Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2004 N КА-А40/2006-04
В судебной практике часто возникают споры по вопросам правомерности привлечения к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленной ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и о способе фиксации данного правонарушения.
В соответствии с частью 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ.
Одновременно п. 5 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ определено, что должностные лица налоговых органов составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3-15.9, 15.11, частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ. Таким образом, непосредственно КоАП РФ не наделяет налоговые органы полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного, организация обратилась в суд с иском об оспаривании постановления инспекции и о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По мнению организации, налоговая инспекция была не вправе возбуждать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении, составленный не уполномоченными на то законом должностными лицами государственных органов, не может служить поводом к возбуждению административного дела. Кроме того, при проведении осмотра торгового помещения магазина сотрудниками налоговой инспекции, производящими проверку, были нарушены положения ст. 27.8 КоАП РФ, а именно: осмотр проводился без понятых.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 27.03.2003 N А40-39202/03-94-416 отказал в удовлетворении указанных требований.
Суд отметил, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 793 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" на Госналогслужбу России возложен государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. В соответствии с пп. 64 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2003 N А40-39202/03-94-416 апелляционная жалоба организации оставлена без удовлетворения по основаниям, указанным в решении суда первой инстанции. При этом апелляционная инстанция дополнительно отметила, что событие административного правонарушения выявлено должностными лицами инспекции при проверке, о чем составлен соответствующий акт и протокол об административном правонарушении.
Таким образом, должностные лица инспекции не обязаны применять меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренную ст. 27.8 КоАП РФ, - осмотр принадлежащих юридическому или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2004 N КА-А40/2006-04 принятые судебные акты оставлены без изменения.
Советник налоговой службы III ранга |
Н.Б. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве N СП-4 "Контроль за оборотом алкогольной продукции"
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 14, июль 2004 г.