Нижний Новгород |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А39-8523/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги":
Буйновой О.В. по доверенности от 19.02.2021,
от общества с ограниченной ответственностью "Стройбетон"
Харитоновой О.И. по доверенности от 01.01.2022 N 7
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022
по делу N А39-8523/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройбетон",
(ИНН: 1328007263, ОГРН: 1131328000616),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Трест Мордовпромстрой", открытое акционерное общество Саранский завод "Резинотехника", общество с ограниченной ответственностью "Мордовбитум", акционерное общество "МордовАгроМаш", общество с ограниченной ответственностью "СпецСтройБетон",
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройбетон" (далее - ООО "Стройбетон", общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 10.01.2020 N 2/157 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Стройбетон" при станции Саранск Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 01.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022, урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора от 10.01.2020 N 2/157 изложив, в том числе,
- пункт 15.1.2 договора в следующей редакции: "Плату за использование 3,570 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, куда входят железнодорожные пути необщего пользования N 8, N 9, а также железнодорожный подъездной путь необщего пользования N 1 к ПФ "Магистр". Указанная договорная плата начисляется ежесуточно, по ставке договорной платы, установленной Протоколом согласования договорной цены приложение N 1, являющегося неотъемлемой частью договора. Указанная договорная плата оплачивается Пользователем после подписания сторонами акта приема-передачи работ, выполненных Перевозчиком.".
- пункты 1, 2, 3 приложения 1 к договору "Протокол согласования договорной цены на оказание услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" в следующей редакции:
"1. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, развернутой длиной 3570 метров, принадлежащего ОАО "РЖД", устанавливается в размере 2520,83 руб. (без учета НДС).
2. Пользователь уплачивает Перевозчику, в качестве компенсации за использование всего железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, договорную плату в размере 2520,83 руб. (без учета НДС) в сутки.
3. Исключаем.".
- Расчет платы за использование путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов по станции Саранск, с учетом тройственных договоров (далее - Расчет платы) в следующей редакции:
N Дог-ра |
Владель-цы путей |
Расстояние подачи и уборки по до-говору, км. |
Среднесуточное количес-тво подан-ных и уб-ранных ва-гонов, с учетом ра-боты по трехсторон-ним догово-рам за 2019 год. |
Средне-суточ-ная ва-гоно-киломе-тровая работа,ваг-км./сут., 4*5 |
Коэффициент исполь-зования 6/50, 150 |
Развернутая длина пути необще-го поль-зования РЖД, совмест-но ис-пользуе-мая при подаче и уборке, км. |
Плата за пользова-ние путем необщего пользова-ния РЖД, руб. 7*6889,0 руб. |
|
|
|
всего |
В т.ч. по пути необще-го поль-зования РЖД |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
ООО "Строй-бетон" |
8,130 |
7,140 |
3,0822 |
22,007 |
0,43921764 |
3,570 |
2520,83 руб./сут. (без учета НДС). 3025,0 (с учетом НДС 20%). |
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части установления ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель не согласен с принятыми судебными актами в части установления спорной платы ежесуточно по договорной цене, установленной согласно заключения эксперта противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017. Кроме того ОАО "РЖД" не согласно с установленной судом на основании судебной экспертизы ставкой за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", так как данная ставка утверждена протоколом заседания правления ОАО "РЖД" на основании Методики расчета ставок платы за пользование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
ООО "Стройбетон" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, при заключении договора от 10.01.2020 N 2/157 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Стройбетон" при станции Саранск Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" у сторон - ОАО "РЖД" и ООО "Стройбетон" возникли разногласия относительно редакций пункта 15.1.2 договора, пунктов 1, 2 и 3 приложения 1 к договору, Расчета платы.
Согласно редакции пункта 15.1.2 договора, предложенного ОАО "РЖД" в проекте договора, "Пользователь" обязуется своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику" плату за использование 3,570 километра железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику". Указанная плата начисляется ежесуточно, независимо от осуществления операций по подаче и уборке вагонов, по ставке, установленной Протоколом согласования договорной цены.
В Протоколе согласования договорной цены, который является приложением 1 к договору 10.01.2020 N 2/157 установлено, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренная Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов определяется в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", оплачивается по ставке, утвержденной Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 18.12.2019 N 69, в размере 3 343 рубля за 1 километр в сутки (пункт 1).
"Пользователь" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование принадлежащего "Перевозчику" железнодорожного пути необщего пользования ежесуточную договорную плату в размере 5241 рубль 85 копеек без учета НДС (пункт 2).
По итогам рассмотрения проекта договора ООО "Стройбетон" направило ОАО "РЖД" письмо от 13.03.2020, в котором ответчик, в том числе, указал на готовность оплачивать пути по мере подачи вагонов.
Стороны не пришли к соглашению по поводу содержания пункта 15.1.2 договора, пунктов 1, 2 и 3 приложения 1 к договору, Расчета платы, поэтому ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском об урегулировании возникших разногласий.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава).
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Применительно к рассматриваемому спору суд не связан ни правовой позицией перевозчика, указывающего на необходимость применения принятых им в одностороннем порядке правил определения платы, ни правовой позицией пользователя, указывающего на необходимость исключения данной платы из договора. Размер указанной платы определяет суд с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих и доказательств ее чрезмерности и неразумности, с назначением в случае необходимости соответствующей экспертизы для определения экономически обоснованного размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127 по делу N А05-13331/2017).
Судом первой инстанции с учетом возражений сторон относительно размера платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования перевозчика назначена судебная экспертиза по определению экономически обоснованного размера таковой платы, проведение которой поручено эксперту ООО РЦ "Профоценка" Гвоздеву М.Н.
Согласно заключению эксперта от 02.06.2021 N 5601-РЦ экономически обоснованный размер платы за пользование ООО "Стройбетон" железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", составляет 3025 рубля в сутки (с учетом НДС 20%).
Проанализировав заключение эксперта на предмет соответствия требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что оно соответствует требованиям, предъявляемым законом, экспертом полно и всесторонне исследованы представленные по делу доказательства, даны пояснения по вопросам, поставленным на его разрешение, в том числе в судебном заседании, ответы на которые судами признаны исчерпывающими. Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, из материалов дела не следует.
Несогласие стороны с результатом экспертизы само по себе не свидетельствует о ее недостоверности.
Согласование сторонами в договоре ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
Суды правомерно определили размер такой платы с учетом представленного в материалы дела экспертного заключения, ее экономически обоснованного размера для общества, учли совместное пользование спорным путем обществом и иными юридическими лицами, а также доказательств, свидетельствующих о том, что иной размер платы является крайне невыгодным и явно обременительным для него и влечет наступление у перевозчика за счет общества произвольного обогащения.
Таким образом, суды правомерно установил плату за использование ООО "Стройбетон" спорных железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с заключением эксперта, приняв пункт 15.1.2 договора, пункты 1, 2 и 3 приложения 1 к договору, Расчет платы в редакции ответчика.
Оснований не согласится с выводами судов не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводы судов, основанные на обстоятельствах дела и нормах права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А39-8523/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Применительно к рассматриваемому спору суд не связан ни правовой позицией перевозчика, указывающего на необходимость применения принятых им в одностороннем порядке правил определения платы, ни правовой позицией пользователя, указывающего на необходимость исключения данной платы из договора. Размер указанной платы определяет суд с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих и доказательств ее чрезмерности и неразумности, с назначением в случае необходимости соответствующей экспертизы для определения экономически обоснованного размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127 по делу N А05-13331/2017)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2022 г. N Ф01-2710/22 по делу N А39-8523/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7545/2022
07.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9322/2021
30.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2710/2022
24.02.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9322/2021
01.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8523/20