Нижний Новгород |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А43-29873/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповым А.А.
при участии представителей
от истца: Царевой Г.Н. (доверенность от 08.07.2022),
Сперанской Е.С. (доверенность от 08.07.2022),
от ответчика: Кудряшова С.Н. (доверенность от 07.11.2021),
от третьего лица - Министерство лесного хозяйства и
охраны объектов животного мира Нижегородской области:
Сперанской Е.С. (доверенность от 30.04.2021),
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Ивана Владимировича:
Жукова М.Г. (доверенность от 09.11.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Федерального агентства лесного хозяйства и
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Ивана Владимировича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022
по делу N А43-26039/2021
по иску Федерального агентства лесного хозяйства
(ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298)
к закрытому акционерному обществу "Валковское"
(ИНН: 5222004421, ОГРН: 1075222001084)
о признании недействительными результатов межевания земельного участка,
о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка и
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области,
лицо, участвующее в деле, в целях обеспечения законности -
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура,
и установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к закрытому акционерному обществу "Валковское" (далее - Общество) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:224, в части его наложения на земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553, о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224 и о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Учреждение).
К участию в деле также привлечена Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - Прокуратура) в целях обеспечения законности, на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.01.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022, отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с названными судебными актами, Агентство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на отнесении части спорного земельного участка к землям лесного фонда; при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка допущены существенные нарушения; согласование границ земельного участка является незаконным; спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый лесной фонд, был представлен в постоянное (бессрочное) пользование, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте и приватизации не подлежит, правом распоряжения таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены; факт использования земельного участка для сельскохозяйственного производства не доказан; наличие в ЕГРН записи об отнесении спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о его переводе в границах лесного участка в указанную категорию; право собственности Российской Федерации в силу закона на лес зарегистрировано ранее спорного земельного участка; земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно передан в собственность, в связи с чем подлежит исследованию добросовестность правообладателей данного участка; наличие информации в системе ЛесЕГАИС не подтверждает категорию земли и право ответчика на осуществление рубки; настоящим спором затрагиваются права и законные интересы арендатора лесного участка. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедев Иван Владимирович (далее - Лебедев И.В.), не согласившись с принятыми судебными актами, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, вынесенными судебными актами непосредственно затрагиваются права и законные интересы Лебедева И.В. как правообладателя лесного участка (арендатора), на который накладывается спорный земельный участок, принадлежащий ответчику; сведения из ЕГРН не имеют исключительный приоритет перед государственным лесным реестром (далее - ГЛР) без учета обстоятельств формирования и фактического использования участка; формирование земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224 в нарушение требований законодательства об охране лесов; у муниципалитета не имелось полномочий по распоряжению участком, занятым лесом.
Определениями от 10.10.2022 и 02.11.2022 рассмотрение кассационной жалобы отложено на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 02.11.2022 и 05.12.2022 соответственно.
В судебных заседаниях представители заявителей, Министерства и Прокуратуры поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросили отменить обжалованные решение и постановление.
Представители ответчика в отзыве на кассационную жалобу и в судебных заседаниях сослались на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросили отказать в удовлетворении жалоб.
Законность решения Арбитражный суд Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, согласно сведениям из ЕГРН, Общество владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 52:27:0020001:224; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 340 527 квадратных метров, адрес: Нижегородская область, Лысковский район, участок 69, государственная регистрации права N 52-52-17/026/2011-318.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 для размещения объектов лесного фонда. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "Актуальные, ранее учтенные". Право собственности зарегистрировано 20.11.2008 за номером N 52-52-06/052/2008-219, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, выданного филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 333 415 квадратных метров.
Ссылаясь на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:224 в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован и сформирован за счет земель лесного фонда (имеет пересечение границ и частично расположен на землях лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553), что привело к нарушению прав Российской Федерации, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции на основе оценки заключения ФГУП "Рослесинфорг" по материалам лесоустройства и с учетом иных представленных в дело документов, пришел к выводу о наличии факта наложения на земельный участок, границы которого описаны в заключении N 11 о пересечении границ лесного фонда с границами иных земель. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд учел, что земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553 не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. При этом суд указал на приоритет сведений, указанных в ЕГРН в отношении спорного земельного участка над сведениями, содержащихся в материалах лесоустройства. Нахождение лесов на спорном земельном участке, несмотря на то, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, само по себе не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует об отнесении такого участка к объектам лесного фонда. Использование спорного земельного участка не по целевому назначению или с нарушением законодательства не доказано.
Между тем, при вынесении судебных актов суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью, не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 60.2 (частям 1 и 4) Закона N 218-ФЗ в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В статье 14 (частях 3 и 6) Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Данные положения не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 4.6 (частям 5 - 7) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Указанные положения введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ). Согласно статье 10 (частей 6 и 7) этого закона орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но также исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя. Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами. Такой правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:224 был поставлен на кадастровый учет 21.08.2009, а право собственности правопредшественника ответчика зарегистрировано до 01.01.2016. Судебные инстанции приняли заключение ФГУП "Рослесинфорг" по материалам лесоустройства и в качестве надлежащего доказательства и пришли к выводу о наличии факта наложения на земельный участок, границы которого описаны в заключении N 11 о пересечении границ лесного фонда с границами иных земель. Однако, отказывая в удовлетворении требований Агентства, суды учли, что земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553, о пересечении с которым заявляется истец, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае вопрос о наложении земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224 на земли лесного фонда и земельный участок с кадастровым номером 52:27:0020001:553, в сущности, не исследовался; суду необходимо было исследовать обстоятельства соотношения спорного земельного участка с лесными участками.
Как отметила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438, Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, которым допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.
Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.
Постановление Правительства N 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 52:27:0020001:553 для размещения объектов лесного фонда поставлен на кадастровый учет как "актуальные, ранее учтенные". Право собственности зарегистрировано 20.11.2008 за номером N 52-52-06/052/2008-219, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, по существу, не означает отсутствие этого земельного участка как объекта недвижимости, юридическим моментом возникновения которого является постановка его на кадастровый учет (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2013 N АКПИ13-878).
В силу статьи 4.2 (части 1) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией и никем не оспорено.
Ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4466).
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 86-КГ17-2).
Судебные инстанции не дали должной правовой оценки представленным Агентством и Министерством доказательствам, подтверждающим наложение спорного участка на лесные участки и отнесение его части к участкам лесного фонда; заявленные аргументы не отклонили. Обстоятельства, связанные с пересечением земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:553, не установлены судами. Вопрос о наличии на спорном земельном участке лесных насаждений и их качества и назначения также не выяснялся обеими судебными инстанциями. Между тем, эти обстоятельства имеют существенное и определяющее значение в настоящем споре. Без их выяснения судебные акты нельзя признать обоснованными.
На основании статей 287 (пункта 3 части 1) и 288 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение. Основаниями для отмены решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а также неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
С учетом изложенного суд округа счел, что для принятия обоснованного и законного решения требуются исследование и оценка дополнительных доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, а потому в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, в силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" применительно к кругу лиц, которые вправе обжаловать судебный акт, разъяснено, что к иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Департаментом лесного комплекса Нижегородской области (арендодатель) и Лебедев И.В. (арендатор) заключили договор аренды лесного участка 20.02.2013 N 623, согласно пункту 1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 настоящего договора.
В силу пункта 2 договора лесной участок 5861 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в Лысковском районе Нижегородской области, Лысковское межрайонное лесничество, Сельскомазское участковое лесничество, кварталы 234 - 237, Керженское участковое лесничество, кварталы 167, 168, 174, 175, 181, 182, 188, 189, 195, 196, 202, 208, 214, 218 - 227, Валковское участковое лесничество, кварталы 18, 19, 22, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 51, 102 - 106 (месторасположение в соответствии с материалами лесоустройства 1995 г.: ГУ НО "Лысковский лесхоз", Сельскомазское лесничество, кварталы 234 - 237; Керженское лесничество, кварталы 167, 168, 174, 175, 181, 182, 188, 189, 195, 196, 202, 208, 214, 218 - 227; Валковское лесничество, кварталы 18, 19, 22, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 51; Колхоз "Валковский", кварталы 1 - 5).
Объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи 11.03.2013.
Как указано в пункте 4 договора, лесной участок передается в аренду для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору - для заготовки древесины.
Как указывает Лебедев И.В. на наличие наложения спорного земельного участка на часть переданного арендатору в пользование участка лесного фонда.
Уменьшение площади лесопользования на площадь наложения земельного участка свидетельствует об изменении характеристик предмета аренды, что ведет к изменению условий сделки в части объема заготовки древесины и соответственного арендной платы, что также затрагивает права арендатора по отношению к сторонам спора.
При изложенных обстоятельствах Лебедев И.В. может быть признан лицом о правах и обязанностях которого принят судебный акт. Непривлечение к участию в деле лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты вынесенным судебным актом, приводит к существенному нарушению норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным и самостоятельным основанием для отмены решения, влекущим направление дело на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
На основании изложенного суд кассационной инстанции счел необходимым отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по настоящему делу и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, оценить представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора (наложение земельных и лесных участков, фактическое нахождение леса), при необходимости решить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы в порядке, предусмотренном в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание правовой режим земельного участка с кадастровым номером 52:27:0020001:224; привлечь к участию в деле Лебедева И.В., оценить его доводы о нарушении прав и законных интересов; при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьями 288 и 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А43-29873/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4.2 (части 1) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
...
Ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4466).
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 86-КГ17-2)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф01-5151/22 по делу N А43-29873/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1240/2022
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5151/2022
21.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1240/2022
17.01.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29873/2021