г. Киров |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А28-16376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Рукобратского С.А., действующего на основании доверенности от 01.03.2020, представителя ответчика Глухих Е.К., действующей на основании доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 по делу N А28-16376/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания" (ИНН 4322011043, ОГРН 1124322000329)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963), министерству промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (ОГРН 1114345037641, ИНН 4345313322)
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная Компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "КЛПК") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик 1, Министерство лесного хозяйства) от 01.12.2020 N 639 "Об отклонении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района" и обязании ответчика подготовить, вынести и опубликовать распоряжение об отборе поданной заявки Общества.
Протокольным определением от 20.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее - ответчик 2, Министерство промышленности).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Министерство лесного хозяйства не обладало полномочиями по отказу в отборе заявки ООО "КЛПК". Подробно позиция отражена в жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.08.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.08.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство лесного хозяйства представило отзыв на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Министерство промышленности отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
Определением от 10.11.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью дальнейшего участия судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В. в рассмотрении дела в составе суда произведена замена на судей Кононова П.И., Великоредчанина О.Б.
В судебном заседании после отложения представители заявителя, ответчика 1 поддержали письменно приведенные доводы.
Ответчик 2 явку представителя в судебное заседание после отложения не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика 2.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.01.2020 Общество подало заявку на включение инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района" в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно порядку, установленному Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190).
25.11.2020 проведено заседание комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "КЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны, Омутнинского района" (протокол от 25.11.2020 N 12). По итогам проведенного голосования члены комиссии предложили внести предложение заинтересованному органу об отклонении заявки от 15.01.2020 в связи с тем, что заявка инвестора на реализацию инвестиционного проекта не соответствует требованиям, установленным пунктами 7 и 9 Положения N 190, а именно:
в нарушение требований методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включением в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромторга России от 15.05.2018 N 1870 (таблица "Товарная структура ежегодного объема заготовки древесины на выделяемых лесных участках" приложения N 7), в таблице 6 приложения N 6 к Концепции инвестиционного проекта (страница 211) указана товарная структура всех лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок;
в перечень лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в составе заявки инвестором включены лесные участки, в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 N 22 предназначенные для ООО ПКП "Алмис", а именно: лесные участки Верхнесысольского, Лесновского, Гидаевского, Заводского участковых лесничеств Рудниковского лесничества, а также лесные участки Омутнинского, Залазнинского, Песковского, Залазнинского сельского, Омутнинского сельского участковых лесничеств Омутнинского лесничества, с общим годовым объемом заготовки древесины 275 тыс. куб. метров, а также лесные участки, предоставленные ООО "Лесснаб 43" по договору аренды от 28.10.2020 N 1-51, с общим годовым объемом заготовки древесины 2,67 тыс. куб. метров. Общий допустимый объем ежегодного изъятия древесины на лесных участках, возможный для предоставления в аренду для реализации инвестиционного проекта по заявке ООО "КЛПК", составляет 201,63 тыс. куб. метров (479,3 тыс. куб. метров - 277,67 тыс. куб. метров), что не соответствует заявленной потребности в лесных ресурсах, необходимых для реализации инвестиционного проекта, обоснованной в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта.
01.12.2020 Министерство лесного хозяйства издало распоряжение N 639 "Об отклонении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района".
Не согласившись с распоряжением, ООО "КЛПК" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 ЛК РФ).
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее соответственно - инвестиционный проект, перечень инвестиционных проектов) определен Положением N 190.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 190 подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения N 190 предусмотрено, что инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую следующие сведения и документы:
а) полное наименование инвестора и его местонахождение;
б) копии учредительных документов;
в) концепция инвестиционного проекта, содержащая:
цели и задачи инвестиционного проекта;
краткое описание мероприятий по реализации инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты финансово-экономических, бюджетных и социальных показателей реализации инвестиционного проекта;
срок окупаемости инвестиционного проекта;
объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, в том числе схема финансирования инвестиционного проекта;
срок подготовки проектной документации;
перечень приобретаемой лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники и лесоперерабатывающего оборудования с указанием его производителя и стоимости;
проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта (далее - перечень лесных участков), с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины;
обоснование заявленных потребностей в лесных ресурсах;
проект графика заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков (по годам с поквартальной разбивкой);
г) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная в установленном порядке (в случае непредставления инвестором такого документа заинтересованный орган запрашивает его самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
д) поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины (далее - поквартальный график);
е) справка, подтверждающая отсутствие у инвестора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
ж) срок применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов, рассчитанному по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности;
з) паспорт инвестиционного проекта по форме согласно приложению;
и) справка, заверенная банком, в том числе иностранным банком, выписка из расчетного счета и (или) депозитного счета инвестора и (или) решение собственника инвестора о финансировании инвестиционного проекта за счет собственных средств с документарным подтверждением возможности привлечения таких средств в размере, указанном в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения;
к) копия кредитного договора и (или) копия договора об открытии кредитной линии, заключенных между инвестором и кредитной организацией, и (или) копия договора займа, заключенного между инвестором и хозяйствующим субъектом, в которых зафиксировано обязательство кредитора и (или) займодавца предоставить заемные средства в размере, указанном в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения, на цели реализации инвестиционного проекта в соответствии с заявленной концепцией инвестиционного проекта и (или) договором лизинга;
л) справка, подписанная руководителем инвестора, подтверждающая, что инвестором исполнены требования, установленные пунктом 5 Правил предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1604 "О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
м) документы, подтверждающие размер израсходованных средств на реализацию инвестиционного проекта, и перечень выполненных работ на день подачи заявки в заинтересованный орган в случае начала реализации инвестиционного проекта не ранее чем за 2 года до дня подачи заявки в заинтересованный орган.
В силу пункта 8 Положения N 190 инвестор должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь документальное подтверждение наличия собственных или заемных средств в размере не менее 50 процентов общего объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет до 3 лет, или в размере части заявленных инвестиций, приходящейся на первые 2 года в соответствии с графиком инвестиций, но не менее 25 процентов общего объема заявленных инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет более 3 лет;
б) выполнять обязательства перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
в) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
г) начать реализацию инвестиционного проекта не ранее чем за 2 года до дня подачи заявки в заинтересованный орган.
Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (пункт 9 Положения N 190).
Согласно пункту 10 Положения N 190 критериями оценки инвестиционных проектов являются:
а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции, а также увеличение объемов выпуска продукции, направленного на увеличение доли экспорта продукции лесопереработки;
г) создание высокопроизводительных рабочих мест;
е) доля глубокой переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта на создаваемых (модернизируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
Заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, осуществляет в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявок отбор заявок в соответствии с положениями пунктов 2 и 7 - 10 настоящего Положения и подготавливает проект решения об отборе заявки либо проект решения об отклонении заявки (пункт 12 Положения N 190).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 190 в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления от инвестора о рассмотрении соответствующего решения межведомственная комиссия представляет в заинтересованный орган заключение об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, а также информирует инвестора о соответствующем заключении.
Заинтересованный орган в течение 10 рабочих дней после получения от межведомственной комиссии заключения об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, указанного в пункте 13 настоящего Положения, принимает решение об отборе заявки либо об отклонении заявки и возвращает заявку инвестору с указанием оснований для отказа в отборе заявки (пункт 14 Положения N 190).
Из содержания норм Положения N 190 следует, что заинтересованный орган осуществляет оценку и отбор заявок не только по формальному критерию (представление документов, предусмотренных пунктом 7 Положения N 190), а на основании оценки совокупности критериев.
Пунктом 1 постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство лесного хозяйства определено заинтересованным органом в отношении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Кировской области, а также лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - заинтересованный орган).
На момент издания оспариваемого распоряжения (01.12.2020) Министерство лесного хозяйства осуществляло полномочия заинтересованного органа.
На основании изложенного довод заявителя об отсутствии у ответчика 1 полномочий по отказу в отборе заявки ООО "КЛПК" подлежит отклонению.
Руководствуясь Положением N 190, рекомендациями комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, ответчик 1 отклонил заявку Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в п. Лесные Поляны Омутнинского района" с указанием в распоряжении оснований отклонения.
Достаточных доказательств и обоснования несоответствия оспариваемого распоряжения требованиям Положения N 190 заявителем не приведено.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Министерства лесного хозяйства не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 по делу N А28-16376/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Карпачевым Вадимом Евгеньевичем на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2022 по делу N А28-16376/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировская лесопромышленная компания" - без удовлетворения.
Возвратить Карпачеву Вадиму Евгеньевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по чек-ордеру N 80 от 19.08.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16376/2020
Истец: ООО "КЛПК"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области, Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области