г. Нижний Новгород |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А11-15267/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу внешнего управляющего акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" Посашкова Алексея Николаевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.02.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А11-15267/2021
по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН: 1067746766240, ИНН: 7702609639)
о привлечении акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" к административной ответственности
и установил:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.02.2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды необоснованно признали наличие в действиях Общества состава административного правонарушения в связи с тем, что определением Арбитражного суда Владимирской области от 15.09.2020 в отношении Общества введена процедура внешнего управления, следовательно, исполнение обязательств по оплате услуги передаче электрической энергии в составе четвертой очереди текущих платежей невозможно до погашения задолженностей, относящихся к первой и второй очереди текущих платежей, и из-за отсутствия денежных средств.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Общество относится к числу потребителей, осуществляющих эксплуатацию объектов, ограничение режима потребления объектов электросетевого хозяйства которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Для осуществления своей деятельности Общество заключило с обществом с ограниченной ответственностью "МРСК Центра и Приволжья" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - ПАО "Россети Центр и Приволжье")) договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.01.2014 N 0114-72.
В связи с наличием задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии ПАО "Россети Центр и Приволжье" направило Обществу уведомление от 30.06.2021 N МР7-ВлЭ/26-02/4825 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии (мощности) не позднее чем через 60 календарных дней с момента получения данного уведомления.
Уведомление получено Обществом 09.07.2021.
Вместе с тем в нарушение требований уведомления, пунктов 255, 256 Основных положений Общество не предоставило обеспечение исполнения обязательств по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии через 60 календарных дней со дня получения уведомления.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" обратилось в Управление с заявлением от 15.09.2021 N МР7-ВлЭ/26-02/7149 о привлечении Общества к административной ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в соответствии со статьей 14.61 КоАП РФ.
На основании полученной информации Управлением проведена проверка, в ходе которой установлено, что Общество не представило в установленный срок обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Управление, усмотрев в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, составило протокол об административном правонарушении от 02.12.2021 N 9.3-1461-Пр/181В-2021 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 14.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены в Законе N 35-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении гарантирующим поставщиком гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Указанными потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения, если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Основных положений).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному пунктом 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 Основных положений уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Основных положений.
Общество не предоставило гарантирующему поставщику банковскую гарантию в установленный срок, в срок, указанный в уведомлении, задолженность не погасило, поэтому суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами (в том числе протоколом от 02.12.2021 по делу об административном правонарушении), свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности Общества имел возможность не допустить совершения административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы об отсутствии возможности исполнения обязанности по оплате за услуги по передаче электрической энергии в связи с введением в отношении Общества процедуры банкротства отклоняется судом кассационной инстанции.
Введение процедуры банкротства не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате поставленной электрической энергии.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Основные положения каких-либо исключений для предприятий, находящихся в процедуре банкротства, не содержат. При этом действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) ограничений в использовании обеспечения исполнения обязательств по оплате текущих платежей не предусмотрено.
Доказательства принятия Обществом должных мер по недопущению нарушений установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии либо доказательства наличия чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, не позволивших соблюсти требования закона, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии оснований для привлечения должностного лица Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не пропущен.
В рассматриваемом случае суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Размер определенного административного наказания установлен с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного им правонарушения и соразмерен его тяжести.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом выводы и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А11-15267/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу внешнего управляющего акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" Посашкова Алексея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства принятия Обществом должных мер по недопущению нарушений установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии либо доказательства наличия чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, не позволивших соблюсти требования закона, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии оснований для привлечения должностного лица Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не пропущен.
В рассматриваемом случае суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Размер определенного административного наказания установлен с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного им правонарушения и соразмерен его тяжести."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2022 г. N Ф01-3602/22 по делу N А11-15267/2021