Нижний Новгород |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А43-21839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачёва А.А.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области - Балаганина Т.В. (доверенность от 10.06.2022);
от Орлова Максима Мирославовича - Дремина Ю.В. (доверенность от 03.06.2022);
от общества с ограниченной ответственностью "Консалт Юнити" - Дремина Ю.В. (управляющий)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А43-21839/2021
по заявлению Орлова Максима Мирославовича и общества с ограниченной ответственностью "Консалт Юнити" (ИНН 3313028850, ОГРН 1193328002625)
о признании незаконным внесения Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью ТК "Скантранс"
и установил:
Орлов Максим Мирославович (далее - Орлов М.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения об исключении общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "Скантранс" (далее - Общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также просило обязать исключить из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности Общества.
Определением от 23.08.2021 суд первой инстанции привлёк в качестве соистца общество с ограниченной ответственностью "Консалт Юнити".
Решением от 26.01.2022 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2022 по делу N А43-21839/2021 отменено. Суд апелляционной инстанции признал незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2215200421710 от 10.06.2021 об исключении общества с ограниченной ответственностью ТК "Скантранс".
Не согласившись с постановлением Первого арбитражного апелляционного суда налоговый орган обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество с ограниченной ответственностью "Консалт Юнити" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения. Полагают, что наличие формальной причины для исключения из ЕГРЮЛ не может быть безусловным основанием для принятия такого решения; прекращение правоспособности Общества нарушает права общества с ограниченной ответственностью "Консалт Юнити", как кредитора. Считает, что Общество не отвечало признакам недействующего юридического лица.
Представитель Орлова М.М. поддержала позицию ООО "Консалт Юнити".
Законность судебного акта, принятого Первым арбитражным апелляционным судом проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с ограниченной ответственностью ТК "Скантранс" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.04.2014, единственным участником Общества и его руководителем является Орлов М.М.. В качестве адреса места нахождения организации заявлено: Нижегородская область, г.
Дзержинск, пр-т Ленина, д. 1.
В Инспекцию от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области 11.11.2019 поступило заявление о недостоверности сведений об адресе Общества, с приложением письма собственника здания общества ограниченной ответственностью "Эгида" от 23.10.2019 о том, что Общество в настоящее время помещение не арендует.
Инспекцией 14.11.2019 в адрес Общества и Орлова М.М. направлено уведомление N 563 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.
В ответ на данное уведомление Общество 19.12.2019 сообщило Инспекции, что в настоящий момент не может внести достоверные сведения о юридическом адресе организации в связи с утратой учредительных документов; просило предоставить время для восстановления пакета учредительных документов и внесения сведений о достоверности юридического адреса.
Инспекцией 31.01.2020 в отношении Общества в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе данного юридического лица, а 24.02.2021 принято решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ как фактически недействующего юридического лица; сведения о предстоящем исключении были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.
10.06.2021 в отношении ООО ТК "Скантранс" налоговым органом вынесено решение о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
10.06.2021 регистрирующим органом внесена запись об исключении ООО ТК "Скантранс" из ЕГРЮЛ за ГРН 2215200421710.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 30.08.2021 N 09-12/19103@ в удовлетворении жалобы ООО "Консалт Юнити" отказано.
Полагая исключение общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "Скантранс" из Единого государственного реестра юридических лиц незаконным, Орлов Максим Мирославович и ООО "Консалт Юнити" обратились с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 11, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ), Арбитражный суд Нижегородской области не усмотрел оснований для признания оспариваемой записи недействительной, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал заявителям в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, Первый арбитражный апелляционный суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества и кредиторов, на момент исключения из ЕГРЮЛ Общество не являлось организацией, фактически прекратившей предпринимательскую деятельность.
Рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, который в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение вышеуказанного срока заявления кредиторами (иными заинтересованными лицами) не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (часть 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189 отмечено, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи не допускается.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что ООО ТК "Скантранс" является фактически действующим юридическим лицом и намерено осуществлять деятельность в дальнейшем, о чем неоднократно ставило в известность регистрирующий орган, на момент исключения из ЕГРЮЛ Общество представляло бухгалтерскую отчетность, а также принимало участие в судебном разбирательстве по делу N А43-39004/2020, находящемся в производстве Арбитражного суда Нижегородской области, по заявлению Общества к Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Нижегородской области об оспаривании решения налогового органа, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным внесения Инспекцией записи от 10.06.2021 об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Вопреки доводам инспекции, факт соблюдения регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, сам по себе не свидетельствует о правомерности таких действий и не является безусловным основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку последнее принято без учета фактических обстоятельств. Судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что налоговый орган исключил организацию из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений об адресе, то есть признаки фактически недействующего юридического лица не устанавливались.
Кроме того, суд округа соглашается с выводами о том, что исключение ООО ТК "Скантранс" из ЕГРЮЛ препятствует реализации прав кредитора - ООО "Консалт Юнити" в части взыскания задолженности, тем самым нарушая его права и законные интересы, что является основанием для восстановления исключенного из ЕГРЮЛ общества в реестре как действующего юридического лица.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А43-21839/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Толмачёв |
Судьи |
О.А.Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189 отмечено, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2022 г. N Ф01-4477/22 по делу N А43-21839/2021