Нижний Новгород |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А31-14560/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Домрачевой Н.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022
по делу N А31-14560/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
(ИНН: 4401095293, ОГРН: 1084401010748)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) от 14.10.2021 N 24-05 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Общество указывает, что обязанность по надлежащей эксплуатации внутридомовых инженерных систем жилого дома, в том числе водопроводного ввода, возложена на собственника объекта подключения. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 АПК РФ, не принял дополнительно представленные Обществом документы, в связи с чем они подлежат возврату.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.1).
В период с 22.09.2021 по 27.09.2021 сотрудником административного органа на основании приказа начальника Инспекции от 20.09.2021 N 1492 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка фактов, указанных в обращении от 12.08.2021 N 02-17/984, по вопросу предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению жителям дома, расположенного по адресу: Костромская область, Парфеньевский район, с. Парфеньево, мкр. Зеленый, д. 1А.
В ходе проверки ответчиком установлено, что по информации администрации Парфеньевского муниципального района, представленной письмом от 23.08.2021 N 2177, в мкр. Зеленый, с. Парфеньево сети холодного водоснабжения протяженностью 1505 метров переданы в аренду Обществу. Участок сети холодного водоснабжения к указанному домовладению обозначен на плане-съемке в объеме сетей холодного водоснабжения данного микрорайона. Граница земельного участка домовладения не установлена.
При обследовании территории мкр. Зеленый с. Парфеньево 23.09.2021 Инспекция установила, что в непосредственной близости от домовладения (89-90 м) в смотровом колодце наружной централизованной сети холодного водоснабжения смонтирована запорная арматура, посредством которой осуществляется перекрытие подачи холодной воды в домовладение. На момент обследования смотровой колодец подтоплен водами. Как пояснило Общество, запорная арматура перекрыта в связи с аварией на водопроводном вводе домовладения. Подача холодной воды в домовладение прекращена.
По устной информации заявителя Шатовой Н.Н. подача воды в домовладение полностью прекращена 13.09.2021 (телефонограмма от 14.09.2021), что явилось причиной невозможности проживания в домовладении и непредвиденного отъезда к родственникам.
В связи с отсутствием по месту проживания собственников домовладения, выполнение замеров давления холодной воды в точках водоразбора домовладения, в ходе проверки Инспекцией не проводилось.
В письме от 22.09.2021 N 06/3-1404, представленном в адрес Инспекции, Общество пояснило следующее.
Договор холодного водоснабжения между Обществом и собственником домовладения Шатовой Н.Н. в письменной форме не заключен. Оказание коммунальной услуги по холодному водоснабжению потребителям домовладения осуществляется на основании прямого договора, заключенного посредством совершения конклюдентных действий. Начисления платы за предоставленную услугу по холодному водоснабжению производится Обществом согласно выставляемым счетам с учетом показаний индивидуального прибора учета.
Шатова Н.Н. 15.07.2021 в 21 часов 00 минут обращалась в ЕДС по телефону об аварии на наружных сетях холодного водоснабжения, что зафиксировано в журнале учета выполненных работ. Аварийной службой было проведено обследование сетей в районе домовладения с оформлением акта от 16.07.2021, согласно которому на сетях абонента (собственника домовладения) обнаружена утечка воды. Не согласившись с выводами Общества, Шатова Н.Н. 20.07.2021 обратилась в адрес последнего с заявлением по вопросам предоставления информации, восстановления надлежащего водоснабжения домовладения, о составлении акта. На данное заявление Обществом направлен ответ N 06/3-1149 от 23.07.2021. Мер по нормализации предоставления холодного водоснабжения Обществом принято не было.
При рассмотрения заявления потребителя Инспекция пришла к выводу, что факт прекращения подачи холодной воды в домовладение с 13.09.2021 является нарушением требований пункта 1 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.09.2021 N 29-05.
По факту указанных нарушений должностное лицо Инспекции составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 30.09.2021 N 24-05 и вынесло постановление от 14.10.2021 N 24-05 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Правилами N 354, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и замены штрафа на предупреждение, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен Правилами N 354.
Согласно пункту 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (подпункт "б"); предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 (подпункт "в"); предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт "г").
В силу подпунктов "а", "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Пунктом 1 Приложения 1 к Правилам N 354 установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество по отношению к указанному дому является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, осуществляющим продажу коммунального ресурса (холодной воды) и предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению, соответственно, на него распространяется обязанность по соблюдению установленных требований при предоставлении потребителям коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
В нарушение названных императивных требований законодательства Общество прекратило подачу холодной воды к жилому дому с 13.09.2021. Данный факт Обществом по существу не оспаривается.
Учитывая отсутствие доказательств разграничения ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения жителям указанного дома, суды пришли к верному выводу о том, что Общество несет ответственность за качество коммунальной услуги холодного водоснабжения до наружной стены спорного дома (в отсутствие доказательств обратного). Доказательств, подтверждающих принадлежность собственнику дома участка водопроводной сети от названного смотрового колодца до стены дома, что исключало бы ответственность исполнителя за его техническое состояние, Обществом не представлено. Сведения о несоответствии материала трубопровода требованиям строительных норм и правил отсутствуют. Документы, подтверждающие передачу в аренду Обществу исключительно центральных сетей холодного водоснабжения, не представлены.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного или замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов у суда округа не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А31-14560/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Приложения 1 к Правилам N 354 установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
...
В нарушение названных императивных требований законодательства Общество прекратило подачу холодной воды к жилому дому с 13.09.2021. Данный факт Обществом по существу не оспаривается.
...
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2022 г. N Ф01-3386/22 по делу N А31-14560/2021