Нижний Новгород |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А43-3599/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода: Устинова А.А. (доверенность от 29.12.2022),
от Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф": Чапанова В.К. (доверенность от 16.01.2023), Апалихиной А.В. (доверенность от 27.01.2021),
от Общероссийского союза "Федерация независимых профсоюзов России": Чапанова В.К. (доверенность от 03.02.2023), Апалихиной А.В. (доверенность от 03.02.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им. ВЦСПС": Орловой Н.Х. (доверенность от 27.04.2022),
от акционерного общества "Теплоэнерго": Балаганиной В.В. (доверенность от 12.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022
по делу N А43-3599/2022,
по заявлению Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" (ОГРН 1025200000429, ИНН 5260019901) о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, Общероссийский союз "Федерация независимых профсоюзов России", администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода, публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье", акционерное общество "Теплоэнерго", акционерное общество "Нижегородский водоканал", общество с ограниченной ответственностью "Санаторий им. ВЦСПС",
и установил:
Нижегородский областной союз организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - НОСОП "Облсовпроф") обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившегося в непроведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и об обязании Администрации совершить действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: тепловые сети протяженностью 407 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:67; водопровод протяженностью 371 метр, кадастровый номер 52:18:00100017:782; канализация протяженностью 471 метр, кадастровый номер 52:18:00100017:776; кабельная линия электропередачи протяженностью 78 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:778; воздушная линия электропередачи протяженностью 518 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:770 (далее - Объекты).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет), Общероссийский союз "Федерация независимых профсоюзов России" (далее - ОС "ФНПР"), администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода, публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье", акционерное общество "Теплоэнерго", акционерное общество "Нижегородский водоканал", общество с ограниченной ответственностью "Санаторий им. ВЦСПС" (далее - ООО "Санаторий им. ВЦСПС").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 заявление частично удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, требования заявлены в суд с нарушением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжалование и с нарушением статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, документы, подтверждающие устранение от владения, пользования и распоряжения имуществом в рамках договоров аренды, в материалы дела не представлены, в связи с чем спорные объекты находятся в собственности, следовательно, применение норм права, определяющих порядок оформления прав на бесхозяйные объекты, незаконно. Заявитель жалобы считает, что требование НОСОП "Облсовпроф" подлежит отклонению, так как ОС "ФНПР", являющийся собственником 7/20 долей в праве на объекты, не был привлечен в качестве соистца.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
НОСОП "Облсовпроф", ОС "ФНПР" и ООО "Санаторий им. ВЦСПС" в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, указав на законность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, НОСОП "Облсовпроф" и ОС "ФНПР" на праве собственности (размер долей 13/20 и 7/20 соответственно) принадлежат объекты инженерной инфраструктуры, расположенные на территории санатория им. ВЦСПС: тепловые сети протяженностью 407 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:67; водопровод протяженностью 371 мерт, кадастровый номер 52:18:00100017:782; канализация протяженностью 471 метр, кадастровый номер 52:18:00100017:776; кабельная линия электропередачи протяженностью 78 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:778; воздушная линия электропередач протяженностью 518 метров, кадастровый номер 52:18:00100017:770.
НОСОП "Облсовпроф" и ОС "ФНПР" неоднократно обращались в администрацию города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) с заявлениями о принятии указанных объектов в муниципальную собственность.
В феврале 2021 года НОСОП "Облсовпроф" в соответствии со статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации заявил об отказе от права собственности на долю (13/20) в праве общей долевой собственности в пользу государства (муниципалитета), направив заявление в администрацию.
ОС "ФНПР" 15.03.2021 в администрацию также направил заявление об отказе от права собственности на долю 7/20 в праве общей долевой собственности на указанные Объекты.
Непроведение Администрацией каких-либо мероприятий по признанию спорных Объектов бесхозяйными явилось основанием для обращения НОСОП "Облсовпроф" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 24, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 225, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 (далее - Порядок N 105), Арбитражный суд Нижегородской области обязал Комитет устранить нарушения прав и законных интересов НОСОП "Облсовпроф" путем проведения мероприятий, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйных Объектов инженерной инфраструктуры. Обжалование НОСОП "Облсовпроф" бездействия заинтересованных лиц в части непроведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на Объекты суд отклонил, поскольку признает преждевременным, равно как и обязание заинтересованных лиц произвести указанные действия.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, в том числе, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 105 в случае наличия заявления собственника объектов об отказе от права собственности на объекты Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет необходимые действия для принятия этих объектов на учет.
В силу пункта 1.6 Порядка N 105 на Комитет возложена обязанность обеспечить изготовление исполнительных схем и технических планов на объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных схем, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет объектов; постановить объекты на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества; выполнить мероприятия по признанию права муниципальной собственности в соответствии со статьей 225 ГК РФ, в том числе по истечении года со дня принятия объектов на учет как бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода; провести государственную регистрацию права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на объекты; включить объекты в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в Комитет поступили заявления собственников объектов инженерной инфраструктуры об отказе от права собственности на них. Комитет принял заявления к рассмотрению и при взаимодействии с Департаментом жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода собрал информацию о техническом состоянии Объектов. В дальнейшем действия для принятия на учет Объектов Комитетом не предпринимались, то есть требования Порядка N 105 не исполнялись.
НОСОП "Облсовпроф" обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие Комитета, выразившееся в непроведении предусмотренных Правилами N 105 мероприятий по постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного при наличии отказа от него собственника имущества, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права НОСОП "Облсовпроф", и обязали Комитет устранить данное нарушение.
Довод заявителя жалобы о пропуске трехмесячного срока для обращения в суд был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен, в связи с тем, что не является пресекательным.
Довод заявителя о том, что требование НОСОП "Облсовпроф" подлежит отклонению в связи с тем, что ОС "ФНПР", являющийся собственником 7/20 доли в праве на объекты, не был привлечен в качестве соистца, отклоняется судом округа.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
ОС "ФНПР" 15.03.2021 направил в Администрацию заявление об отказе от права собственности на 7/20 долей в праве общей долевой собственности на указанные Объекты, то есть выразил свою волю.
Кроме того, ОС "ФНПР" был привлечен в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и представители ОС "ФНПР" в судебных заседаниях в судах первой и апелляционной инстанций поддержали позицию НОСОП "Облсовпроф".
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А43-3599/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1.6 Порядка N 105 на Комитет возложена обязанность обеспечить изготовление исполнительных схем и технических планов на объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных схем, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет объектов; постановить объекты на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества; выполнить мероприятия по признанию права муниципальной собственности в соответствии со статьей 225 ГК РФ, в том числе по истечении года со дня принятия объектов на учет как бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода; провести государственную регистрацию права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на объекты; включить объекты в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
...
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 марта 2023 г. N Ф01-113/23 по делу N А43-3599/2022