Нижний Новгород |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А39-8574/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального
территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл,
Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022
по делу N А39-8574/2021
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Мордовия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Питерлогистик"
(ИНН: 3128142011, ОГРН: 1193123017680), Сорокин Александр Юрьевич,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 22.07.2021 по делу N 013/10/18.1-370/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Питерлогистик" (далее - Общество) и Сорокин Александр Юрьевич.
Решением суда от 08.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041 (далее - Положение N 1041), нарушение норм процессуального законодательства, просит отменить судебные акты. Поскольку Общество не приложило к заявке документы, подтверждающие полномочия руководителя, Территориальное управление правомерно, действуя в рамках действующего законодательства, Положения N 1041, не допустило претендента к участию в аукционе. Правовые и фактические основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
На основании статьи 18 Кодекса произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Забурдаеву И.Л. (определение суда от 20.07.2022).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, 07.06.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по реализации имущества, обращенного в собственность государства. Организатор торгов - Территориальное управление.
Объектом продажи (лот N 2) являлись годные остатки (на запчасти целиком) - тягач Рено Магнум, государственный номер Р885ВТ39 (извещение N 070621/2854351/01, торги N SBR012-2106070010.2).
Дата и время проведения аукциона - 09.07.2021 9:00 на электронной площадке. Начальная (минимальная) цена продажи лота (с учетом НДС) - 76 633 рубля 30 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 20 процентов - 12 772 рубля 22 копейки. Дата и время начала приема заявок - 07.06.2021 15:00; дата и время окончания приема заявок - 02.07.2021 15:00; дата подведения итогов приема заявок - 07.07.2021.
Согласно протоколу от 07.07.2021 N 27 о признании претендентов участниками аукциона по лоту N 2 заявки поданы от 33 претендентов, к участию допущен 31 участник.
Обществу отказано в допуске к участию в аукционе на основании абзаца третьего пункта 21 Положения N 1041, так как документы, представленные в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041, не соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (к заявке не приложены копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица).
В соответствии с протоколом от 09.07.2021 N 27 об итогах аукциона победителем аукциона признан Сорокин А.Ю., предложивший наибольшую цену.
Общество 12.07.2021 обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов.
Решением комиссии Управления от 22.07.2021 N 013/10/18.1-370/2021 жалоба Общества признана обоснованной, действия организатора торгов при проведении аукциона признаны нарушающими пункт 21 Положения N 1041. Территориальному управлению выдано предписание от 22.07.2021 N 013/10/18.1-370/2021.
Управление пришло к выводу, что Общество в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041 направило оператору электронной площадки электронные документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица, и эти документы, актуальные на дату и время начала приема заявок, оператор электронной площадки направил организатору торгов вместе с заявкой претендента. Претендент действовал добросовестно, учитывая обычаи делового оборота, ожидал встречного добросовестного поведения со стороны организатора торгов. Организатор торгов неправомерно отклонил заявку претендента.
В соответствии с предписанием организатору торгов указано на необходимость в в срок до 30.07.2021 прекратить нарушение пункта 21 Положения N 1041 (отменить протоколы от 07.07.2021, 09.07.2021 N 27 о признании претендентов участниками аукциона, об итогах аукциона; повторно рассмотреть заявки участников аукциона).
Во исполнение предписания организатор торгов отменил протоколы, установил новые сроки процедуры аукциона; повторно рассмотрел заявки претендентов и согласно протоколу от 11.08.2021 об итогах аукциона победителем аукциона признано Общество, предложившее наибольшую цену. Информацию об исполнении предписания Территориальное управление направило в Управление.
Территориальное управление оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Положением N 1041, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения и предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров определен в Положении N 1041.
В частности, Положение N 1041 определяет порядок реализации конфискованного или изъятого автомобильного транспорта, указанного в подпункте 6 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (подпункт "а" пункта 1).
Продавцом имущества, указанного в подпункте "а" пункта 1 Положения N 1041, вещественных доказательств и изъятых вещей выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (их территориальные органы), которое в целях организации их продажи вправе привлекать юридические и физические лица в установленном законом порядке (пункт 2 Положения N 1041).
В соответствии с пунктом 9 Положения N 1041 реализация имущества и вещественных доказательств, оценочная стоимость которых составляет свыше 10 000 рублей (за единицу либо партию однородных товаров), осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме.
Продавец в целях организации аукциона привлекает оператора электронной площадки (пункт 9 (1) Положения N 1041).
Оператор электронной площадки, в целях осуществления возложенных на него функций, в том, числе: размещает информационное сообщение о проведении аукциона и электронную форму заявки; обеспечивает принятие заявок, поступивших от претендентов, и прилагаемых к ним документов и их регистрацию в электронном журнале приема заявок; обеспечивает через рабочий раздел на электронной площадке, доступ к которому имеет только продавец (личный кабинет), доступ продавца к поданным претендентам заявкам и документам, а также к электронному журналу приема заявок (пункт 9(4) Положения N 1041).
Принять участие в реализации имущества и вещественных доказательств, указанных в пункте 9 Положения N 1041, могут российские и иностранные юридические и физические лица, а также лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (претенденты) (пункт 9(2) Положения N 1041).
Продавец при организации аукциона осуществляет функции, в том числе, рассматривает заявки претендентов и прилагаемые к ним документы; проверяет правильность оформления представленных документов и определяет их соответствие требованиям законодательства и указанному в информационном сообщении перечню; принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе. Данные решения оформляются протоколом; определяет победителя аукциона и оформляет протокол об итогах аукциона (подпункты "ж", "з", "и", "к" пункта 9(3) Положения N 1041).
В пункте 11 Положения N 1041 предусмотрено, что для участия в аукционе претендент: должен пройти регистрацию на электронной площадке; после регистрации на электронной площадке направляет оператору электронной площадки заявку и прилагаемые к ней электронные документы в соответствии с требованиями, указанными в пункте 11(1) Положения N 1041; заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с приложением электронных документов, предусмотренных пунктом 11(2) Положения N 1041. Одно лицо имеет право подать только одну заявку (пункт 11).
Требования к заявке установлены в пункте 11(1) Положения N 1041.
К заявке прилагаются документы, указанные в пункте 11(2) Положения N 1041, в частности, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица (для юридического лица) или уполномоченного на подачу заявки на участие в аукционе лица (для юридического лица и индивидуального предпринимателя). Указанные сведения направляются оператору электронной площадки в виде электронных документов, заверенных электронной подписью претендента либо лица, имеющего право действовать от имени претендента.
К участию в аукционе допускаются лица, признанные продавцом в соответствии с Положением N 1041 участниками (пункт 19 Положения N 1041).
Согласно пункту 20 Положения N 1041 решения продавца о признании претендентов участниками аукциона оформляются протоколом. В протоколе о признании претендентов участниками аукциона приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок с указанием имен (наименований) претендентов, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.
В соответствии с пунктом 21 Положения N 1041 в день рассмотрения поданных заявок, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, продавец рассматривает заявки и документы претендентов. По результатам рассмотрения документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе. Претендент не допускается к участию в аукционе, в частности, в случае, если документы, представленные в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество не было допущено к участию в аукционе на основании абзаца третьего пункта 21 Положения N 1041. Отказ в допуске мотивирован тем, что документы, представленные в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (к заявке не приложены копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица).
Общество для участия в аукционе в соответствии с пунктом 11 Положения N 1041 направило оператору электронной площадки заявку и прилагаемые к ней электронные документы (пункт 11(1) Положения N 1041).
Заявка подана директором Общества путем заполнения электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с приложением электронных документов, предусмотренных пунктом 11(2) Положения N 1041, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица.
Оператор электронной площадки на этапе приема заявок признал, что все поданные в составе файлов заявки (33), в том числе Общества, соответствуют установленным требованиям, приняты и зарегистрированы оператором. Заявку претендента с документами, актуальными на дату и время начала приема заявок, оператор электронной площадки направил организатору торгов (письмо от 20.07.2021 N 2895).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае заявка Общества была подана от имени претендента его уполномоченным руководителем, и документы, представленные в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041, соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, фактически имелись у организатора торгов. У Территориального управления не имелось оснований для отказа Обществу в допуске к участию в аукционе.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом исследования судов, им дана соответствующая оценка. Эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А39-8574/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество для участия в аукционе в соответствии с пунктом 11 Положения N 1041 направило оператору электронной площадки заявку и прилагаемые к ней электронные документы (пункт 11(1) Положения N 1041).
Заявка подана директором Общества путем заполнения электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с приложением электронных документов, предусмотренных пунктом 11(2) Положения N 1041, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае заявка Общества была подана от имени претендента его уполномоченным руководителем, и документы, представленные в соответствии с пунктом 11(2) Положения N 1041, соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, фактически имелись у организатора торгов. У Территориального управления не имелось оснований для отказа Обществу в допуске к участию в аукционе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июля 2022 г. N Ф01-328/22 по делу N А39-8574/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-328/2022
31.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6450/2021
08.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8574/2021
28.09.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6450/2021