Нижний Новгород |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А43-12079/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Щелиной Н.Ю. (доверенность от 09.01.2023 N 3),
от заинтересованного лица: Баранова И.В. (доверенность от 04.07.2022 N ЛШ/16452/22),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022
по делу N А43-12079/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании недействительными решения и предписания Управления
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - садоводческое некоммерческое товарищество "Самоцветы"
(ИНН: 5257034145, ОГРН: 1025202405733),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 08.04.2022 по делу N 052/01/10-1932/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садоводческое некоммерческое товарищество "Самоцветы" (далее - Товарищество).
Решением суда от 05.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269) и Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 (далее - Нормативы), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Действия Общества, выразившиеся в ежемесячном начислении садоводствам, в том числе Товариществу, платы по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за объем услуг (количество кубических метров), не соответствуют Правилам N 269, Нормативам, ущемляют интересы садоводов, как потребителей услуг. Суды неправомерно посчитали, что спорные правоотношения имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке. Действия Общества, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, рассмотрены Управлением с точки зрения соблюдения требований антимонопольного законодательства, а не при исполнении конкретного гражданского договора. Заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступило заявление Товарищества на нарушение Обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в незаконном начислении платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По результатам рассмотрения материалов Управление приняло решение от 08.04.2022 N 052/01/10-1932/2021, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Обществу выдано предписание от 08.04.2022, обязывающее в срок до 20.05.2022 прекратить начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в объеме услуг, который не соответствует Правилам N 269 и Нормативам, путем приведения в соответствие с действующим законодательством порядка расчета объема оказанных услуг и начисления платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу об отсутствии у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления N 2, по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в том числе, в форме причинения вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, обязанность доказывания, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах, лежит на антимонопольном органе.
В пункте 12 Постановления N 2 разъяснено, что нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Правила N 269 устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, подлежащий применению органами субъекта Российской Федерации, при реализации полномочий в области обращения с отходами и не регулируют порядок начисления платы по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ и пунктом 2 Правил N 269 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядок заключения такого договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 15 типового договора предусмотрено, что при заключении договора сторонами должен быть выбран один из способов учета твердых коммунальных отходов, который должен соответствовать Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а именно: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Суды установили, что оспариваемым решением Управление признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ на том основании, что при нормативном расчете платы по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами среднемесячный норматив определяется с учетом 1/12 от общего объема накопления твердых коммунальных отходов в год.
На территории Нижегородской области, согласно Нормативам, установлен годовой норматив накопления применительно к садоводческим кооперативам, садово-огородным товариществам на одного участника (члена) в размере 1,61 м3/год.
Таким образом, при "нормативном" расчете платы по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами стороны договора используют утвержденный на уровне субъекта норматив накопления твердых коммунальных отходов и Правила N 505.
В рассматриваемом случае в пункте 15 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N КК/959/19, заключенного Обществом и Товариществом, стороны согласовали порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Довод Управления о том, что спорные правоотношения не носят гражданско-правового характера, обоснованно отклонен судами, поскольку порядок расчета объема оказанных услуг по договору является условием, которое устанавливается по соглашению сторон, что исключает возможность признания Общества нарушившим требования Закона N 135-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды установили, что Общество использует единый подход к расчету объема твердых коммунальных отходов по договорам, заключенными с садоводческими товариществами, применяя установленный годовой норматив накопления.
Порядок начисления платы был согласован Обществом и Товариществом при заключении договора от 18.06.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом урегулирования разногласий). Объем твердых коммунальных отходов в выставленных платежных документах соответствует утвержденному годовому нормативу накопления твердых коммунальных отходов.
Суды верно указали, что возникший по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами гражданско-правовой спор не свидетельствует о направленности действий Общества на сохранение либо укрепление своего положения на товарном рынке с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и носящие ущерб контрагентам.
Спорные правоотношения по исполнению условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке. С учетом изложенного суды правомерно не усмотрели оснований для квалификации действий Общества по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А43-12079/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что оспариваемым решением Управление признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ на том основании, что при нормативном расчете платы по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами среднемесячный норматив определяется с учетом 1/12 от общего объема накопления твердых коммунальных отходов в год.
...
Довод Управления о том, что спорные правоотношения не носят гражданско-правового характера, обоснованно отклонен судами, поскольку порядок расчета объема оказанных услуг по договору является условием, которое устанавливается по соглашению сторон, что исключает возможность признания Общества нарушившим требования Закона N 135-ФЗ.
...
Спорные правоотношения по исполнению условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке. С учетом изложенного суды правомерно не усмотрели оснований для квалификации действий Общества по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф01-7239/22 по делу N А43-12079/2022