Нижний Новгород |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А28-16376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Рукобратского С.А. (доверенность от 10.03.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022
по делу N А28-16376/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Кировская лесопромышленная компания"
(ИНН: 4322011043, ОГРН: 1124322000329)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963) и
Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области
(ИНН: 4345313322, ОГРН: 1114345037641)
о признании незаконным распоряжения и об обязании совершить действия
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) от 01.12.2020 N 639 "Об отклонении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района" и об обязании подготовить, вынести и опубликовать распоряжение об отборе поданной заявки Компании.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190).
По мнению Компании, Министерство не имело полномочий по оценке лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов. Обременения для спорных участков не установлены. Общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Алмис" (далее - Предприятие) с 2014 года реализует инвестиционный проект на лесных участках, не включенных в проект Компании. Реализация проекта Предприятия на двух группах лесных участков с одинаковым общим годовым объемом заготовки древесины одновременно невозможна. Исключение участка, предоставленного обществом с ограниченной ответственностью "Лесснаб 43" (далее - Общество) возможно без отклонения заявки.
Подробно доводы Компании изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.01.2020 Компания подала заявку на включение инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в порядке, установленном Положением N 190.
25 ноября 2020 года Комиссия рассмотрела вопросы, связанные с реализацией проекта Компании, и установила, что заявка инвестора не соответствует требованиям, установленным пунктами 7 и 9 Положения N 190, а именно: в нарушение требований методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включением в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.05.2018 N 1870 (таблица "Товарная структура ежегодного объема заготовки древесины на выделяемых лесных участках" приложения 7), в таблице 6 приложения 6 к Концепции инвестиционного проекта (страница 211) указана товарная структура всех лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок; в перечень лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в составе заявки инвестором включены лесные участки, в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 N 22 предназначенные для Предприятия, а именно: лесные участки Верхнесысольского, Лесновского, Гидаевского, Заводского участковых лесничеств Рудниковского лесничества, а также лесные участки Омутнинского, Залазнинского, Песковского, Залазнинского сельского, Омутнинского сельского участковых лесничеств Омутнинского лесничества, с общим годовым объемом заготовки древесины 275 000 кубических метров, а также лесные участки, предоставленные Обществу по договору аренды от 28.10.2020 N 1-51, с общим годовым объемом заготовки древесины 2670 кубических метров. Общий допустимый объем ежегодного изъятия древесины на лесных участках, возможный для предоставления в аренду для реализации инвестиционного проекта по заявке Компании, составляет 201 630 кубических метров, что не соответствует заявленной потребности в лесных ресурсах, необходимых для реализации инвестиционного проекта, обоснованной в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта.
Заседание комиссии оформлено протоколом от 25.11.2020 N 12.
Распоряжением Министерства от 01.12.2020 N 639 заявка Компании отклонена.
Не согласившись с данным распоряжением, Компания обратилась в арбитражный суд.
Руководствуясь Положением N 190, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не противоречит требованиям действующего законодательства.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта, объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов определен в Положении N 190.
В пункте 7 Положения N 190 определено, что инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую, в том числе, проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины.
Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (пункт 9 Положения N 190).
Методические указания по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждены приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.05.2018 N 1870.
В данных методических указаниях также предусмотрено, что концепция инвестиционного проекта должна содержать проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины.
В Положении N 190 установлен порядок рассмотрения заявок.
Заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, осуществляет в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявок отбор заявок в соответствии с положениями пунктов 2 и 7 - 10 Положения N 190 и подготавливает проект решения об отборе заявки либо проект решения об отклонении заявки (пункт 12 Положения N 190).
В течение 15 рабочих дней со дня получения заявления от инвестора о рассмотрении соответствующего решения межведомственная комиссия представляет в заинтересованный орган заключение об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, а также информирует инвестора о соответствующем заключении (пункт 13 Положения N 190).
Заинтересованный орган в течение 10 рабочих дней после получения от межведомственной комиссии заключения об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, указанного в пункте 13 Положения N 190, принимает решение об отборе заявки либо об отклонении заявки и возвращает заявку инвестору с указанием оснований для отказа в отборе заявки (пункт 14 Положения N 190).
Заинтересованным органом в отношении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Кировской области, а также лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации до 11.08.2021 являлось министерство лесного хозяйства Кировской области на основании пункта 1 постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В пункте 2 указанного постановления определено, что решения об утверждении заявок инвесторов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на лесных участках, находящихся в собственности Кировской области, принимаются Правительством Кировской области.
В целях реализации Положения N 190 постановлением Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П утвержден порядок работы комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которая, в том числе, осуществляет рассмотрение заявок на соответствие действующему законодательству и принимает рекомендации об отборе заявки или об отклонении заявки.
Согласно протоколу заседания комиссии от 25.11.2020 N 12 заявка Компании рассмотрена, приняты рекомендации об отклонении указанной заявки.
Руководствуясь Положением N 190 и рекомендациями комиссии Министерство отклонило заявку Компании на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района".
В рассматриваемом случае Министерство установило, что в проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта Компании, включены лесные участки в общим годовым объемом заготовки древесины 275 000 кубических метров, предоставленные для реализации инвестиционного проекта Предприятия, а также лесные участки, предоставленные Обществу по договору аренды от 28.10.2020 N 1-51 с общим годовым объемом заготовки древесины 2670 кубических метров.
При исключении данных участков общий допустимый объем ежегодного изъятия древесины на лесных участках, возможный для предоставления Компании в аренду для реализации инвестиционного проекта по заявке, составляет 201 630 кубических метров, что не соответствует заявленной потребности в лесных ресурсах, необходимых для реализации инвестиционного проекта, указанной инвестором.
Распоряжение Министерства от 01.12.2020 N 639 принято в пределах полномочий заинтересованного органа в установленном порядке и не нарушает требований действующего законодательства.
Довод Компании о том, что Предприятие реализует инвестиционный проект на лесных участках, не включенных в проект Общества, и не имеет возможности реализовывать проект на двух группах лесных участков с одинаковым общим годовым объемом заготовки древесины, отклоняется судом округа, поскольку одновременное предоставление лесных участков для реализации двух инвестиционных проектов в области освоения лесов двум разным хозяйствующим субъектам противоречит смыслу действующего законодательства. Как верно указал суд первой инстанции, на основании распоряжения Правительства Кировской области от 06.02.2014 N 22 спорные земельные участки предназначены для реализации инвестиционного проекта Предприятия. Доказательства того, что проект Предприятия исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, права и законные интересы Компании спорным распоряжением не нарушены.
Ссылка Компании на наличие полномочий для оценки заявки в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов исключительно у Федерального агентства лесного хозяйства отклоняется судом округа, поскольку на основании пункта 15 положения N 190 на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства поступают только заявки, прошедшие отбор.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Мнение заявителя кассационной жалобы о том, что суды не указали мотивы отклонения доводов заявителя, противоречит содержанию судебных актов, принятых по настоящему делу, в которых даны подробный правовой анализ существа спора и правовая оценка доводам заявителя, имеющим значение для рассматриваемого вопроса. Отсутствие в судебных актах оценки отдельных доводов и доказательств не означает, что они не были учтены при принятии судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Компанию. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А28-16376/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания".
Возвратить Карпачеву Вадиму Евгеньевичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 27.12.2022 N 64.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заинтересованным органом в отношении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Кировской области, а также лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации до 11.08.2021 являлось министерство лесного хозяйства Кировской области на основании пункта 1 постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В пункте 2 указанного постановления определено, что решения об утверждении заявок инвесторов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на лесных участках, находящихся в собственности Кировской области, принимаются Правительством Кировской области.
...
Ссылка Компании на наличие полномочий для оценки заявки в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов исключительно у Федерального агентства лесного хозяйства отклоняется судом округа, поскольку на основании пункта 15 положения N 190 на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства поступают только заявки, прошедшие отбор."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2023 г. N Ф01-216/23 по делу N А28-16376/2020