г. Киров |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А28-11595/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Овечкиной Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Хариной Ю.А. (после перерыва),
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Казаковой М.В. по доверенности от 11.01.2021 N 12-ОВДЗ (до перерыва),
от ответчика - ИП Бушмелева Д.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бушмелева Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 по делу N А28-11595/2021, принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к индивидуальному предпринимателю Бушмелеву Дмитрию Александровичу (ИНН: 432203391280, ОГРНИП: 308432231600026)
о взыскании 95 810 рублей 21 копеек,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куприт" (далее - истец, Общество, Региональный оператор, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бушмелеву Дмитрию Александровичу (далее также - ответчик, заявитель, потребитель, Предприниматель, ИП Бушмелев Д.А.) о взыскании 95 810 рублей 21 копейки долга за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июнь 2021 года, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на нормах статей 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 1, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктов 4, 8.4, 8.10, 8.12, 8.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктов 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных истцом услуг.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции указал на неприменимость способа расчета платы за услугу, оказываемую потребителю на основании объемов образования твердых коммунальных отходов (далее также - отходы, ТКО), поскольку у ответчика отсутствуют собственные контейнеры. Ответчик наличие собственных контейнерных площадок документально не подтвердил, а применяемый истцом способ учета количества образуемых ТКО исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях объема в спорный период не противоречит условиям типового договора; суд первой инстанции признал правильным представленный истцом расчет стоимости услуг.
Предприниматель с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт о снижении суммы взыскания до 45 198 рублей 83 копеек.
Предприниматель полагает необходимым производить начисление платы за услуги исходя из фактического объема ТКО равного 19,61 куб.м. в год, также считает данное условие договора согласованным, ссылается на необоснованное неприменение судом первой инстанции положений статьи 431 ГК РФ. По мнению ИП Бушмелева Д.А. нормы о выборе способа коммерческого учета обращения с ТКО не содержат запрета на установление такого способа соглашением сторон, в связи с чем расчет должен производится исходя из объемов.
Также Предприниматель полагает, что суд первой инстанции не сделал вывода ни о ничтожности договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.03.2019 N 4673-2019/ТКО (далее - договор) в части договоренности о способе расчета, ни о незаконности и недействительности данного условия.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права, установив, что для разрешения спора нужно выяснить дополнительные обстоятельства, не вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Также Предприниматель считает, что суд изменил основание иска, исключив договор и приложение N 1 из доказательств и ссылаясь на сложившиеся отношения; что дело должно было быть рассмотрено по общим правилам искового производства.
В обоснование наличия у него собственных контейнеров Предприниматель ссылается на данные официального сайта администрации Омутнинского района, Схему расположения и реестр места контейнерных площадок для ТКО в Омутнинском городском поселении.
Предприниматель ссылается на составленные Обществом акты за январь 2019 года - апрель 2020 года, где расчет произведен исходя из объема 1,63417 куб.м. в месяц.
Региональный оператор в отзыве на апелляционную жалобу указал, что договор заключен на условиях типового, в связи с чем стоимость услуг рассчитывается по нормативу. Региональный оператор просит оставить решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно позиции сторон изложены письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству в судебном заседании.
В судебном заседании 01.02.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 08.02.2022.
Заявитель жалобы в судебном заседании в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, присутствовавший в судебном заседании до перерыва, на доводы заявителя представил свои аргументы, просит оставить решение суде первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 156, 163 АПК РФ апелляционная жалоба после перерыва в судебном заседании рассмотрена без участия представителя истца.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Бушмелев Д.А. направил Региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Общество подготовило проект договора.
Согласно приложению N 1 к договору по объектам Предпринимателя:
- г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, д. 23, объем принимаемых Региональным оператором от потребителя ТКО составляет 17,28 куб.м./год (на основании справки от управляющей организации за 2018 год); место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Карла Либкнехта, д. 23; способ учета объема ТКО - норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; количество контейнеров - 4 шт.; объем контейнера - 0,75 куб.м.; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв.м. общей площади; показатель расчетной единицы - 275,6; норматив накопления ТКО - 1,20000 куб.м. в год;
- г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 26, объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 2,33 куб.м./год (на основании справки от Управляющей организации за 2018 год); место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 28; способ учета объема ТКО - норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; количество контейнеров - 4 шт.; объем контейнера - 0,75 куб.м.; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв.м. общей площади; показатель расчетной единицы - 37,2; норматив накопления ТКО - 1,20000 куб.м. в год.
ИП Бушмелев Д.А. договор в редакции АО "Куприт" не подписал, направил проект договора, подписанный со своей стороны на предлагаемых им условиях, а именно по объектам последнего:
- г. Омутнинск, ул. Юных Пионеров, д. 23, объем принимаемых Региональным оператором от потребителя ТКО составляет 17,28 куб.м./год; место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Карла Либкнехта, д. 23; количество контейнеров - 4 шт.; объем контейнера - 0,75 куб.м.; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 26, объем принимаемых Региональным оператором от потребителя ТКО составляет 2,33 куб.м./год; место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов - Кировская область, Омутнинский р-н, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д.28; количество контейнеров - 4 шт.; объем контейнера - 0,75 куб.м.; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Договор ни в редакции Регионального оператора, ни в редакции, предложенной Предпринимателем, сторонами не подписан.
Региональный оператор направил Предпринимателю дополнительное соглашение 30.04.2020 к договору, которым в условия договора вносились изменения по способу учета ТКО по нормативу накопления, утвержденному решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области - норматив накопления ТКО - 1,20000 куб.м. в год; и дополнительное соглашение от 11.01.2021, где содержится указание на применение норматива 0,15100 куб.м. в год.
Дополнительные соглашения Предпринимателем подписаны не были.
В период с января 2019 года по июнь 2021 года истец оказывал ответчику услуги, направлял потребителю счета.
Неоплата выставленных счетов стала основанием для обращения Регионального оператора в суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
Факт наличия у Предпринимателя собственной контейнерной площадки или контейнеров материалами дела не подтверждается. Более того, в заявке, поданной ответчиком в адрес истца нет ссылки на наличие у ИП Бушмелева Д.А. собственной контейнерной площадки.
Из материалов дела следует, что договор, как единый документ, подписанный сторонами, отсутствует.
Существуют две копии договора с различными по содержанию приложениями N 1, каждый из которых подписан только одной из сторон.
Между тем, в пункте 8 (15) Правил N 1156 указано, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Из приведенной нормы следует, что при неподписании сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО возможно отступление от цены оказанной услуги (при наличии такого предложения региональным оператором в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора), но изменение условий типового договора в части учета ТКО недопустимо.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определениях от 14.04.2016 N 305-ЭС15-16052, N 305-ЭС15-17734, типовой договор обязателен для сторон при исполнении публичного договора, а условия конкретного публичного договора, не соответствующие типовому договору, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
В целях осуществления расчетов по договору в Приложении N 1 к договору Предприниматель предлагал определять объем принимаемых ТКО в год по актам за 2018 год. За период с января 2019 года по апрель 2020 года Региональный оператор выставлял счета на основании предложенного Предпринимателем способа учета ТКО.
Между тем такой способ коммерческого учета ТКО, как учет исходя из объема принимаемых ТКО по показателям 2018 года, законодательством не предусмотрен. Правила N 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета.
Таким образом, обращаясь с иском, Региональный оператор правомерно рассчитал размер задолженности за оказанные услуги исходя из норматива накопления. Из дела не следует, что ответчик в порядке пункта 2 статьи 1, статьи 9 ГК РФ выразил ясную и однозначную волю в правоотношениях с истцом относительно способа расчета объема ТКО, учитывая имеющиеся в документальных доказательствах разночтения. Ссылка Предпринимателя на данные реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Омутинского городского поселения, размещенные на сайте Омутинского городского поселения http://omutninsk-adm.munrus.ru/communal/ecology/, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные в реестре содержатся по состоянию на конец 2021 года (13.12.22021), что не соотносится со спорным периодом.
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Доказательств неоказания услуг Обществом или оказания услуг ненадлежащего качества в материалы дела ответчиком не представлено.
Доказательств оплаты оказанных услуг в материалы дела не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2021 по делу N А28-11595/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Бушмелев Дмитрий Александрович - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11595/2021
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: ИП Бушмелев Дмитрий Александрович