г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А43-18993/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2022 по делу N А43-18993/2022, принятое по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (ОГРН 1025203013516, ИНН 5260107770) к обществу с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" (ОГРН 1195275017123, ИНН 5244031860) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "БиотехСервис" - Мельниковой Е.А. по доверенности от 10.01.2022 N 01/2022 сроком действия по 31.12.2025 (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
от Управления - Новикова И.П. по доверенности от 28.02.2022 N 184 сроком действия по 30.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Могутиной О.А. по доверенности от 11.01.2022 N 173 сроком действия по 30.12.2022 (технический специалист),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" (далее - ответчик, Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала по 4 квартал 2020 года в размере 2 243 536 руб. 33 коп., пеней в размере 532 690 руб. 31 коп.
Решением от 08.08.2022 Арбитражный суд Нижегородской области заявление Управления удовлетворил частично: взыскал с Общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в сумме 2 243 536 руб. 33 коп., неустойку в сумме 236 325 руб. 14 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 35 399 руб. 30 коп.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
По существу возражения заявителя сводятся к несогласию с порядком расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ответчик полагает, что оснований для исчисления такой платы за 2020 год с применением коэффициента 100 не имеется, поскольку превышения загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, у Общества не имелось.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал вышеприведенные доводы, более подробно изложенные в жалобе, настаивал на отмене принятого по делу решения. Представители Управления в судебном заседании выразили несогласие с позицией ответчика, по мотивам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом в адрес Управления направлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В рамках осуществления контроля за исчислением платы Управлением в адрес Общества направлено требование от 23.12.2021 N 01-15/13986 о представлении обоснованных пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесении соответствующих исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год.
В ответ на требование Управления Общество направило письмо от 19.01.2022 вх. N 00470, в котором пояснило следующее: Декларация о воздействии на окружающую среду была утверждена ответчиком 30.12.2019; в связи с тем, что сроки сдачи и начала действия декларации законодательно не установлены, сроком действия декларации является дата ее утверждения Обществом; применение Обществом повышающего коэффициента к ставке платы 25 является правомерным.
В ходе проверки Декларации и представленных Обществом пояснений Управлением выявлено неправомерное применение ответчиком коэффициента к ставке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25 в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, на объекте 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель"; на объекте 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель" указана Декларация о воздействии на окружающую среду от 30.12.2019 без номера регистрации сроком действия с 30.12.2019 по 30.12.2026, в то время как представлена в Управление Декларация о воздействии на окружающую среду была 18.01.2021 вх. N 00408.
Данные проверки отражены в Акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 16.02.2022 N 01-15/1372, полученном Обществом 09.03.2022.
Общество 08.04.2022 представило в адрес Управления ответ вх. N 04151 на выявленные в Акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду возражения и уточненную Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление направило в адрес Общества требование от 25.04.2022 исх. N 01-15/3841 о погашении недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду и уплате пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 1 квартала по 4 квартал 2020 года, полученное Обществом 05.05.2022.
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год.
Пунктом 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
По представленным в дело документам судом установлено, что Общество 30.03.2021 представило в Управление декларацию о плате за НВОС за 2020 год. Управлением установлено, что в декларации о плате за НВОС за 2020 год по объекту 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель" Общество произвело расчет платы без применения коэффициента к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ для объектов II категории в период отсутствия разрешительного документа,, действующего в 2020 году, равный 25, что послужило основанием для перерасчета заявителем платы, размер которой по расчету Управления составил 97 303 руб. 29 коп., соответственно, Обществу доначислено 2 243 536,33 руб. платы (с учетом суммы платы, рассчитанной Обществом - 922 621,58 руб.) за НВОС за 2020 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам II категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно пункту 12 (1) Правил N 255 юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории и получившие до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов и установленных лимитов используют формулы указанные в пунктах 17, 18, 18 (1) настоящих правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих правил. В указанных формулах отсутствует сверхлимитный коэффициент.
При этом из материалов дела не усматривается, что у Общества в 2020 году имелись действующие и полученные до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с положениями части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ.
При этом декларация о воздействии на окружающую среду, в том числе по объекту 22-0152-002342-П "Промплощадка-Золошламонакопитель", Обществом в Управление представлена лишь 18.01.2021 вх. N 00408.
Изложенное свидетельствует о том, что фактически в 2020 году Общество осуществляло свою деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, которые бы устанавливали для ответчика нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом из абзаца 3 пункта 12 (1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18 (2), 20, 21 и 21 (1) настоящих Правил.
В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Как установлено пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 5 -за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
На основании пункта 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Вышеизложенное позволило суду первой инстанции прийти к верному выводу о том, что плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительных документов подлежит исчислению в 2020 году с применением коэффициента 100.
Таким образом, суд правомерно заключил, что Управление правомерно произвело доначисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год в сумме 2 243 536,33 руб. с учетом повышающего коэффициента 100.
При таких обстоятельствах с Общества на законных основаниях взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в указанной сумме, а также пени, начисленные за просрочку внесения платы.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2022 по делу N А43-18993/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18993/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Ответчик: ООО "БИОТЕХСЕРВИС"