Нижний Новгород |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А43-34986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Пикина Д.В. (доверенность от 03.02.2022),
от заинтересованного лица: Беляковой Ю.А. (доверенность от 20.04.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
"Логистический и информационно-правовой центр"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022
по делу N А43-34986/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Логистический и информационно-правовой центр"
(ИНН: 7726635927, ОГРН: 1097746538064)
о признании недействительным решения Приволжского таможенного управления
от 27.07.2021 N 06-03-13/43,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Пермская таможня
(ИНН: 5902290177, ОГРН: 1025900913884),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Приволжского таможенного управления (далее - Управление) от 27.07.2021 N 06-03-13/43, вынесенного по жалобе Общества на действия Пермской таможни.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пермская таможня.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Общество не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Обществ полагает, что на него распространяются обеспечительные меры, принятые по требованию акционерного общества "Галополимер Пермь" в рамках дела N А10-1623/2021.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Пермская таможня в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Общества, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в период с апреля 2018 года по октябрь 2019 года Общество (таможенный представитель), действующее от имени акционерного общества "Галополимер Пермь" (далее - АО "Галополимер Пермь", декларант), в целях помещения товаров ("плавиковый шпат") под процедуру выпуска для внутреннего потребления подало 545 деклараций на товары (далее - ДТ), в том числе ДТ N 10602050/250418/0005789.
Бурятская таможня провела в отношении АО "Галополимер Пермь" камеральную таможенную проверку, по результатам которой 04.03.2021 и 09.03.2021 приняла 19 решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 544 декларациях на товары, в том числе в ДТ N 10602050/250418/0005789.
В связи с принятием решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10602050/250418/0005789, Обществу доначислены таможенные платежи и пени в общей сумме 160 630 рублей 77 копеек, 24.03.2021 сформирован паспорт задолженности.
Пермская таможня направила в личный кабинет Общества уведомление от 25.03.2021 N 10411000/У2021/0000686 о неуплаченных таможенных платежах и 19.04.2021 приняла решение N 10411000/2021/РА/0000050 о взыскании с единого лицевого счета Общества таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей в размере 102 705 рублей 44 копеек в связи с истечением срока исполнения уведомления от 25.03.2021 (уведомление от 19.04.2021 N Ю411000/2021/УАИ/0000040 направлено Обществу посредством АПС "Задолженность").
Указанная сумма 23.04.2021 списана с лицевого счета Общества.
Общество, посчитав действия Пермской таможни по принудительному взысканию таможенных платежей неправомерными, 21.06.2021 обратилось в соответствии с положениями главы 51 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) в Управление с жалобой на действия Пермской таможни.
Решением Управления от 27.07.2021 N 06-03-13/43 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд заявлением.
Руководствуясь статьями 90, 96, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 55 (пункт 3), 68 (пункт 2), 405 (пункт 4) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьями 71, 73 (части 12, 15, 19, 20), 80, 285 (часть 1), 286 (часть 1), 288 (часть 1), 289 (часть 1), 297 (часть 1), 298, 299 Федерального закона N 289-ФЗ, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводам о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует фактическим обстоятельствам применения Пермской таможней мер принудительного взыскания и требованиям статьи 298 Федерального закона N 289-ФЗ, нарушает право Общества на устранение допущенных нарушений в установленном административном порядке, обязав Управление устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем повторного рассмотрения жалобы от 21.06.2021 N 05222.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 50, 55 (пункты 3 и 7), 68 (пункт 2), 405 (пункт 4) ТК ЕАЭС, статьями 73 (части 12, 15, 19, 20), 80, 285 (часть 1), 292 (часть 1), 298 (часть 2) Федерального закона N 289-ФЗ, пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (пункт 3 статьи 55 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ).
В части 12 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях (уточнениях к уведомлению).
Согласно части 19 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 55 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ).
Решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей принимается не позднее десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 19 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ.
Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей в равной степени возлагается как на декларанта (АО "Галополимер Пермь"), так и на таможенного представителя (Общество), каждый из которых несет солидарную ответственность за ее неисполнение.
При рассмотрении настоящего спора суды установили, что Бурятская таможня по результатам камеральной таможенной проверки (акт от 03.02.2021 N 10718000/210/030221/А000018) вынесла решения от 04.03.2021 и 09.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 545 декларациях на товары. На основании данных решений доначислены дополнительные таможенные пошлины и пени, в том числе, по ДТ N 1060205/250418/0005789 в размере 160 630 рублей 77 копеек. В связи с неуплатой доначисленных таможенных пошлин Пермская таможня вынесла в адрес Общества уведомления от 25.03.2021 N 10411000/У2021/0000686 и от 19.04.2021 N 10411000/2021/УАИ/0000040; уведомление от 19.04.2021 N 10411000/2021/УАИ/0000040 обращено Пермской таможней к исполнению.
Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.04.2021 по делу N А10-1623/2021 Обществу отказано в принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, вынесенных на основании решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 545 декларациях на товары от 04.03.2021 и 09.03.2021.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для удовлетворения жалобы Общества на действия Пермской таможни, и правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о том, что на него распространяются обеспечительные меры, принятые по требованию АО "Галополимер Пермь" в рамках дела N А10-1623/2021, подлежит отклонению, поскольку указанные меры приняты судом по заявлению и в отношении декларанта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованного судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу N А43-34986/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ).
Решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей принимается не позднее десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 19 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2022 г. N Ф01-6031/22 по делу N А43-34986/2021