Нижний Новгород |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А28-7545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022
по делу N А28-7545/2021
по иску Кировского областного государственного клинического бюджетного учреждения здравоохранения "Центр онкологии и медицинской радиологии"
(ИНН: 4346001911, ОГРН: 1034316525110)
к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (ИНН: 5256048032, ОГРН: 1045207042528),
третье лицо - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ИНН: 4347010468, ОГРН: 1034316527431)
о взыскании 131 712 рублей 80 копеек
и установил:
Кировское областное государственное клиническое бюджетное учреждение здравоохранения "Центр онкологии и медицинской радиологии" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - Страховая компания) о взыскании 131 712 рублей 80 копеек долга.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Фонда, оказанные Учреждением в спорный период услуги по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи по гистологии в амбулаторных условиях не подлежат оплате, так как в данный период Учреждение не имело соответствующей лицензии.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве отклонило доводы жалобы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Страховая компания в отзыве просила отменить обжалуемые судебные акты; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Фонд и Учреждение представили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие представителей.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Учреждение является медицинской организацией, имеющей право осуществлять медицинскую деятельность в сфере ОМС и включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
ООО СК "Ингосстрах-М" (страховая медицинская организация) и КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" (организация) заключили договор от 01.01.2013 N 18/МО на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с пунктом 1 которого организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 4.1 договора страховая медицинская организация обязана оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Страховая компания провела повторный медико-экономический контроль и установила, что Учреждение при отсутствии лицензии оказало первичную специализированную медико-санитарную помощь по гистологии в амбулаторных условиях на общую сумму 131 712 рублей 80 копеек (код дефекта 5.5.1).
По результатам контроля составлен акт от 14.01.2021 и 05.03.2021 Учреждению направлена претензия с требованием оплатить спорную сумму.
Учреждение отказалось удовлетворить претензию (письмо от 15.03.2021), в связи с этим Страховая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьей 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 2, 3, 9, 12, 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что предъявленные Учреждением счета за оказание услуг по первичной специализированной медико-санитарной помощи по гистологии в амбулаторных условиях подлежат оплате, и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 4 Закона N 326-ФЗ основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика, создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 2 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая выявление новообразований.
Территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (часть 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, медицинские услуги, которые оказаны медицинскими организациями, действующими в сфере обязательного медицинского страхования, гражданам, имеющим действующие полисы обязательного медицинского страхования, подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, а оказание таким гражданам медицинских услуг, предусмотренных базовой программой, на платной основе не допускается.
На основании пункта 9 части 1 статьи 3, части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ утверждается в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, формируется и соответствует единым требованиям базовой программы ОМС.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), в пункте 3 которого предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу приложения к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе работы (услуги) по гистологии.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Учреждению отказано в оплате счетов за оказание в период с января по апрель 2020 года первичной медико-санитарной специализированной помощи по гистологии в амбулаторных условиях.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что выданные Учреждению лицензии от 04.04.2018 и от 06.02.2019 предоставляли право на выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, при этом клиническая лабораторная диагностика включает многочисленные разделы, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, гистологию, цитологию, иммунологию, вирусологию, микробиологию, бактериологию, паразитологию и другие; приказом Минздрава Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, согласно которой клиническая лабораторная диагностика является сложной медицинской услугой и относится к разделу 03 - комплексные диагностические услуги (методы исследования: лабораторные, функциональные инструментальные, рентгенорадиологические и др.), содержащий также перечень диагностических комплексов, включая лабораторные исследования биологических жидкостей, морфологическое исследование тканей, а также комплекс исследований для диагностики злокачественных новообразований (класс 016 - клиническая лабораторная диагностика).
С учетом изложенного, приняв во внимание, что выданные Учреждению лицензии, действующие в 2020 году, предоставляли право на оказание услуг по клинической лабораторной диагностике, в том числе гистологии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях; в состав Учреждения входят, в том числе структурные подразделения для проведения лабораторных исследований; из приложения N 6.6 к решению Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 30.12.2019 N 20/15 следует, что Учреждению на 2020 год утверждены объемы и финансовые средства на оказание медицинской помощи с применением гистологических исследований в амбулаторных условиях; оказание первичной медико-санитарной специализированной помощи по гистологии в амбулаторных условиях включено в лицензию от 28.09.2020, суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае предъявленные Учреждение к оплате счета подлежат оплате.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Учреждения, взыскав в его пользу с Страховой компании 131 712 рублей 80 копеек.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А28-7545/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что выданные Учреждению лицензии от 04.04.2018 и от 06.02.2019 предоставляли право на выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, при этом клиническая лабораторная диагностика включает многочисленные разделы, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, гистологию, цитологию, иммунологию, вирусологию, микробиологию, бактериологию, паразитологию и другие; приказом Минздрава Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, согласно которой клиническая лабораторная диагностика является сложной медицинской услугой и относится к разделу 03 - комплексные диагностические услуги (методы исследования: лабораторные, функциональные инструментальные, рентгенорадиологические и др.), содержащий также перечень диагностических комплексов, включая лабораторные исследования биологических жидкостей, морфологическое исследование тканей, а также комплекс исследований для диагностики злокачественных новообразований (класс 016 - клиническая лабораторная диагностика)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф01-4259/22 по делу N А28-7545/2021