Нижний Новгород |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А31-897/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Батяевой Ю.Е. (доверенность от 01.12.2022 N 26),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента здравоохранения Костромской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022
по делу N А31-897/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича
(ИНН: 440128992651, ОГРНИП: 315440100005030)
о признании частично недействительным приказа
Департамента здравоохранения Костромской области,
заинтересованное лицо - прокуратура Костромской области,
и установил:
индивидуальный предприниматель Красавин Дмитрий Юрьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента здравоохранения Костромской области (далее - Департамент) от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Костромской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.08.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Департамент не согласился с принятым постановлением и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что услуга по транспортировке тел умерших в патологоанатомическое бюро относится к медицинским, а не к ритуальным услугам. Оспариваемый приказ издан Департаментом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, возражении на отзыв и поддержаны представителем в судебном заседании.
Прокуратура в отзыве изложила позицию по жалобе.
Предприниматель и Прокуратура, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.01.2023 произведена замена судьи Башевой Н.Ю. на судью Домрачеву Н.Н. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях организации работы областных государственных медицинских организаций по направлению тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие Департамент издал приказ от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
Согласно пункту 1 приказа обязанность по перевозке тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района с 20.12.2021 возложена на ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 приказа главному врачу ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" необходимо организовать работу по перевозке тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района; создать на базе структурного подразделения медицинской организации Центр медицины и катастроф бригаду санитаров для обеспечения перевозки тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие.
В силу пункта 6.2 приказа руководителям областных государственных медицинских организаций, расположенных на территории г. Костромы, с 22.12.2021 следует осуществлять перевозку тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие бригадой санитаров ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
Предприниматель посчитал, что пункты 1, 3.1, 3.2 и 6.2 приказа нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьями 29, 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Порядком проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н (далее - Порядок N 354н), Положением о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 N 546, суд первой инстанции не установил совокупности условий для признания приказа Департамента в оспариваемой части недействительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, пришел к выводам, что оспариваемые пункты приказа не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта требованиям законодательства лежит на соответствующем органе.
Порядок N 354 устанавливает правила проведения патолого-анатомических вскрытий в патолого-анатомических бюро или патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии (далее - патолого-анатомические бюро (отделения)).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 354н патолого-анатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Патолого-анатомическое вскрытие осуществляется путем посмертного патолого-анатомического исследования внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов.
Согласно пункту 4 Порядка N 354н направление тел умерших, а также мертворожденных, на патолого-анатомическое вскрытие, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие проведению патолого-анатомического вскрытия (абзац первый пункта 3 Порядка N 354), осуществляется после констатации биологической смерти человека медицинским работником медицинской организации или выездной бригады скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правилами определения момента смерти человека, в том числе критериями и процедурой установления смерти человека, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N 950.
В пункте 5 Порядка N 354н предусмотрено, что направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организует заведующий отделением медицинской организации, в котором находился пациент на момент наступления смерти, а в случае его отсутствия - дежурный врач.
В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть (пункт 6 Порядка N 354н).
В силу пункта 7 Порядка N 354н в случае наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания, образовательных организациях, в которых созданы условия для проживания обучающихся, и домах ребенка направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
Согласно пункту 8 Порядка N 354н медицинский работник в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 Порядка N 354, оформляет и подписывает направление на патолого-анатомическое вскрытие в патолого-анатомическое бюро (отделение), в котором указываются следующие сведения: 1) наименование организации, врач (фельдшер) которой осуществляет направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро (отделение); 2) фамилия, имя, отчество и дата рождения умершего (фамилия матери плода и дата отделения плода); 3) дата и время наступления смерти (мертворождения).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 354н патолого-анатомические бюро (отделения), в которые осуществляется доставка тел умерших, определены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья полномочиями.
Вместе с тем, транспортирование останков и праха умерших или погибших: перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства, относится к основным видам ритуальных услуг (пункт 2.3.9 ГОСТ 32609-2014 "Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст).
На основании пункта 22 статьи 14, пункта 17 статьи 15, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Оснований для отнесения услуги по транспортированию тел умерших к деятельности по исполнению Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с учетом приведенных норм не имеется.
В рассматриваемом случае Департамент не является органом, в компетенцию которого входит решение вопросов местного значения городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, поэтому не уполномочен определять лицо, которое будет оказывать ритуальную услугу: перевозить тела умерших лиц на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района, и возлагать обязанность на руководителей областных государственных медицинских организаций, расположенных на территории г. Костромы, осуществлять перевозку тел умерших на патологоанатомическое вскрытие только определенным лицом.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, до издания оспариваемого приказа Предприниматель оказывал услуги по транспортированию тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение, в том числе учреждениям здравоохранения, подведомственным Департаменту, на основании контрактов, заключенных в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Департамент не привел нормативного обоснования изменения ранее существовавшего порядка удовлетворения муниципальных нужд, в результате которого определена одна организация, осуществляющая перевозку тел умерших на патологоанатомическое вскрытие.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункты 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента от 16.12.2021 N 1164 не соответствуют действующему законодательству, нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признал их недействительными.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы апелляционного суда.
С учетом изложенного основания для отмены принятого судебного акта у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А31-897/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 22 статьи 14, пункта 17 статьи 15, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Оснований для отнесения услуги по транспортированию тел умерших к деятельности по исполнению Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с учетом приведенных норм не имеется.
...
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, до издания оспариваемого приказа Предприниматель оказывал услуги по транспортированию тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение, в том числе учреждениям здравоохранения, подведомственным Департаменту, на основании контрактов, заключенных в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф01-5949/22 по делу N А31-897/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2387/2023
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5949/2022
23.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8324/2022
19.08.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-897/2022