пункта 2 части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) (в редакции от 03.07.2016) является проектирование реконструкции дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково, включающее в себя положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Согласно тексту оспариваемого представления Служба государственного финансового контроля Ивановской области требует устранить нарушения, указанные в пунктах 1.2, 2.2, 3.1, 3.2, 5.1 настоящего представления, путем возмещения средств в общем размере 6 869 106,85 рублей в областной бюджет, и принять меры по устранению причин и условий нарушений, путем разработки и выполнения Плана, в срок до 31.03.2021.
Удовлетворяя заявленные требования Администрации в части признания недействительным пункта 5.1 представления Службы от 27.11.2020, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не доказал наличие в действиях заявителя нецелевого использования средств областного бюджета. В удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации суд отказал.
В рассматриваемой апелляционной жалобе ответчик обжалует решение суда первой инстанции в части выводов относительно пункта 5.1 представления от 27.11.2020.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Оценив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание отсутствие возражений заявителя, третьих лиц, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Подпрограммой "Дорожное хозяйство" государственной программы Ивановской области "Развитие транспортной системы Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 447-п (далее - Подпрограмма N 447-п), предусмотрена реализация основного мероприятия "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования Ивановской области", в рамках которого предусмотрено мероприятие "Субсидии бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт" (пункт 1.17) (в редакции от 14.10.2019).
Приложением 10 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2019 год" Закона Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 021 "Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области" по разделу, подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" целевой статье 1210180520 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт" виду расходов 500 "Межбюджетные трансферты" в сумме 8 460 962,00 рублей.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.02.2019 N 50-п "Об утверждении перечня мероприятий, софинансируемых за счет субсидий бюджетам муниципальных образований на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в 2019 году" (далее - Постановление N 50-п) Ивановскому муниципальному району в 2019 году предусмотрены средства в сумме 1 762 932,00 рублей на реализацию мероприятия: разработка проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевникове - д. Толчково.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2019 Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, в лице начальника Департамента, с одной стороны, и администрация Ивановского муниципального района, в лице Главы Ивановского муниципального района, с другой стороны, заключили соглашение о предоставлении в 2019 году из областного бюджета (дорожного фонда Ивановской области) субсидии бюджету Ивановского муниципального района на проектирование строительства (реконструкции), автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования от 12.04.2019 N ДВ-С/3 (в редакциях дополнительных соглашений от 26.11.2019, от 23.12.2019, от 24.12.2019) (далее - соглашение от 12.04.2019 N ДВ-С/3).
Пунктом 1.1 соглашения от 12.04.2019 N ДВ-С/3 определено, что предметом соглашения является предоставление в 2019 году субсидии бюджету Ивановского муниципального района на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования (далее - субсидия на проектирование) на софинансирование мероприятий, указанных в Приложении N 1 "Перечень мероприятий, софинансируемых за счет средств субсидий, предоставляемых бюджету Ивановского муниципального района из областного бюджета (дорожного фонда Ивановской области на проектирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в 2019 году" (далее - Перечень).
В силу пункта 1.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019) Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области предоставляет из дорожного фонда Ивановской области субсидию в размере 661 099,50 рублей в бюджет Ивановского муниципального района в пределах доведенных Департаментом финансов Ивановской области лимитов бюджетных средств.
Согласно пункту 1.5 соглашения от 12.04.2019 N ДВ-С/3 Администрация обеспечивает целевое использование субсидии до 31.12.2019.
На основании пункта 2.4.2 соглашения от 12.04.2019 Администрация обязуется обеспечивать контроль за соблюдением законодательства при осуществлении закупок.
Согласно строке 1 Перечня мероприятий Приложения 1 к Соглашению, действующему в редакции Дополнительного соглашения от 24.12.2019 N ДВ-С/3-3 наименование мероприятия-разработка проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково-д. Толчково, объем финансирования в 2019 году - 695 894,25 рублей, в том числе бюджет Ивановской области: 661 099,50 рублей, местный бюджет: 34 794,74 рублей, уровень софинансирования: 95%, год, на который запланировано достижение значения показателя результативности: 2019.
Согласно строке 1 Графика перечисления субсидии Приложения N 2, действующего в редакции Дополнительного соглашения от 24.12.2019 N ДВ-С/3-3 субсидия в бюджет района перечисляется в декабре 2019 года.
03.06.2019 между Администрацией (заказчик) и ООО "Ивановодорпроект" (исполнитель) заключен муниципальный контракт на оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд Ивановской области (далее - Контракт). Согласно п. 9.1 Контракта срок действия Контракта до 30.11.2019.
Согласно пункту 1.3 Контракта исполнитель принял на себя обязанность разработать проектную и сметную документацию на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково-д. Толчково, в том числе выполнить инженерные изыскания в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных документов, заданием на разработку проектной документации (Приложение N 1 к данному Контракту) и иными условиями Контракта.
На основании пункта 2.1.6 Контракта исполнитель обязуется передать заказчику готовую проектную документацию (в том числе сметы), результаты инженерных изысканий (в целях их направления заказчиком на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства) до 30 августа 2019. Передаваемая документация должна быть составлена в соответствии с действующими требованиями строительных норм и правил.
Экспертиза проектной документации в предмет Контракта не входила.
Работы по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково выполнены 02.12.2019, о чем свидетельствует акт об оказании услуг от 02.12.2019 N 1.
Оплата по Контракту от 03.06.2019 произведена 26.12.2019 в сумме 695 894,25 рублей, в том числе за счет областного бюджета в размере 661 099,50 рублей (заявка на кассовый расход от 26.12.2019, платежное поручение от 26.12.2019 N 229307).
22.11.2019 Администрацией (заказчик) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключены 2 муниципальных контракта с АГУ "Ивгосэкспертиза" N 858192 и N 110191.
Предметом муниципального контракта N 858192 являлась проверка достоверности определения сметной стоимости, изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации объекта "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования местного значения ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково".
Предмет муниципального контракта N N 110191 - государственная экспертиза проектной документации и/или инженерных изысканий по тому же объекту.
Срок выполнения работ по муниципальному контракту N N 858192 установлен в пункте 3.1 указанного контракта - "в пределах срока, установленного контрактом на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации от 22.11.2019 N 110191". Согласно пункту 3.1 муниципального контракта N 110191 исполнитель приступает к работам в течение 32 рабочих дней с момента получения документов, подтверждающих внесение денежных средств.
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий и положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости выданы АГУ "Ивгосэкспертиза" 18.03.2020 и 24.03.2020 соответственно.
В пункте 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация направила 26.12.2019 денежные средства областного бюджета, предоставленные ей в виде субсидии на основании Соглашения от 12.04.2019 на цели, указанные в Соглашении: на разработку проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково.
Положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и положительное заключение государственной экспертизы получены в 1 квартале следующего года. Разработанная на основании Контракта проектно-сметная документация соответствует действующим нормам и правилам, является достоверной. Денежные средства, предусмотренные на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области д. Кожевниково - д. Толчково, потрачены на цели в соответствии с Соглашением.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях Администрации применительно к пункту 5.1 представления Службы от 27.11.2020 N 05-01/01-19-36 не имеется нецелевого использования средств областного бюджета.
Иного вывода из обстоятельств настоящего дела, в том числе доводов жалобы, не следует.
Ссылка Службы государственного финансового контроля Ивановской области на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 04.06.2021 по делу N 12-125/2021 судом не может быть принята во внимание, поскольку данный судебный акт вынесен в отношении иного круга субъектов (в отношении должностного лица).
В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что предусмотренная статьей 69 АПК РФ преюдициальность касается лишь вопросов факта, то есть обстоятельств, которые устанавливались судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу. В данном случае вопросы применения норм материального права, квалификации спорных правоотношений, а также правовые выводы преюдициального значения не имеют, в связи с этим в отношении данных обстоятельств суд, рассматривающий дело, не связан ранее сделанными выводами суда по таким вопросам. Правовая оценка, данная судом общей юрисдикции относительно наличия (отсутствия) и доказанности состава административного правонарушения в деянии должностного лица Администрации и применение им норм закона, на которых основаны выводы, приведенные в поименованном судебном акте, не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело с иным предметом спора.
Иные доводы Службы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, сделаны при неправильном применении и неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания пункта 5.1 представления Службы от 27.11.2020 недействительным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя в указанной части.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-477/2021 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-477/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы государственного финансового контроля Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-477/2021
Истец: Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области
Ответчик: Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Второй Арбитражный Апелляционный суд