г. Владимир |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А43-35839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" (ИНН 5250066910, ОГРН 1175275002100) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 по делу N А43-35839/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28.10.2021 52 N 06-69-КИЛ/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" - Рыбаков В.А. по доверенности от 14.11.2021 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл - Катунин Д.Г. по доверенности от 02.04.2021 N 01-28/11 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Ускова Ю.В. по доверенности от 20.08.2021 N 01-28/34 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 04.10.2021 N 679-р Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) в период с 07.10.2021 по 20.10.2021 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" (далее по тексту - Общество) проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой отобраны пробы продукции и сырья свинины, находящейся на хранении в Обществе, на наличие ДНК вируса африканской чумы свиней (акты отбора проб NN 1-12 от 07.10.2021).
Согласно протоколу испытаний N 1607-РЛ4-286 от 08.10.2021 представленные пробы NN7, 8, 9, 10, 11 не соответствуют обязательным требованиям пункта 5 статьи 7, пунктов 1, 3 статьи 10, пункта 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пунктов 23, 59 ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", пунктов 1, 3 статьи 4.1, статьи 18 Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ввиду наличия в пробах продукции генетического материала ДНК вируса африканской чумы свиней.
Запись в журнале ФГИС "Меркурий" N 22243664815 на мясную продукцию, ноги свиные замороженные является объединенной с промежутком периода изготовления с 01.06.2021 по 13.09.2021, общий объем партии 88250,417 кг, в которой объединены разные виды продукции.
Подробно выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки N 679-Р от 20.10.2021.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол от 20.10.2021 N 69-КИЛ/2021 об административном правонарушении и 28.10.2021 вынесло постановление о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении N06-69-КИЛ/2021 в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 21.12.2021 постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшен до 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что вся продукция, от которых были отобраны пробы, была получены по ветеринарным сопроводительным документам, в которых указано, что данная продукция была подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме. Считает, что Общество приняло все возможные и зависящих от него меры по соблюдению действующего законодательства. Не доверять ветеринарным свидетельствам оснований не было.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представители Управления в судебном заседании поддержали отзыв на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказуемы действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона N 4979-1).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), объектами технического регулирования которого являются пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 установлено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническим регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Кроме того, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 утвержден Технический регламент Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и
мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза (далее - ТР ТС 034/2013).
Пунктом 23 ТР ТС 034/2013 предусмотрено, что на всех стадиях процесса производства продуктов убоя и мясной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость.
Пунктом 59 ТР ТС 034/2013 установлено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Между тем, в нарушение вышеназванных норм права, Общество допустило хранение и реализацию продукции животного происхождения (продукция из свинины) зараженную ДНК вируса африканской чумы свиней.
Как следует из оспариваемого постановления, Общество допустило хранение и реализацию продукции животного происхождения (продукция из свинины) по территории Российской Федерации, зараженную вирусом Африканской чумы свиней, создав условия для распространения особо опасной инфекции на территории Российской Федерации, кроме того записи в журналах ФГИС "МЕРКУРИЙ" N 22649946345, N 22243664815 на мясную продукцию, являются объединенными (разные партии и виды сырья) с разными датами изготовления, общим весом 13025,13 кг, 88250, 417 кг в которой объединены разные виды продукции, что делает невозможным с помощью документов установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья, что свидетельствует о нарушении прослеживаемости при производстве подконтрольных товаров.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом пунктов 1, 3 статьи 4.1; статьи 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; пункта 5 статьи 7 главы 2; пунктов 1, 3 пунктов 4, 12 статьи 10, пункта 1 статьи 13 главы 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 01.12.2011 N 880 (TP ТС 021/2011); пункта 23 раздела 6, пункта 59 раздела 8 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (TP ТС 034/2013).
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 69-КИЛ/2021 от 20.10.2021, протоколом осмотра от 07.10.2021, актом выездной проверки N 679-Р от 20.10.2021, протоколом испытаний N 1607-РЛ4-286 от 08.10.2021, актами отбора проб (образцов) N 1-12 от 07.10.2021, актом об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасной болезни животных от 12.10.2021, актом на уничтожение (сжигание) инфицированной свиноводческой продукции принадлежащей Обществу при ликвидации АЧС в г.Кстово ул.Магистральная 2Г от 12.10.2021, актами о проведении дезинфекции от 12.10.2021, 13.10.2021.
На основании изложенного, вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Довод Общества о получении спорной продукции по ветеринарным сопроводительным документам, содержащим сведения об отсутствии ДНК вируса африканской чумы свиней, а также о невыявлении нарушений в результатах испытаний Обществом проб поступившей продукции обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В настоящем случае предметом исследования административного органа была продукция Общества, следовательно, именно оно несёт ответственность за её соответствие требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 утвержденных приказом Минсельхоза России от 28.01.2021 N 37 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, африканская чума свиней - контагиозная септическая болезнь домашних свиней и диких кабанов. Клиническими признаками АЧС являются лихорадка (с повышением температуры тела до 41 - 42 °C, длящимся от 3 до 7 календарных дней), угнетенное состояние, нарушение гемодинамики - цианоз (посинение) или гиперемия (покраснение) кожи ушей, живота, промежности и хвоста, воспалительные и некродистрофические изменения паренхиматозных органов. АЧС сопровождается диареей, кровянистыми истечениями из носовой полости, клоническими судорогами, у супоросных свиноматок - абортами. Выжившие животные пожизненно остаются вирусоносителями.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер к соблюдению указанных выше норм, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Имеющиеся в материалах дела документы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения не свидетельствуют об их исключительности.
Как верно указано судом первой инстанции добровольное устранение Обществом нарушения, утилизация продукции, не относятся к обстоятельствам, характеризующим правонарушение в качестве малозначительного.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, вредных последствий, суд первой инстанции уменьшил сумму административного штрафа по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 300 000 рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Доводы Общества о нарушении Управлением срока составления протокола об административном правонарушении, судом правомерно отклонены, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащееся в части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может являться основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
Составленный протокол соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, содержит описание события вмененного правонарушения
Вопреки доводам Общества оспариваемое постановление от 28.10.2021 N 52 N 06-69-КИЛ/2021 соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 по делу N А43-35839/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовский мясокомбинат" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35839/2021
Истец: ООО "Кстовский мясокомбинат"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Нижегородской обл. и Республике Марий Эл