Нижний Новгород |
|
01 июля 2022 г. |
Дело N А43-35839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Рыбакова В.А. (доверенность от 14.11.2021),
Кудря Е.Ю. (доверенность от 18.11.2021),
от заинтересованного лица: Катунина Д.Г. (доверенность от 07.04.2021 N 01-28/8)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022
по делу N А43-35839/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат"
(ИНН: 5250066910, ОГРН: 1175275002100)
о признании незаконным и отмене постановления
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл
о привлечении к административной ответственности,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление) от 28.10.2021 N 06-69-КИЛ/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано. Вместе с тем, суд снизил размер штрафа до 300 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статьи 1.6 и 2.1 КоАП РФ.
Общество указывает, что продукция, поставленная Обществу, проверена в лабораториях на показатели безопасности по африканской чуме свиней, о чем свидетельствуют выданные ветеринарные свидетельства. Входной контроль на предприятии осуществлен подразделением государственной ветеринарной службы. Общество приняло все возможные меры для недопущения нарушений требований, предъявляемых к продукции.
Общество не является изготовителем продукции, отправка зараженной продукции не производилась. Зоосанитарный статус Общества установлен как компартмент IV - хозяйство высокого уровня защиты.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление в период с 07.10.2021 по 20.10.2021 провело в отношении Общества внеплановую выездную проверку, в ходе которой отобраны пробы продукции и сырья свинины, находящейся на хранении в Обществе, на наличие ДНК вируса африканской чумы свиней (акты отбора проб от 07.10.2021 N 1 - 12).
Согласно протоколу испытаний от 08.10.2021 N 1607-РЛ4-286 пробы N 7, 8, 9, 10 и 11 не соответствуют обязательным требованиям, установленным в пункте 5 статьи 7, пунктов 1, 3 статьи 10, пункте 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пунктах 23, 59 ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), пунктах 1 и 3 статьи 4.1, статье 18 Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) ввиду наличия в пробах продукции генетического материала ДНК вируса африканской чумы свиней.
Запись в журнале ФГИС "Меркурий" N 22243664815 на мясную продукцию, ноги свиные замороженные является объединенной с промежутком периода изготовления с 01.06.2021 по 13.09.2021, общий объем партии 88250,417 килограмма, в которой объединены разные виды продукции.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 20.10.2021 N 679-Р.
В отношении Общества составлен протокол от 20.10.2021 N 69-КИЛ/2021.
Постановлением Управления от 28.10.2021 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.3, 14.43 и 29.10 КоАП РФ, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.01.2021 N 37, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения Обществом спорного правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Такие действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, квалифицируются по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к пищевой продукции, установлены в ТР ТС 021/2011.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (части 1 и 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
В ТР ТС 034/2013 установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны (пункт 13 ТР ТС 034/2013).
На всех стадиях процесса производства продуктов убоя и мясной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость (пункт 24 ТР ТС 034/2013).
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных (пункт 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
В рассматриваемом случае Общество допустило хранение и реализацию продукции животного происхождения (продукция из свинины), зараженную вирусом африканской чумы свиней, создав условия для распространения особо опасной инфекции на территории Российской Федерации.
Кроме того, в записях ФГИС "МЕРКУРИЙ" N 22649946345 и 22243664815 объединены разные виды продукции с разными датами изготовления, что делает невозможным с помощью документов установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
В материалы дела не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.
Следовательно, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на зоосанитарный статус Общества не свидетельствует о наличии оснований для освобождения заявителя от обязанности по соблюдению действующего законодательства.
Требования технических регламентов к пищевой продукции установлены в целях выпуска полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защиту населения. Попадание биологически опасного сырья в свободный оборот представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей и животных, поэтому соблюдение требований, установленных техническими регламентами, является обязательным для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в указанной сфере.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не нашли.
Суды приняли во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, и назначили наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Назначенное нарушителю административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А43-35839/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.
Следовательно, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не нашли.
Суды приняли во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, и назначили наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Назначенное нарушителю административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2022 г. N Ф01-2993/22 по делу N А43-35839/2021