г. Киров |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А31-897/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.08.2022 по делу N А31-897/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича (ОГРНИП 315440100005030, ИНН 440128992651)
к Департаменту здравоохранения Костромской области (ОГРН 1024400523564, ИНН 4401004514),
заинтересованное лицо: Прокуратура Костромской области,
о признании недействительными пунктов приказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Красавин Дмитрий Юрьевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в суд с заявлением к Департаменту здравоохранения Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительными пунктов 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Костромской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Предприниматель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что перевозка тел умерших на патологоанатомическое вскрытие является ритуальной услугой, а организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа, следовательно, Департамент не уполномочен на издание приказа от 16.12.2021 N 1164 в части пунктов 1, 3.1, 3.2, 6.2.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы заявителя, указала на законность и обоснованность решения суда.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное разбирательство по делу в соответствии со статьей 158 АПК РФ откладывалось.
Определением от 17.11.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью дальнейшего участия судьи Е.В. Минаевой в рассмотрении дела в составе суда произведена замена на судью П.И. Кононова.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в целях организации работы областных государственных медицинских организаций по направлению тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие 16.12.2021 Департамент издал приказ N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие" (л. д. 14-15).
Пунктом 1 данного приказа обязанность по перевозке тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района с 20.12.2021 возложена на ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
В силу пунктов 3.1, 3.2 приказа главному врачу ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" организовать работу по перевозке тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района; создать на базе структурного подразделения медицинской организации Центр медицины и катастроф бригаду санитаров для обеспечения перевозки тел умерших лиц на патолого-анатомическое вскрытие.
В соответствии с пунктом 6.2 приказа руководителям областных государственных медицинских организаций, расположенных на территории г. Костромы, с 22.12.2021 следует осуществлять перевозку тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие бригадой санитаров ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
Предприниматель, осуществляющий деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, полагая, что пункты 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента от 16.12.2021 1164 нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом настоящего спора являются пункты приказа Департамента, которыми определено лицо, обязанное с 20.12.2021 перевозить тела умерших лиц на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района специально образованной для этого бригадой санитаров, и на руководителей областных государственных медицинских организаций, расположенных на территории г. Костромы, с 22.12.2021 возложена обязанность осуществлять перевозку тел умерших на патологоанатомическое вскрытие указанным в пункте 1 приказа лицом.
Проанализировав нормы частей 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н (далее - Порядок N 354н), суд пришел к выводу о том, что организация транспортировки тел умерших на патологоанатомическое вскрытие относится к полномочиям Департамента, а именно: к полномочию по организации оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав нормы применимого к данному делу законодательства, суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 Порядка N 354н патолого-анатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Патолого-анатомическое вскрытие осуществляется путем посмертного патолого-анатомического исследования внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов.
В силу пункта 4 Порядка N 354н направление тел умерших, а также мертворожденных, на патолого-анатомическое вскрытие, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие проведению патолого-анатомического вскрытия (абзац первый пункта 3 настоящего Порядка), осуществляется после констатации биологической смерти человека медицинским работником медицинской организации или выездной бригады скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правилами определения момента смерти человека, в том числе критериями и процедурой установления смерти человека, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 354н направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организует заведующий отделением медицинской организации, в котором находился пациент на момент наступления смерти, а в случае его отсутствия - дежурный врач.
В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть (пункт 6 Порядка N 354н).
Согласно пункту 7 Порядка N 354н, в случае наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания, образовательных организациях, в которых созданы условия для проживания обучающихся, и домах ребенка направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
Пунктом 8 Порядка N 354н установлено, что медицинский работник в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Порядка, оформляет и подписывает направление на патолого-анатомическое вскрытие в патолого-анатомическое бюро (отделение), в котором указываются следующие сведения:
1) наименование организации, врач (фельдшер) которой осуществляет направление тела умершего в патолого-анатомическое бюро (отделение);
2) фамилия, имя, отчество и дата рождения умершего (фамилия матери плода и дата отделения плода);
3) дата и время наступления смерти (мертворождения).
Патолого-анатомические бюро (отделения), в которые осуществляется доставка тел умерших, определены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья полномочиями (пункт 10 Порядка N 354н).
Вышеприведенными нормами регулируются вопросы проведения патологоанатомического вскрытия, направления на патологоанатомическое вскрытие, оформления направления на патологоанатомическое вскрытие. Вместе с тем данные нормы не касаются транспортирования тел умерших на патологоанатомическое вскрытие. Следовательно, оснований для отнесения услуги по транспортированию тел умерших к деятельности по исполнению Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на основании вышеуказанных норм не имеется.
В соответствии с пунктом 2.3.9 ГОСТ 32609-2014 "Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст, транспортирование останков и праха умерших или погибших: перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства, относится к основным видам ритуальных услуг.
Согласно пункту 22 статьи 14, пункту 17 статьи 15, пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселений, городского округа, муниципального района.
Департамент не является органом, в компетенцию которого входит решение вопросов местного значения городского, сельского поселений, городского округа, муниципального района, в связи с чем не уполномочен своим приказом определять лицо, которое будет оказывать ритуальную услугу: перевозить тела умерших лиц на патологоанатомическое вскрытие на территории г. Костромы и Костромского района, и возлагать обязанность на руководителей областных государственных медицинских организаций, расположенных на территории г. Костромы, осуществлять перевозку тел умерших на патологоанатомическое вскрытие только определенным лицом.
Таким образом, пункты 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента от 16.12.2021 N 1164 не соответствуют положениям законодательства.
Как следует из материалов дела, до издания оспариваемого приказа Предприниматель оказывал услуги по транспортированию тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение, в том числе учреждениям здравоохранения, подведомственным Департаменту на основании контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (л. д. 47-52, 101-107).
Ответчиком не приведено нормативного обоснования изменения ранее существовавшего порядка удовлетворения муниципальных нужд, в результате которого определена одна организация, осуществляющая перевозку тел умерших на патологоанатомическое вскрытие.
На основании изложенного пункты 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента от 16.12.2021 N 1164 нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемые пункты приказа Департамента не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу Предпринимателя следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Костромской области от 19.08.2022 по делу N А31-897/2022 - отменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании недействительными пунктов 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд первой инстанции заявитель заплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, при обращении в суд апелляционной инстанции заявитель заплатил государственную пошлину в размере 150 рублей.
Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 450 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича удовлетворить.
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.08.2022 по делу N А31-897/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными пункты 1, 3.1, 3.2, 6.2 приказа Департамента здравоохранения Костромской области от 16.12.2021 N 1164 "Об организации транспортировки тел умерших граждан на патолого-анатомическое вскрытие".
Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области (ОГРН 1024400523564, ИНН 4401004514) в пользу индивидуального предпринимателя Красавина Дмитрия Юрьевича (ОГРНИП 315440100005030, ИНН 440128992651) 450 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов по ходатайству взыскателя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-897/2022
Истец: Красавин Дмитрий Юрьевич
Третье лицо: Прокуратура Костромской области, ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура КО
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2387/2023
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5949/2022
23.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8324/2022
19.08.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-897/2022