Нижний Новгород |
|
05 августа 2022 г. |
Дело N А82-10950/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022
по делу N А82-10950/2021,
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (ИНН: 7602063917, ОГРН: 1077602005216)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)
о признании недействительным пункта 1.1 предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2"
(ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151),
и установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 07.06.2021 N 2323-13-9/21-1 об обязании в срок до 15.09.2021 оборудовать автоматическим регулятором температуры горячей воды систему горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Ярославль, пр-т Дзержинского, 22, 46, 51; Ленинградский пр-т, 64 корп. 3, 66 корп. 3, 74; Архангельский пр-д, 1, 3; Мурманский пр-д, 1; ул. Александра Невского, 7; ул. Бабича, 13, 17 корп. 4, д. 9 корп. 4; ул. Батова, 5; ул. Волгоградская, 59; ул. Громова, 44, 48; ул. Панина, 16, 43 корп. 1, 54; ул. Строителей, 5; ул. Труфанова, 2, 34 корп. 3, 6 корп. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ПАО "ТГК2").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили приложение 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Общество указывает, что Правилами N 170 предусмотрены автоматизация и диспетчеризация инженерного оборудования, установка приборов учета как мероприятия по капитальному ремонту. По мнению Общества, поскольку в спорных домах автоматические регуляторы отсутствовали, их установка не относится к текущему ремонту, в связи с этим предписание неисполнимо.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве не согласилась с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Департамент и ПАО "ТГК2" в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами заявителя, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Департамент ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращении ООО "ТГК2".
В ходе проведения проверки установлено, что в системе горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Ярославль, пр-т Дзержинского, 22, 46, 51; Ленинградский пр-т, 64 корп. 3, 66 корп. 3, 74; Архангельский пр-д, 1, 3; Мурманский пр-д, 1; ул. Александра Невского, 7; ул. Бабича, 13, 17 корп. 4, д. 9 корп. 4; ул. Батова, 5; ул. Волгоградская, 59; ул. Громова, 44, 48; ул. Панина, 16, 43 корп. 1, 54; ул. Строителей, 5; ул. Труфанова, 2, 34 корп. 3, 6 корп. 3, отсутствуют автоматические регуляторы температуры горячей воды, что является нарушением пункта 5.3.1 Правил N 170.
По окончании проверки составлен акт от 07.06.2021 N 35/68 и Обществу выдано предписание от 07.06.2021 N 2323-13-9/21-1, которым заявитель обязан в срок до 15.09.2021 оборудовать систему горячего водоснабжения многоквартирных домов автоматическим регулятором температуры горячей воды.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 20, 161, 162, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 170, Правилами N 491, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила N 115), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для вынесения спорного предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статей 161 и 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами помимо прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В пункте 5 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил N 491).
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Правилами N 170 определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Правил N 170 обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °С.
В силу пункта 12 приложения 7 к Правилам N 170 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, относятся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязанность по выполнению которого возложена на управляющую организацию.
Следовательно, управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы горячего водоснабжения), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, обеспечивая нормативный уровень предоставления услуг.
Факт отсутствия автоматических регуляторов температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирных домов следует из материалов дела, установлен судами и не оспаривается заявителем по существу.
Таким образом, контролирующий орган правомерно возложил на Общество обязанность по устранению выявленного нарушения.
Довод Общества о том, что установка терморегуляторов относится к капитальному ремонту, противоречит пункту 12 приложения 7 к Правилам N 170. В данном случае решение собственников для установки автоматических регуляторов не требуется, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством (пункт 5.3.1 Правил N 170).
Доводы заявителя жалобы о том, что многоквартирные дома, указанные в пункте 1.1 предписания, были введены в эксплуатацию в период 1968 - 1999 годов, действие Правил N 170 и N 115 не распространяется на правоотношения, возникшие до даты вступления их в силу, отклоняются судом округа.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено недопущением управляющей организацией нарушения жилищных прав граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества.
В связи с этим независимо от дат постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию Общество должно соблюдать действующие (введенные после сдачи дома в эксплуатацию) нормы и правила.
Ссылка Общества на неисполнимость предписания отклоняется судом кассационной инстанции. Управляющей организации предоставлено право выбора способа устранения нарушения, а также определение объема необходимых работ, которые она обязана осуществлять в силу возложенных на нее договором и действующим жилищным законодательством обязательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А82-10950/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °С.
В силу пункта 12 приложения 7 к Правилам N 170 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, относятся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязанность по выполнению которого возложена на управляющую организацию.
...
Довод Общества о том, что установка терморегуляторов относится к капитальному ремонту, противоречит пункту 12 приложения 7 к Правилам N 170. В данном случае решение собственников для установки автоматических регуляторов не требуется, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством (пункт 5.3.1 Правил N 170)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2022 г. N Ф01-3811/22 по делу N А82-10950/2021