Нижний Новгород |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А43-38824/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Ждановский":
Обухова И.С. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022
по делу N А43-38824/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ждановский"
(ОГРН: 1105250003363, ИНН: 5250052138)
о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области об исключении сведений из государственного лесного реестра, формализованного в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20, а также об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" с кадастровыми номерами 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - ООО "Ждановский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области об исключении сведений из государственного лесного реестра, формализованного в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20, а также об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" с кадастровыми номерами 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160.
Требование основано на статье 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" и мотивировано тем, что сведения Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), которые имеют приоритет.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022, удовлетворил заявление. Суды пришли к выводу о наличии оснований для приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Не согласившись с данными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению кассатора, суды не учли, что в ЕГРН имеются сведения о ранее учтенном земельном участке с категорией "земли лесного фонда" с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, расположенном по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, Кстовское районное лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартала N 1 (выделы 1 - 38), Право собственности Российской Федерации на данный участок зарегистрировано в 2004 году. При наличии регистрационной записи в ЕГРН в отношении права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок оснований для исключения из государственного лесного реестра сведений о нем не представляется возможным. Заявитель указывает, что наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что спорный участок в границах лесного участка перестал относиться к категории земель "земли лесного фонда".
Кроме того, суды не учли, что Министерство направило Обществу промежуточный ответ о том, что дополнительное решение по его обращению будет направлено по итогам заседания межведомственной рабочей группы.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, ООО "Ждановский" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
ООО "Ждановский" в порядке части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), части 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), пункта 3.9 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области обратилось в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области с заявлением от 25.09.2020 N 101 (Вх-414-354981/20) и просило сообщить имеются ли согласно документированной информации государственного лесного реестра наложения границ лесных участков, земель лесного фонда на установленные в ЕГРН границы земельных участков ООО "Ждановский" с кадастровыми номерами: 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160. Кроме того Общество просило в случае наличия наложения границ лесных участков, земель лесного фонда согласно документированной информации государственного лесного реестра на границы указанных земельных участков Общества, исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам Общества с кадастровыми номерами: 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160.
Письмом от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области отказался рассматривать заявление ООО "Ждановский", поскольку межведомственная рабочая группа, созданная в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР, функционировала в Нижегородской области до 10.08.2020 и в соответствии с совместным письмом Рослесхоза и Росреестра от 10.08.2020 СА-ОЗ-54/15227/01-7099-ОС/20 деятельность межведомственных групп на территории Российской Федерации прекращена.
ООО "Ждановский", посчитав, что указанное письмо, которым по его обращению фактически отказано в приведении сведений ЕГРН и ГЛР в соответствие в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160, противоречит закону и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее и заслушав представителя Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 60.2 (частям 1 и 4) Закона N 218-ФЗ в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В статье 14 (частях 3 и 6) Закона N 172-ФЗ определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Правила названной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Данные положения не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 4.6 (частям 5 - 7) Закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Указанные положения введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 10 (частей 6 и 7) этого закона орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 изложено следующее.
Положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Данные обстоятельства исследованы судами нижестоящих инстанций.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Суды установили, что на основании разделительного бухгалтерского баланса на 31.08.2010, акта приема-передачи от 30.11.2010, протокола внеочередного общего собрания участников ООО "СПК "Ждановский" от 01.09.2010 ООО "Ждановский" принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010023:132, 52:26:0010023:27, 52:26:0010023:38, 52:26:0010023:161, 52:26:0010023:164, 52:26:0010023:160 категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" (записи регистрации, свидетельства о государственной регистрации права, датированные 2011 и 2014 годами).
Фактически права на участки возникли у Общества до 01.01.2016. Представленные в дело доказательства подтверждают, что земельные участки всегда относились к землям сельскохозяйственного назначения, заявитель является добросовестным приобретателем таких участков, на которых осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов.
Границы участка земель лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 в ЕГРН не внесены, в связи с чем несоответствие между данными ГЛР и ЕГРН может быть устранено в порядке, предусмотренном частями 3 и 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, частью 7 статью 10 Закона N 280-ФЗ.
Более того, из письма Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 28.05.2019 N 18 следует, что границы участка земель лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 имеют пересечения (наложения) с земельными участками с номерами 52:26:0010023:163, 52:26:0010014:258, 52:26:0010014:267 и 52:26:0010014:269, то есть с иными земельными участками (том 1, л.д. 70).
Доводы кассатора не опровергают выводы судов о наличии в данном случае оснований приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями из ЕГРН. Ошибочность действий по внесению в ЕГРН спорных земельных участков в качестве земель сельскохозяйственного назначения Министерством не подтверждена.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А43-38824/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
...
Границы участка земель лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 в ЕГРН не внесены, в связи с чем несоответствие между данными ГЛР и ЕГРН может быть устранено в порядке, предусмотренном частями 3 и 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, частью 7 статью 10 Закона N 280-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2022 г. N Ф01-2229/22 по делу N А43-38824/2020