Нижний Новгород |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А43-9491/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Завьяловой Е.Ю. (доверенность от 13.12.2021),
от заинтересованного лица: Батракова А.С. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022
по делу N А43-9491/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум"
(ИНН: 5262278122, ОГРН: 1125262005945)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум" (далее - ООО "Мебельный Бум", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по отказу в приеме документов от 23.12.2021 о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам за 2013 - 2016 годы; признании незаконными действий Инспекции по отказу в проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам за 2013 - 2016 годы; обязании Инспекции принять заявление Общества о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам за 2013 - 2016 годы; обязании Инспекции провести с Обществом совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам за 2013 - 2016 годы.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Мебельный Бум" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 21, 22, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По его мнению, у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам за спорный период.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 23.12.2021 Общество посредством телекоммуникационных каналов связи (далее - ТКС) направило в Инспекцию четыре запроса о предоставлении актов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013 - 2016 годы.
Инспекция 29.12.2021 направила Обществу уведомления об отказе в приеме, мотивированные тем, что дата, на которую запрашивается информация, превышает 3 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 25.03.2022 N 09-12-02/06187@ жалоба Общества на действия Инспекции оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Мебельный Бум" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 21, 32 Кодекса, статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной налоговой службы от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи", письмом Федеральной налоговой службы от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что обжалуемые действия налогового органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 5.1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом Федеральной налоговой службы от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 утвержден Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок).
В пункте 2 Временного порядка установлено, что сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях: по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов (далее - заявление); в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 Временного порядка налогоплательщик вправе представить заявление лично в налоговый орган, через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - МФЦ) в соответствии с Соглашением о взаимодействии между МФЦ и УФНС России по субъекту Российской Федерации, направить по почте, представить в электронной форме по ТКС, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе, или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписи.
Согласно пункту 5 Временного порядка максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.
Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, вправе отказать в приеме заявления в бумажной форме в следующих случаях: при обращении налогоплательщика не по месту учета; при отсутствии в заявлении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения документа, подтверждающего полномочия представителя (копии документа, заверенной в установленном порядке) в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 Временного порядка).
Согласно пункту 3 Временного порядка представление акта сверки расчетов по ТКС осуществляется по формату, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации).
Данные Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с использованием электронной подписи, соответствующей требованиям, установленным в Системе (далее - ЭП), между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при информировании налогоплательщиков и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронной форме по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования: к временным характеристикам выполнения функций; к программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками (представителями) документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах; к взаимодействию при нештатных ситуациях (пункт 2.2 Методических рекомендаций).
Основанием для информирования налогоплательщиков и предоставления налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС является запрос (обращение) налогоплательщика (представителя) в электронной форме, подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пункт 2.6 Методических рекомендаций).
На основании пункта 2.7 Методических рекомендаций информационные услуги налогоплательщикам (представителям) включают предоставление налоговыми органами в электронной форме, в том числе, акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - акт сверки). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, формат документа утвержден приказом ФНС России от 04.10.2010 N ММВ-7-6/476@.
Ответы на запросы формируются автоматически на основании данных информационных ресурсов налоговых органов.
В силу пункта 2.22 Методических рекомендаций акт сверки предназначен только для информирования плательщика о состоянии его расчетов и не подлежит возврату в налоговый орган в целях проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в электронной форме.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2022 по делу N АКПИ22-468 письмо Федеральной налоговой службы от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов" признано не действующим со дня принятия.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Арбитражным судом Нижегородской области, в том числе с участием заявителя, рассматривались дела N А43-34835/2018, А43-5792/2020, А43-8756/2021, А43-5925/2021 и А43-40183/2021.
Из судебных актов по указанным делам и установленных судами обстоятельств, которые неоднократно выяснялись и подтверждались как Обществом, так и налоговым органом, следует, что начиная с 2013 года ООО "Мебельный Бум" самостоятельно исчисляло и уплачивало в бюджет налоги, размер которых налогоплательщику известен; препятствий для правильной оценки своих налоговых обязательств у Общества не имеется. Какие-либо дополнительные налоговые обязательства по результатам проверки ООО "Мебельный Бум" налоговым органом не вменялись.
С учетом изложенного, приняв во внимание, что подписание налоговым органом акта сверки расчетов с бюджетом осуществляется для выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом, и не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком; в акте сверки с налоговым органом фиксируется сумма переплаты; сам по себе, в отрыве от иных документов и доказательств, данный акт не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые действия Инспекции не нарушают права и законные интересы Общества.
При этом суды обоснованно отметили, что в рассматриваемом случае заявление Общества по своей сути фактически направлено на преодоление выводов и юридической силы уже вступивших в законную силу судебных актов, что недопустимо.
Кроме того, направленный Обществом посредством ТКС запрос о предоставлении акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам фактически не является заявлением о проведении совместной сверки расчетов с Инспекцией и не порождает со стороны налогового органа обязанность произвести совместную сверку расчетов с налогоплательщиком. При этом в случае получения акта сверки по ТКС такой акт сверки налогоплательщиком не подписывается и налоговому органу не возвращается, поскольку носит информативный характер (пункты 2.6, 2.7, 2.22 Методических рекомендаций, подпункт 11 пункта 1 статьи 32 Кодекса). Следовательно, полученное Обществом уведомление об отказе в приеме запроса по своей сути не является отказом Инспекции в проведении совместной сверки расчетов.
На основании изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А43-9491/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мебельный Бум" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.10.2022 N 296.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик полагает, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в проведении совместной сверки расчетов по налогам, несмотря на то, что дата, на которую запрашивается информация, находится за пределами трех лет.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Налогоплательщик самостоятельно исчислял и уплачивал в бюджет налоги, размер которых ему известен; препятствий для правильной оценки своих налоговых обязательств у него не имеется.
Подписание налоговым органом акта сверки расчетов с бюджетом осуществляется для выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом и не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком.
Кроме того, направленный налогоплательщиком посредством ТКС запрос о предоставлении акта сверки фактически не является заявлением о проведении совместной сверки расчетов и не порождает со стороны налогового органа обязанность произвести такую сверку. Следовательно, уведомление об отказе в приеме запроса по своей сути не является отказом инспекции в проведении совместной сверки расчетов.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые действия инспекции не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2023 г. N Ф01-7618/22 по делу N А43-9491/2022