Нижний Новгород |
|
19 июля 2022 г. |
Дело N А28-11595/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Бушмелева Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А28-11595/2021
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к индивидуальному предпринимателю Бушмелеву Дмитрию Александровичу
(ИНН: 432203391280, ОГРНИП: 308432231600026)
о взыскании долга
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - АО "Куприт", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бушмелеву Дмитрию Александровичу (далее - ИП Бушмелев Д.А., Предприниматель) о взыскании 95 810 рублей 21 копейки долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных в период с января 2019 года по июнь 2021 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит снизить сумму долга до 45 198 рублей 83 копеек.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 2 статьи 65, статьи 168, 170, пункт 2 части 5 статьи 227, статью 270, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильно применили статью 1, пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, суд первой инстанции неправомерно не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку для разрешения спора необходимо выяснить дополнительные обстоятельства. Суды не учли, что стороны согласовали условие договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части объема принимаемых региональным оператором отходов в размере 19,61 кубического метра в год, исходя из которого должен быть произведен расчет платы за оказанные услуги. Данное условие договора истец не обжаловал, незаконным данное условие не признано. Истец неправомерно произвел расчет долга исходя из норматива накопления ТКО.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
АО "Куприт" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Куприт" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области с 01.01.2019.
ИП Бушмелев Д.А. направил региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
АО "Куприт" подготовило соответствующий проект договора по объектам Предпринимателя, указанным в приложении N 1 к договору, а именно:
- г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, д. 23; объем принимаемых от потребителя ТКО - 17,28 куб. м/год (на основании справки от управляющей организации за 2018 год); место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Карла Либкнехта, д. 23; способ учета объема ТКО - норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; количество контейнеров - 4; объем контейнера - 0,75 куб. м; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив, - 1 кв. м общей площади; показатель расчетной единицы - 275,6; норматив накопления ТКО - 1,20000 куб. м/год;
- г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 26; объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 2,33 куб. м/год (на основании справки от управляющей организации за 2018 год); место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 28; способ учета объема ТКО - норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; количество контейнеров - 4; объем контейнера - 0,75 куб. м; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв. м общей площади; показатель расчетной единицы - 37,2; норматив накопления ТКО - 1,20000 куб. м/год.
Предприниматель договор в редакции АО "Куприт" не подписал, направив свой проект договора, в котором также указал упомянутые объекты:
- г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, д. 23; объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 17,28 куб. м/год; место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Карла Либкнехта, д. 23; количество контейнеров - 4; объем контейнера - 0,75 куб. м; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 26; объем принимаемых от потребителя ТКО - 2,33 куб. м/год; место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 28; количество контейнеров - 4; объем контейнера - 0,75 куб. м; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Договор в редакции регионального оператора, а также в редакции, предложенной Предпринимателем, стороны не подписали.
Региональный оператор направил Предпринимателю дополнительное соглашение 30.04.2020 к договору о внесении изменений о способе учета ТКО - по нормативу накопления, утвержденному решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области, - норматив накопления ТКО - 1,20000 куб. м в год, а также дополнительное соглашение от 11.01.2021, в котором содержится указание на применение норматива 0,15100 куб. м в год.
Дополнительные соглашения Предприниматель не подписал.
По утверждению истца, он в период с января 2019 года по июнь 2021 года оказал ответчику услуги по обращению с ТКО и направлял ему счета на оплату.
Отсутствие оплаты выставленных счетов послужило основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", Арбитражный суд Кировской области признал доказанными факт оказания истцом услуг в спорном периоде и наличие у ответчика неисполненного обязательства по оплате долга, в связи с чем удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пунктах 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в связи с имеющимися неурегулированными разногласиями договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан, поэтому считается заключенным на условиях типового договора.
Оказание Региональным оператором услуг всем без исключения потребителям пред-полагается, пока не доказано иное.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что истец подтвердил факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде, в том числе документами, обязанность по составлению которых предусмотрена условиями типового договора.
Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг, оформленных в порядке, установленном в пунктах 16 - 20 типового договора, материалы дела не содержат.
Поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
При таких обстоятельствах, проверив расчет стоимости оказанных услуг, суды правомерно взыскали с ответчика спорную сумму долга.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и им не противоречат.
Вопреки доводам заявителя жалобы предусмотренные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для рассмотрения дела в порядке общего искового производства не установлены.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А28-11595/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бушмелева Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Бушмелева Дмитрия Александровича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2022 г. N Ф01-2462/22 по делу N А28-11595/2021