г. Владимир |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А11-11300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Богуновой Е.А., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федотова Дмитрия Алексеевича на решение арбитражного суда Владимирской области от 08.02.2021 по делу N А11-11300/2019,
по иску открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" (ИНН 3305004083, ОГРН 1023301951397) к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу (ОГРНИП 304333220900172)
о взыскании 501 738 руб. 68 коп.,
при участии представителей: от истца - Соловкина Е.В., по доверенности от 07.08.2020 N 27-78 сроком действия 5 лет, диплом от 03.02.2003 N ИВС 0356881;
от ответчика - Федотов Д.А.; Смирнов Н.С., по доверенности от 21.04.2021 сроком действия на один год, удостоверение адвоката от 19.10.2018 N 1229;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", Общество, истец), обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу (далее - ИП Федотов Д. А., Предприниматель, ответчик) с требованием о взыскании 492 373 руб. 49 коп. платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 года, 9 365 руб. 19 коп. пени за неисполнение обязательств по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 за период с 11.05.2019 года по 24.07.2019 года включительно; пени за неисполнение обязательств по оплате за период с 25.07.2019 года по день фактической уплаты долга в размере 492 373 руб.49 коп., исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты.
Решением от 08.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Федотов Д.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, а именно: пункт 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), не приняв во внимание доводы ответчика о том, что из указанного пункта следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность подпадает под критерии абонентов данного пункта, чьи сточные воды являются заведомо опасными в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании указал на законность оспариваемого решения, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.02.2017 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) (далее - организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 800, в соответствии с пунктом 1.1 которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную есть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
На основании пункта 4 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2017.
В соответствии с пунктами 7, 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии, с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на отпуск питьевой воды, установленный Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области N 46/11 от 19.12.2016, с 01.01.2017 по 30.06.2017 составляет 14,91 руб./м3 (без учета НДС), с 01.07.2017 по 31.12.2017 составляет 16,33 руб./м3 (без учета НДС). Тариф на водоотведение, установленный Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области N 46/11 от 19.12.2016, с 01.01.2017 по 30.06.2017 составляет 17,55 руб./м1 (без учета НДС), с 01.07.2017 по 31.12.2017 составляет 19,61 руб./м3 (без учета НДС). Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами N 644):
50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактического потребления холодной воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 12, подпункта "д" пункта 13 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и вправе взымать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведение по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.
Пунктом 28 договора определено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Пунктом 30 договора установлено, что нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 32 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод.
Пунктами 56-57 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 01.01.2017 и заключен на срок до 31.12.2017.
Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 58 договора).
29.12.2018 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения N 1 к единому договору стороны согласовали, что на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области Ковровского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от 16.10.2006 г. серия ЗЗАК N 212146 и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объект недвижимости от 16.09.2017 г. внести изменения в п.1 Предмет договора: ((местом исполнения обязательств по договору являются объекты, г. Ковров, ул. Муромская, ц. 6А; ул. Муромская, д. 6а, строение 1; ул. Муромская, д. 6А, строение 2".
Пунктом 2 дополнительного соглашения N 1 к единому договору установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Коврова от 20.09.2018 N 2290 "Об утверждении ((Правил приёма сточных вод в систему канализации города Коврова" и схемой разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по объектам, расположенным по адресам: г. Ковров, ул. Муромская, д. 6А; ул. Муромская, д. 6а, строение 1; ул. Муромская, д. 6А, строение 2 приложения NN 1, 2, 5, 7 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 800 от 08.02.2017 изложить в новой редакции.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения N 1 к единому договору настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2019.
Пунктом 5 дополнительного соглашения N 1 к единому договору стороны согласовали, что остальные условия единого договора остаются в силе и исполняются сторонами без изменений.
В рамках контроля состава стоков организация ВКХ произвела отбор проб в контрольном колодце, согласованном сторонами, составила акт от 17.01.2019 N 6 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения. Акт подписан представителями сторон.
Анализ сточных вод, выполненный экологической лабораторией ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" выявил превышение сброса загрязняющих веществ (акт приемки проб N 04-К/1 от 17.01.2019, протокол результатов анализа сточной воды N 11-П/1 от 25.01.2019).
Абоненту начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года на сумму 492373 руб. 49 коп., выставлены счета-фактуры на оплату от 30.04.2019 N П01 21905092 и от 30.04.2019 N П01 21905233.
В связи неоплатой ответчиком задолженности, истец направил ему претензию от 20.06.2019 N 27-3-162, оставленную абонентом без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Владимирской области исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в числе которых поименованы договоры.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истцом в рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании с ИП Федотова Д.А. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года и платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года.
Согласно пункту 25 Правил N 644 (здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорный период) абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В силу подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязался соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены указанными правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Из пункта 123 (4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Если организация ВКХ произвела отбор сточных вод вышеуказанных абонентов с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 644 и Правилами N 525 (в случае наличия технической возможности отбора проб), то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, указанной в пункте 123 Правил N 644.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123 (4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644.
Положения пункта 123 (4) Правил N 644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоотведении. Данные положения определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722).
Судом установлено, что Общество осуществило отбор проб сточных вод из канализационного колодца, согласованного сторонами в качестве контрольного в договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800. По результатам исследования отобранных проб установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Предприниматель не оспорил результаты анализа проб сточных вод, в том числе не указало возражений в акте отбора проб сточных вод, не осуществило отбор параллельной пробы, то есть по существу результаты анализа проб не опровергло.
Поскольку абонентом были нарушены нормативы водоотведения по составу сточных вод, ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" правомерно произвело расчет соответствующей платы на основании пункта 123 Правил N 644.
Заявитель указал на то, что в предшествующей редакции Правил N 644, действовавшей в спорный период начисление платы при условии отбора проб сточных вод, не предусмотрено. Суд апелляционной инстанции отмечает, что постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившем в силу 03.06.2020, в Правила N 644 были внесены изменения: в частности пункт 123 (4) дополнен следующим абзацем: "В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил".
Указанное свидетельствует о правомерном толковании норм пункта 123 (4) Правил N 644 в предшествующей редакции, действовавшей в спорный период, как не исключающих возможности применения результатов исследования контрольных проб сточных вод абонента при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения применительно к нормам пункта 123 Правил N 644.
Вопреки доводам Предпринимателя плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2021 по делу N А28-5610/2020, от 18.06.2021 по делу N А82-16207/2020, от 06.04.2021 по делу NА26-10567/2020, апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800 в сумме 487 150 руб. 75 коп., а также требование о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года на сумму 5222 руб. 74 коп. правомерно признано обоснованным и удовлетворено судом первой инстанции.
Судом установлено, что Общество осуществило отбор проб сточных вод из канализационного колодца, согласованного сторонами в качестве контрольного в договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800. По результатам исследования отобранных проб установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Предприниматель не оспорил результаты анализа проб сточных вод, в том числе не указало возражений в акте отбора проб сточных вод, не осуществило отбор параллельной пробы, то есть по существу результаты анализа проб не опровергло.
Поскольку абонентом были нарушены нормативы водоотведения по составу сточных вод, ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" правомерно произвело расчет соответствующей платы на основании пункта 123 Правил N 644.
Расчет негативного воздействия проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Денежное обязательство по оплате за негативное воздействие ответчиком не исполнено.
При таких обстоятельствах требование о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании 9365 руб. 19 коп. пени за неисполнение обязательств по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 за период с 11.05.2019 года по 24.07.2019 года включительно; пени за неисполнение обязательств по оплате за период с 25.07.2019 года по день фактической уплаты долга в размере 492 373 руб.49 коп., исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан уплатить кредитору, предусмотренную договором неустойку (штраф, пеню).
На основании части 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 53 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно пункту 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании подпунктов "е", "т" пункта 14 договора абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно пункту 8 договора оплата за фактически поданную холодную воду и оказанные услуги водоотведения осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пункту 119 Правил N 644 оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10-ти дней со дня выставления счета.
Пунктом 30 Правил N 644 предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Аналогичное положение содержится в пункте 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении.
В материалы дела представлены счета за негативное воздействие, а также доказательства направления ответчику.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку нарушение ответчиком сроков исполнения обязательства по оплате услуг по водоотведению подтверждено материалами дела, ответственность за нарушение предусмотрена законом и договором, требование истца о взыскании пени, подлежит удовлетворению с последующим начислением по день фактической оплаты долга, на основании статьи 330 ГК РФ, а также части 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункта 30 Правил N 644, пункта 65 постановления Пленума ВС РФ N 7 в установленном судом размере.
Доводы апелляционной жалобы в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не основаны на доказательственной базе, что не может служить основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. Основания для переоценки доказательств судом апелляционной инстанции не установлены. Нарушения или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.02.2021 по делу N А11-11300/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федотова Дмитрия Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11300/2019
Истец: ОАО "ЗАВОД ИМ. В.А. ДЕГТЯРЕВА"
Ответчик: Федотов Дмитрий Александрович
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8704/2022
04.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
22.06.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5963/2021
20.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
08.02.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19