Нижний Новгород |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А11-11300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии индивидуального предпринимателя Федотова Д.А. (по паспорту),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022
по делу N А11-11300/2019
по иску открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева"
(ИНН: 3305004083, ОГРН: 1023301951397)
к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу
(ОГРНИП: 304333220900172)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу (далее - Предприниматель) о взыскании 492 373 рублей 49 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за первый квартал 2019 года, 9365 рублей 19 копеек пеней, начисленных с 11.05.2019 по 24.07.2019, пеней за неисполнение обязательств по оплате задолженности за период с 25.07.2019 по 31.03.2022, с последующим их начислением, начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 08.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021, удовлетворил иск.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 28.12.2021 отменил указанные судебные акты, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции решением от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 в иске отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, в рассматриваемом случае расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения (по формуле, содержащейся в пункте 123(4) Правила N 644) не подлежит применению, поскольку у организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) имелась техническая возможность выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения путем отбора контрольных проб сточных вод.
Истец полагает, что при наличии технической возможности отбора проб сточных вод, приоритетом при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения являются результаты отбора проб сточных вод абонента.
Кассатор полагает, что расчет платы за негативное воздействие следует производить в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2023 произведена замена судьи Чиха А.Н. на судью Павлова В.Ю.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество (организация ВКХ) и Предприниматель (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном в договоре. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены в договоре, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 12, подпунктом "д" пункта 13 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведение по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.
В пункте 28 договора определено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
В соответствии с пунктом 32 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод.
В рамках контроля состава стоков организация ВКХ произвела отбор проб в контрольном колодце, согласованном сторонами, составила акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения от 17.01.2019 N 6, подписанный представителями сторон.
Анализ сточных вод, выполненный экологической лабораторией Общества, выявил превышение сброса загрязняющих веществ (акт приемки проб от 17.01.2019 N 04-К/1, протокол результатов анализа сточной воды от 25.01.2019 N 11-П/1).
Истец рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за первый квартал 2019 года по формуле, содержащейся в пункте 123 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод на сумму 492 373 рублей 49 копеек, и выставил соответствующие счета-фактуры.
Ответчик, полагая, что является субъектом, указанным в подпункте 4 пункта 123 Правил N 644, рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123 (4) Правил N 644, и оплатил ее истцу за первый квартал 2019 года в сумме 17 663 рублей 96 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за первый квартал 2019 года - 5222 рублей 74 копейки.
В претензии от 20.06.2019 N 27-3-162 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность и пени в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества с соответствующим иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены в разделе VII Правил N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
Согласно пункту 114 Правил N 644 и пункту 1 приложения 2 к ним состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением 3.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены в Правилах N 644.
В пункте 123 Правил N 644 (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена формула расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Кратность превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод определяется по формуле, содержащейся в пункте 123(1) Правил N 644.
Вместе с тем пункт 123(4) Правил N 644 устанавливает для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по указанной в этом пункте формуле.
По смыслу приведенного нормативного регулирования пункта 123(4) Правил N 644, законодатель, в отношении поименованных в данном пункте абонентов, установил презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле, абонент (ответчик) должен соответствовать указанным критериям, а именно: осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности и объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте абонента, осуществляющего перечисленные виды деятельности и объем отводимых стоков которого 30 или более 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, должно быть зафиксировано отсутствие технической возможности отбора проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство), без учета сточных вод иных абонентов.
Суды, проанализировав сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату забора проб сточных вод (17.01.2019), установили, что Предпринимателем ведутся следующие виды деятельности: переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков (код ОКВЭД 10.20); переработка и консервирование фруктов и овощей (код ОКВЭД 10.3); переработка и консервирование картофеля (код ОКВЭД 10.31); производство прочих пищевых продуктов (код ОКВЭД 10.8).
Из условий заключенного сторонами договора следует, что объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов предпринимателя не превышал 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, что истец не оспаривал.
На основании установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик является абонентом, подпадающим под категорию абонентов, перечисленных в пункте 123(4) Правил N 644, и по видам деятельности и по объему сточных вод.
В таком случае наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123(4) Правил N 644 с учетом его соответствия вышеуказанным требованиям.
Вопреки доводам заявителя расчет платы производится на основании пункта 123 (4) Правил N 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной в пункте 123 Правил N 644.
Иное установлено только последующим правовым регулированием, а именно изменениями, внесенными в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, которым, в частности, пункт 123(4) дополнен абзацем, устанавливающим правило о том, что в случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в новой редакции), расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
При этом принимая во внимание общие принципы действия закона во времени (статьи 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), учитывая, что Постановление N 728 не содержит положений, распространяющих его действие ретроспективно, распространение его на отношения сторон, возникшие в спорный период (первый квартал 2019 года) недопустимо.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А11-11300/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам заявителя расчет платы производится на основании пункта 123 (4) Правил N 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной в пункте 123 Правил N 644.
Иное установлено только последующим правовым регулированием, а именно изменениями, внесенными в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, которым, в частности, пункт 123(4) дополнен абзацем, устанавливающим правило о том, что в случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в новой редакции), расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
При этом принимая во внимание общие принципы действия закона во времени (статьи 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), учитывая, что Постановление N 728 не содержит положений, распространяющих его действие ретроспективно, распространение его на отношения сторон, возникшие в спорный период (первый квартал 2019 года) недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф01-8704/22 по делу N А11-11300/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8704/2022
04.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
22.06.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5963/2021
20.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
08.02.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19