Нижний Новгород |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А43-18993/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Новикова И.П. (доверенность от 26.12.2022),
от ответчика: Мельниковой Е.А.(доверенность от 10.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022
по делу N А43-18993/2022
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
(ИНН: 5260107770, ОГРН: 1025203013516)
к обществу с ограниченной ответственностью "БиотехСервис"
(ИНН: 5244031860, ОГРН: 1195275017123)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" (далее - Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2020 года в размере 2 243 536 рублей 33 копеек и пеней в размере 532 690 рублей 31 копейки.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2022 иск Управления удовлетворен частично: с Общества взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в сумме 2 243 536 рублей 33 копеек и неустойка в сумме 236 325 рублей 14 копеек; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Управление неправомерно применило повышающий коэффициент при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку у Общества имелась декларация о воздействии на окружающую среду.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы, приведенные Обществом.
Определением от 09.02.2023 суд округа перенес дату и время рассмотрения кассационной жалобы Общества на 01.03.2023 на 14 часов 15 минут.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Управление направило Обществу требование от 23.12.2021 N 01-15/13986 о представлении пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесении соответствующих исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Согласно пояснениям Общества, 30.12.2019 оно утвердило декларацию о воздействии на окружающую среду, поэтому применило повышающий коэффициент равный 25 к ставке платы (письмо от 19.01.2022 N 00470).
При проведении проверки декларации и представленных Обществом пояснений Управление посчитало неправомерным неприменение коэффициента 100 к ставке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель" (декларация о воздействии на окружающую среду от 30.12.2019 сроком действия с 30.12.2019 по 30.12.2026 представлена в Управление только 18.01.2021 (акт проведения контроля от 16.02.2022 N 01-15/1372).
Управление доначислило Обществу 2 243 536 рублей 33 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и направило требование от 25.04.2022 N 01-15/3841 о погашении недоимки и уплате пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за 1 - 4 кварталы 2020 года.
Общество требование не исполнило, в связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 (пункт 1), 16.1 (пункт 1), 16.2 (пункты 1 - 3), 16.3 (пункты 1, 2, 4, 5), 16.4 (пункты 2, 3, 4, 5, 7), 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статьями 11 (части 1, 1.2, пункт 8) Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Арбитражный суд Нижегородской области признал правомерным расчет за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный Управлением с применением повышающего коэффициента равного 100, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
В пункте 5 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 12(1) которых юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории и получившие до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов и установленных лимитов используют формулы указанные в пунктах 17, 18, 18(1) настоящих правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих правил. В указанных формулах отсутствует сверхлимитный коэффициент.
Из третьего абзаца пункта 12(1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Общество 30.03.2021 представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в которой по объекту 22-0152-002342-П "ПромплощадкаЗолошламонакопитель" произвело расчет платы с применением коэффициента равного 25.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что объект 22-0152-002342-П "ПромплощадкаЗолошламонакопитель" относится к объекту II категории; декларация о воздействии на окружающую среду по объекту 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель" Общество представило в Управление 18.01.2021 (регистрационный номер 00408); доказательств того, что у Общества в 2020 году имелись действующие и полученные до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в материалах дела не имеется.
Таким образом, приняв во внимание, что фактически в 2020 году Общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, устанавливающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суды пришли к верному выводу о правомерном доначислении Обществу платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год в сумме 2 243 536 рублей 33 копеек с применением коэффициента 100.
Арифметический расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду судами проверен и признан верным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Управления.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А43-18993/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "БиотехСервис".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 марта 2023 г. N Ф01-22/23 по делу N А43-18993/2022