г. Нижний Новгород |
|
26 августа 2022 г. |
Дело N А43-12542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей от истца: Кожохина В.Н. (доверенность от 31.10.2018), от ответчика: Алтынцевой Г.Н. (доверенность от 28.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.03.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А43-12542/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича
о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области,
заинтересованные лица - Департамент транспорта дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода,
и установил:
индивидуальный предприниматель Каргин Дмитрий Валентинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство), выразившееся в невыдаче письменного подтверждения осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Т-71 и отсутствия нарушений за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, и обязании Министерства восстановить нарушенные права и законные интересы Предпринимателя.
Решением от 01.03.2022 суд удовлетворил заявленное требование, но не усмотрел оснований для применения правовосстановительной меры.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявления Предпринимателя о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области отказано.
Предприниматель не согласился с решением и постановлением Первого арбитражного апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", полагает, что вывод суда о том, что заявление Предпринимателя не поступало в Министерство не поступало, ошибочно. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве отклонило доводы Предпринимателя, указав на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 17.02.2021 обратился в Министерство и Департамент транспорта дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода с заявлениями о выдаче в рамках Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-3 "О транспортном налоге" (далее - Закон о транспортном налоге) подтверждения об осуществлении им в 2019 году перевозок по муниципальному маршруту N Т-71 и отсутствии с его стороны нарушений за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Департамент транспорта дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода письмом от 22.03.2021 ответил на заявление Предпринимателя и указал, что не является контрольно-надзорным органом в сфере транспорта, для получения подтверждения отсутствия нарушений необходимо обращаться в Приволжское межрегиональное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Министерство в апреле 2021 года получило обращение Предпринимателя и 09.04.2021 перенаправило его в Департамент транспорта дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода. Копия письма направлена Предпринимателю.
Не получив ответа на свое обращение по существу, Предприниматель 19.04.2021 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании бездействия Министерства незаконным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге", Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Транспортный налог на территории Нижегородской области введен Законом Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге" (далее - Закон N 71- З).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 71-З налоговая льгота, предусмотренная абзацем 13 пункта 2 настоящей статьи, предоставляется при наличии письменного подтверждения от органа исполнительной власти Нижегородской области или органа местного самоуправления, уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Нижегородской области или муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на соответствующей территории, осуществления налогоплательщиком перевозок по муниципальным и (или) межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и отсутствия нарушений с его стороны.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, статьей 4 Закона Нижегородской области от 01.02.2017 N 11-З "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Нижегородской области", пунктом 6 решения Городской Думы города Нижнего Новгорода от 22.02.2017 N 33 "О Положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Нижнем Новгороде" (далее - Положение N 33) администрация является уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим функции по организации регулярных перевозок, в том числе по вопросам организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода автомобильным транспортом общего пользования, по контролю за выполнением условий муниципального контракта, заключенного в соответствии с пунктом 3.6 Положения N 33 или свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Закон Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее - Закон N 168-З) в соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 5 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) между органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Бор, городского округа город Дзержинск, городского округа город Арзамас, Балахнинского муниципального округа, Городецкого муниципального района, Кстовского муниципального района и Богородского муниципального округа и органами государственной власти Нижегородской области.
На основании норм Закона N 168-З, вступившего в силу с 01.01.2020, отдельные полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти Нижегородской области начиная с 01.01.2020.
Во исполнение положений Закона N 168-З постановлением Правительства Нижегородской области от 15.01.2020 N 25 Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Бор, городского округа город Дзержинск, городского округа город Арзамас, Балахнинского муниципального района, Городецкого муниципального района, Кстовского муниципального района и Богородского муниципального района Нижегородской области.
Действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Законом N 59-ФЗ.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Предприниматель 17.02.2021 направил заявление в адрес Министерства заказным письмом N 60312756005744, однако согласно официальному сайту Почты России возвращено отделением почтовой связи с отметкой "истек срок хранения". Конверт вернулся отправителю 24.03.2021, следовательно, Предприниматель знал, что Министерство письмо не получило.
Поскольку заявление от 17.02.2021, на котором Предприниматель основывает свое требование, в Министерство не поступило, у него не возникла обязанность по рассмотрению этого письма.
При получении повторного обращения в апреле 2021 года Министерство 09.04.2021 направило обращение Предпринимателя в администрацию города Нижнего Новгорода для получения необходимой информации, так как в 2019 году она являлась уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, в том числе по вопросам организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода автомобильным транспортом общего пользования, контроля за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и уведомило об этом Предпринимателя.
Министерство 31.01.2022 направило Предпринимателю необходимое подтверждение, составленное на основании информации, полученной от администрации города Нижнего Новгорода и Приволжского межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны Министерства бездействия, выразившегося в невыдаче письменного подтверждения осуществления Предпринимателем перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Т-71 и отсутствия у него нарушений за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований применять правовосстановительную меру в связи с тем, что на момент вынесения решения от 01.03.2022 письменное подтверждение уже было выдано Предпринимателю.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судом выводов.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А43-12542/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее - Закон N 168-З) в соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 5 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) между органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Бор, городского округа город Дзержинск, городского округа город Арзамас, Балахнинского муниципального округа, Городецкого муниципального района, Кстовского муниципального района и Богородского муниципального округа и органами государственной власти Нижегородской области.
...
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Законом N 59-ФЗ.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 августа 2022 г. N Ф01-4175/22 по делу N А43-12542/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4175/2022
26.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4172/2022
01.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2606/2022
01.03.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-12542/2021