Нижний Новгород |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А17-10690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от заявителя:
Бубнова С.А. (доверенность от 19.01.2023),
Витюлевой Г.А. (доверенность от 19.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022
по делу N А17-10690/2021
по заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
(ИНН: 3728013000, ОГРН: 1023700533801)
о признании частично недействительным представления от 12.10.2021 N 04-01/01-19-32 Службы государственного финансового контроля Ивановской области
(ИНН: 3702717764, ОГРН: 1133702032540)
и установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба) от 12.10.2021 N 04-01/01-19-3 в части пунктов 1 - 11.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Департамент настаивает на том, что не нарушил порядок и условия предоставления грантов, поскольку конкурсная комиссия в процессе отбора получателей грантов не согласовывает перечень расходов грантополучателя; отбор проходят не направления расходов гранта (затраты), а получатели грантов, проекты создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) которых не содержат в своем составе направлений расходования средств гранта; конкурсная комиссия определяет сумму гранта победителю конкурсного отбора, не конкретизируя ее по направлениям затрат.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Служба в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Служба провела выездную проверку Департамента по вопросу расходования средств бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" (подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации") за период с 01.01.2020 по 01.07.2021.
По результатам контрольного мероприятия Департаменту выдано представление от 12.10.2021 N 04-01/01-19-32, в котором, в частности, указано:
1. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 522-п (далее - Порядок N 522-п; в редакции от 01.04.2020) Департамент в 2020 году в установленном порядке не провел отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 806 736 рублей (данные средства выделены Департаментом индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Чупалаеву З.И. (далее - глава КФХ Чупалаев З.И.) на приобретение транспортного средства - фургона для перевозки пищевых продуктов, при этом в документах, представленных главой КФХ Чупалаевым З.И. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 522-п, указанные затраты отсутствуют).
2. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 522-п, пункта 7.3.1.1 соглашения на предоставление гранта на развитие семейных ферм от 07.05.2020 N СФ-07-2020 Департамент в 2020 году заключил дополнительное соглашение от 07.08.2020 N СФ-07-2020 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-07-2020 с главой КФХ Чупалаевым З.И., включающее затраты на приобретение фургона для перевозки пищевых продуктов в сумме 806 736 рублей, без проведения в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п, отбора получателя гранта (17.08.2020 бюджетные средства в сумме 806 736 рублей в нарушение условий и порядка предоставления гранта перечислены главе КФХ Чупалаеву З.И.)
3. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пунктов 1.6, 2 Порядка N 522-п Департамент в 2020 году в установленном порядке не провел отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 960 000 рублей (данные средства выделены Департаментом индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. (далее - глава КФХ Тухтаев Ш.Р.) на приобретение бороны дисковой, затраты на которую в документах, представленных главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 522-п для отбора, отсутствуют).
4. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 522-п Департамент в 2020 году заключил соглашение на предоставление гранта на развитие семейных ферм от 07.05.2020 N СФ-05-2020 и перечислил 21.05.2020 грант в сумме 2 652 931 рубля не в соответствии с условиями и порядком предоставления гранта и результатами отбора получателя гранта (в сумму гранта не включены затраты на приобретение племенных нетелей абердин-ангусской породы, заявленные при отборе; завышены затраты на строительство животноводческой фермы на 296 611 рублей относительно суммы, определенном протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17.04.2020 в объеме 1 396 320 рублей; включены затраты на приобретение бороны дисковой в сумме 960 000 рублей без проведения отбора получателя гранта на эту сумму в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п).
5. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3.4 Порядка N 522-п Департамент в 2020 году заключил дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с главой КФХ Тухтаевым Ш.Р., устанавливающее размер затрат гранта на строительство животноводческой фермы в сумме 2 612 610 рублей, превышающей (на сумму 212 610 рублей) 60 процентов от суммы затрат, заявленных получателем при отборе (4 000 000 рублей) на строительство указанной фермы (в нарушение условий и порядка предоставления гранта средства в завышенном объеме перечислены 05.08.2020).
6. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития КФХ, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 N 175-п (далее - Порядок N 175-п; в редакции от 05.06.2020) Департамент в 2020 году в установленном порядке не провел отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 64 822 рублей (данные средства выделены Департаментом индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Захарову А.В. (далее - глава КФХ Захаров А.В.) на приобретение крупного рогатого скота (далее - КРС), при этом в документах, представленных главой КФХ Захаровым А.В. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п для отбора, указанные затраты отсутствуют).
7. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, подпункта "д" пункта 1.2, пункта 3 Порядка N 175-п (действовавшего до 17.03.2021), Перечня случаев, при которых допускается внесение изменений в проект создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного приказом Департамента от 08.07.2020 N 147 (далее - Перечень случаев N 147), Департамент в 2020 году заключил дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к соглашению о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" от 01.07.2020 N 30-2020-00447 с главой КФХ Захаровым А.В., включающее затраты на приобретение КРС в сумме 64 822 рубля без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п (в нарушение условий и порядка предоставления гранта 13.07.2020 бюджетные средства перечислены главе КФХ Захарову А.В.).
8. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пунктов 1.6, 2 Порядка N 175-п Департамент в 2020 году в установленном порядке не провел отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 186 323 рубля (данные средства выделены Департаментом индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Киселеву В.А. (далее - глава КФХ Киселев В.А.) на приобретение крупного рогатого скота (КРС), при этом в документах, представленных главой КФХ Киселевым В.А. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п на отбор, указанные затраты отсутствуют).
9. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, подпункта "д" пункта 1.2, пункта 3 Порядка N 175-п, Перечня случаев N 147 Департамент в 2020 году заключил дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к соглашению о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" от 01.07.2020 N 30-2020-00442 с главой КФХ Киселевым В.А., включающее затраты на приобретение КРС в сумме 186 323 рубля, без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п (в нарушение условий и порядка предоставления гранта 13.07.2020 бюджетные средства перечислены главе КФХ Киселеву В.А.).
10. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 521-п Порядка N 521-п (далее - Порядок N 521-п, действовавший до 19.02.2021) Департамент в 2020 году в установленном порядке не провел отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на общую сумму 270 417 рублей 88 копеек (данные средства выделены Департаментом индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Гагариной О.А. (далее - глава КФХ Гагарина О.А.) на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрические сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896 рублей 88 копеек; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521 рубль, при этом в документах, представленных главой КФХ Гагариной О.А. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 521-п, указанные затраты отсутствуют).
11. В нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 7.3.1.1 соглашения на предоставление гранта на поддержку начинающего фермера от 24.03.2020 N НФ-01-2020 Департамент в 2021 году в отсутствие правовых оснований заключил дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НСФ-01-2020/3 к соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020 с главой КФХ Гагариной О.А., включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896 рублей 88 копеек; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521 рубль без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п (в нарушение условий и порядка предоставления гранта 06.04.2020 бюджетные средства перечислены главе КФХ Гагариной О.А.).
В пункте 1 резолютивной части представления Департаменту предписано принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 - 11, 14 представления, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе, в срок до 15.11.2021.
Не согласившись с данным представлением в части пунктов 1 - 11, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 78, 158, 265, 266.1, 269.2 БК РФ, Порядками N 522-п, 175-п, 521-п, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о законности оспариваемого представления органа финансового контроля и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, по результатам которых объектам контроля направляются, в том числе акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п утверждена государственная программа Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" (далее - Государственная программа), в приложении 15 к которой утверждена подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации", ответственным исполнителем которой является Департамент.
Данная подпрограмма предусматривает реализацию мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования", включающего мероприятие "Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм" (пункт 1.2), в рамках которого предоставляются гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам в соответствии с Порядком N 522-п, устанавливающим цели, условия и порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных ферм, порядок возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 522-п под грантом на развитие семейной фермы понимаются бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета Ивановской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях развития на сельских территориях Ивановской области крестьянского (фермерского) хозяйства и создания на сельских территориях новых постоянных рабочих мест.
Органом государственной власти Ивановской области, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), является Департамент (пункт 1.4 Порядка N 522-п).
Отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией. Для участия в отборе главы крестьянских (фермерских) хозяйств (участники отбора) представляют в Департамент документы, указанные в пункте 2.3 Порядка, в том числе проект развития крестьянского (фермерского) хозяйства (подпункт "ж"), план расходов гранта (подпункт "з"). Конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в пункте 1.7 Порядка; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 Порядка (пункты 1.6, 2.1, 2.2, 2.9 Порядка N 522-п).
Условия и порядок предоставления грантов определены в разделе 3 Порядка N 522-п.
Так в пункте 3.1 Порядка N 522-п установлено, что победители отбора (получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в сети Интернет, представляют в Департамент: а) письменное обязательство получателя гранта по форме согласно приложению 3 к Порядку; б) реквизиты получателя гранта по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку; в) скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к Порядку.
На основании пункта 3.2 Порядка N 522-п в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 3.1 Порядка, Департамент направляет проект соглашения о предоставлении грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм, подписанный уполномоченным должностным лицом Департамента, в 2 экземплярах получателям грантов, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта. Получатели грантов в течение 5 рабочих дней со дня его получения 1 экземпляр подписанного соглашения направляют в Департамент.
Форма соглашения, дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение утверждается Департаментом в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Ивановской области, и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Основания для отказа победителю отбора в предоставлении гранта указаны в пункте 3.3 Порядка N 522-п.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм от 17.04.2020 установлено, что на участие в конкурсном отборе представлены 8 заявок; размеры грантов определены конкурсной комиссией в процентном отношении от заявленной суммы гранта - 58,18 процента: сумма гранта к перечислению составила 21 505 376,34 рубля, в том числе: 2 327 132 рубля - главе КФХ Чупалаеву З.И. (заявленная сумма гранта 4 000 000 рублей); 2 652 931 рубль - главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. (заявленная сумма гранта 4 560 000 рублей).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 14.07.2020 внесены изменения в протокол от 17.04.2020, размеры грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм определены в процентном соотношении от заявленной суммы гранта - 78,35 процента; с учетом дополнительного распределения главе КФХ Чупалаеву З.И. сумма гранта составила 3 133 868 рублей, главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. - 3 572 610 рублей.
Представленным главой КФХ Чупалаевым З.И. на конкурсный отбор проектом создания и развития КФХ от 07.04.2020 предусмотрено строительство овчарни вместительностью 800 голов маточных овец и молодняка; строительство здания кормоцеха (при этом планом расходов гранта предусмотрено приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация объектов для производства и переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме 6 700 000 рублей, в том числе в сумме 4 000 000 рублей - за счет средств гранта, в сумме 2 700 000 рублей - за счет собственных средств).
Департамент и глава КФХ Чупалаев З.И. заключили соглашение от 07.05.2020 N СФ-07-2020 о предоставлении гранта на развитие семейной фермы в размере 2 327 132 рублей, согласно пункту 1.2 которого грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов гранта на развитие семейной фермы согласно приложению 1 к соглашению.
Планом расходов гранта главы КФХ Чупалаева З.И. (приложение 1 к соглашению) предусмотрено строительство овчарни для маточных овец и молодняка, строительство здания кормоцеха в сумме 2 327 132 рублей за счет средств гранта.
Грант в сумме 2 327 132 рублей перечислен главе КФХ Чупалаеву З.И. Департаментом в соответствии с заявкой на кассовый расход от 21.05.2020 N 00000807.
Департамент заключил с главой КФХ Чупалаевым З.И. дополнительное соглашение от 07.08.2020 N СФ-07-2020/1 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-07-2020, которым сумма гранта изменена с 2 327 132 рубля на 3 133 868 рублей; приложение 1 изложено в новой редакции, включены затраты на приобретение фургона для перевозки пищевых продуктов за счет средств гранта - 806 736 рублей.
Департамент перечислил грант в сумме 806 736 рублей главе КФХ Чупалаеву З.И. согласно заявке на кассовый расход от 17.08.2020 N 00001356.
Между тем, как установили суды и подтверждается материалами дела, приобретение фургона проектом создания и развития КФХ, планом расходов гранта на развитие семейных ферм не предусматривалось; данные затраты комиссией не рассматривались и не оценивались.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 522-п Департамент в 2020 году заключил с главой КФХ Чупалаевым З.И. дополнительное соглашение от 07.08.2020 N СФ-07-2020 к соглашению от 07.05.2020, включающее в себя затраты на приобретение фургона для перевозки пищевых продуктов в сумме 806 736 рублей без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п; 17.08.2020 в нарушение условий и порядка предоставления гранта бюджетные средства в сумме 806 736 перечислены главе КФХ Чупалаеву З.И. (пункты 1, 2 представления).
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что представленным главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. на конкурсный отбор проектом создания и развития КФХ от 30.03.2020 предусмотрено строительство легкого метало-каркасного помещения беспривязного содержания КРС; приобретение племенных нетелей (30 голов) породы абердин-ангус для воспроизводства основного стада.
Планом расходов гранта на развитие семейных ферм предусмотрены следующие направления затрат: строительство животноводческой фермы (за счет средств гранта - 2 400 000 рублей, за счет собственных средств - 1 600 000 рублей); приобретение племенных нетелей абердин-агусской породы, 30 голов (за счет средств гранта - 2 160 000 рублей, за счет собственных средств - 1 440 000 рублей).
Департамент заключил с главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020 о предоставлении гранта на развитие семейной фермы в 2020 году в размере 2 652 931 рубля, согласно пункту 1.2 которого грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов гранта на развитие семейной фермы согласно приложению 1 к соглашению.
В приложении 1 к данному соглашению (план расходов гранта) указано, что на строительство животноводческой фермы за счет средств гранта предусмотрено 1 692 931 рубль, на приобретение бороны дисковой - 960 000 рублей.
Грант перечислен главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. в соответствии с заявкой на кассовый расход от 21.05.2020 N 00000806 в сумме 2 652 931 рублей.
Между тем Департамент заключил с главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020/1, изложив приложение 1 (план расходов гранта) в новой редакции, согласно которому размер гранта составил 3 572 610 рублей, в том числе на строительство животноводческой фермы - 2 612 610 рублей, на приобретение бороны дисковой - 960 000 рублей.
Департамент 05.08.2020 перечислил грант главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. в сумме 919 679 рублей.
Судами также установлено и материалам дела не противоречит, что при заключении соглашения от 07.05.2020 N СФ-05-2020 из плана расходов гранта, представленного конкурсной комиссии, исключено приобретение племенных нетелей абердин-ангусской породы, которое, по итогам заседания конкурсной комиссии от 17.04.2020, должно было составить 1 256 611 рублей (2 160 000 рублей * 58,18 процента).
Вместе с тем в план расходов гранта включено приобретение бороны дисковой (по направлению, определенному подпунктом "в" пункта 1.3 Порядка N 522-п) в сумме 960 000 рублей, не представленной в проекте создания и развития КФХ в конкурсную комиссию и отсутствующей в плане расходов гранта от 30.03.2020.
Кроме того, с учетом заключенного 30.07.2020 дополнительного соглашения сумма затрат на строительство животноводческой фермы определена в общем объеме 5 012 610 рублей (в том числе за счет средств гранта - 2 612 610 рублей, за счет собственных средств - 2 400 000 рублей), что не соответствует заявленному размеру 4 000 000 рублей, представленном главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. на отбор, и рассмотренному на заседаниях конкурсной комиссии 17.04.2020 и 14.07.2020.
В плане расходов гранта главы КФХ Тухтаева Ш.Р., представленном с проектом создания и развития КФХ в конкурсную комиссию, максимальный размер гранта на строительство животноводческой фермы составлял 2 400 000 рублей (4 000 000 рублей * 60 процентов) или не более 60 процентов от затрат, в связи с чем Департамент путем заключения дополнительного соглашения от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 превысил максимальный размер гранта на сумму 212 610 рублей (2 612 610 минус 2 400 000).
Также в приложении 1 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 (план расходов гранта) на строительство животноводческой фермы за счет средств гранта предусмотрено 1 692 931 рубль, что не соответствует сумме гранта, определенного на эти цели по итогам заседания конкурсной комиссии от 17.04.2020, которая должна составить 1 396 320 рублей (2 400 000 * 58,18 процента), превышение составило 296 611 рублей (1 692 931 минус 1 396 320).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 522-п Департамент в 2020 году заключил соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. и перечислил 21.05.2020 грант в сумме 2 652 931 рубля не в соответствии с условиями и порядком предоставления гранта и результатами отбора получателя гранта (в сумму гранта не включены затраты на приобретение племенных нетелей абердин-ангусской породы, заявленные при отборе; завышены затраты на строительство животноводческой фермы на 296 611 рублей относительно суммы, определенной протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17.04.2020 в объеме 1 396 320 рублей; включены затраты на приобретение бороны дисковой в сумме 960 000 рублей без проведения отбора получателя гранта на эту сумму в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п (пункты 3, 4 представления); заключено дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с главой КФХ Тухтаевым Ш.Р., устанавливающее затраты за счет средств гранта на строительство животноводческой фермы в сумме 2 612 610 рублей, превышающей 60 процентов от суммы затрат, заявленных получателем при отборе (4 000 000 рублей) на строительство указанной фермы, средства в завышенном объеме перечислены 05.08.2020 (пункт 5 представления).
Доводы Департамента о том, что Порядок N 522-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта; корректировка плана расходов гранта осуществляется получателем гранта и производится исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта; в Порядке N 522-п отсутствуют требования о проведении каких-либо иных (повторных) отборов получателей грантов, правомерно отклонены судами.
Согласно положениям Порядка N 522-п корректировке подлежит сумма гранта по итогам заседания конкурсной комиссии. В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 17.04.2020 размеры грантов определены в процентном отношении от заявленной суммы гранта - 58,18 процента, протоколом конкурсной комиссии от 14.07.2020 - 78,35 процента. При этом Порядок N 522-п не предусматривает право победителя отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии. При заключении соглашений в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 Порядка N 522-п, Департамент не наделен правом пересмотра решений конкурсной комиссии и принятия самостоятельных решений о выделении средств гранта на мероприятия, не прошедшие отбор.
С учетом изложенного суды правомерно признали пункты 1, 2, 3, 4, 5 представления Службы законными и обоснованными.
Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, предусмотрена реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (приложение 15 к государственной программе) (далее - Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем которой является Департамент.
Подпрограмма предусматривает реализацию основного мероприятия "Региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Ивановская область)", включающего в себя мероприятие "Гранты "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства" (пункт 2.1) в рамках которого в соответствии с Порядком N 175-п предоставляются гранты "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 175-п грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета Ивановской области крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития КФХ, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую Департаментом, главой КФХ или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы.
В пункте 1.3 Порядка N 175-п определено, что грант предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам на конкурсной основе в соответствии с решениями конкурсной комиссии на реализацию проектов создания и (или) развития КФХ.
В силу пункта 1.6 Порядка N 175-п отбор получателей грантов "Агростартап" проводится конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п для участия в отборе участники отбора представляют в Департамент документы, в том числе план расходов гранта "Агростартап" по форме согласно приложению 2 к настоящему порядку, проект создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет по форме, определенной приказом Департамента (подпункты "б", "в" пункта 2.3 Порядка N 175-п).
Протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора и размеры предоставляемых грантов, и размещается не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах (абзац 5 пункта 2.8 Порядка N 175-п).
Согласно пункту 3.2 Порядка N 175-п решение о предоставлении гранта "Агростартап" либо об отказе в предоставлении гранта по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 Порядка, принимается Департаментом с учетом протокола заседания конкурсной комиссии в течение двух рабочих дней со дня представления получателями гранта "Агростартап" документов, предусмотренных пунктом 3.1 Порядка, и оформляется распоряжением Департамента.
Порядок определения размера гранта "Агростартап" установлен в пункте 3.4 Порядка N 175-п.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 21.05.2020 на участие в конкурсном отборе представлены 54 заявки и определены 29 победителей конкурсного отбора; с учетом внесенных изменений в протокол заседания комиссии от 21.05.2020 размер гранта "Агростартап" определен в равной пропорции всем победителям конкурсного отбора в сумме 1 081 823 рублей.
Проектом создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства главы КФХ Захарова А.В. от 14.05.2020 предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (трактор, пресс-подборщик). Согласно плану расходов гранта "Агростартап" главы КФХ Захарова А.В. от 14.05.2020, представленному в конкурсную комиссию, объем затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (трактор МТЗ, пресс-подборщик) составил 2 340 000 рублей, в том числе 2 100 000 рублей - за счет средств гранта, 240 000 рублей - за счет собственных средств.
Департамент и глава КФХ Захаров А.В. заключили соглашение о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" от 01.07.2020 N 30-2020-00447 в размере 1 081 822 рублей в 2020 году. Согласно пункту 1.2 данного соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению 1 к соглашению.
При этом планом затрат гранта "Агростартап" главы КФХ Захарова А.В. (приложение 1 к соглашению) предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники (пресс-подборщик, косилка роторная, трактор сельскохозяйственный) на общую сумму 1 202 026 рублей, в том числе 1 081 822 рублей - за счет средств гранта и 120 204 рублей - за счет собственных средств.
Департамент перечислил грант в сумме 1 081 822 рублей 13.07.2020.
Департамент и глава КФХ Захаров А.В. заключили дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447, в соответствии с которым приложение 1 изложено в новой редакции, а именно: включены затраты на приобретение КРС в сумме 64 822 рублей, путем уменьшения затрат на приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 64 822 рублей.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 175-п Департамент в 2020 году заключил с главой КФХ Захаровым А.В дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447, включающее в себя затраты на приобретение КРС в сумме 64 822 рублей без проведения отбора получателя гранта "Агростартап" в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, в отсутствие протокола заседания конкурсной комиссии, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка N 175-п (пункты 6, 7 представления).
Судами также установлено и материалам дела не противоречит, что Департамент заключил с главой КФХ Киселевым В.А. соглашение о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" от 01.07.2020 N 30-2020-00442 в размере 1 081 823 рублей в 2020 году, по условиям которого грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению 1 к соглашению.
При этом планом затрат гранта "Агростартап" главы КФХ Киселева В.А. (приложение 1 к соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442) предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники (пресс-подборщик, ворошилка, вилы для установки на тракторе, ковш для установки на тракторе, погрузчик) на сумму 1 081 823 рубля за счет средств гранта, на сумму 120 203 рубля - за счет собственных средств.
Департамент заключил с главой КФХ Киселевым В.А. дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442, изложив приложение 1 в новой редакции, согласно которому включены затраты на приобретение КРС в сумме 186 323 рублей и уменьшены затраты на приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 186 323 рубля.
Вместе с тем согласно плану расходов гранта "Агростартап" главы КФХ Киселева В.А. от 28.04.2020, представленному с проектом создания и развития КФХ в конкурсную комиссию, объем затрат на приобретение сельскохозяйственной техники составил 2 223 000 рублей, в том числе: 2 000 000 рублей - за счет средств гранта, 223 000 рублей - за счет собственных средств. Другие направления затрат планом расходов гранта от 28.04.2020, представленного с проектом создания и развития КФХ в конкурсную комиссию, не предусмотрены.
Грант в сумме 1 081 823 рубля перечислен получателю (заявка на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001177).
С учетом изложенного суды сделали верный вывод о законности пунктов 8, 9 представления Службы, согласно которым в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 175-п Департамент в 2020 году заключил с главой КФХ Киселевым В.А. дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442, включающее в себя затраты на приобретение КРС в сумме 186 323 рублей без проведения отбора получателя гранта "Агростартап" в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, в отсутствие протокола заседания конкурсной комиссии, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка N 175-п.
Доводы заявителя жалобы о том, что Порядок N 175-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта; корректировка плана расходов гранта осуществляется получателем гранта и производится исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план), правомерно отклонены судами в силу следующего.
Механизм выделения гранта установлен пунктами 1.6, 1.7, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.4 Порядка N 175-п. Из пункта 2.8 Порядка N 175-п следует, что поддержку в виде гранта могут получить только те проекты развития крестьянского (фермерского) хозяйства, включающие в себя конкретные суммы и направления затрат, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка N 175-п, рассмотренные в установленном порядке конкурсной комиссией. Порядок N 175-п не предоставляет право победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утвержденной протоколом комиссии.
Доводы Департамента о том, что он в силу пункта 7.3 соглашений, заключенных с главами КФХ Киселевым В.А. и Захаровым А.В., вправе принимать решения об изменении условий соглашения, отклоняются, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вносимые изменения не могут противоречить положениям Порядка N 175-п.
Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, предусмотрена реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (приложение 15 к государственной программе) (далее - Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем которой назначен Департамент.
Подпрограмма предусматривает реализацию основного мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования", включающего в себя мероприятие "Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров" (пункт 1.1) в рамках которого в соответствии с Порядком N 521-п, предоставляются гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 521-п грант на поддержку начинающего фермера - это бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета Ивановской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии, главе КФХ для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях создания и развития на сельских территориях Ивановской области крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест на сельских территориях.
Грант предоставляется однократно в целях финансового обеспечения затрат крестьянского (фермерского) хозяйства на направления, определенные подпунктами "а" - "к" (пункт 1.3 Порядка N 521-п).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 521-п отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией. Порядок формирования, состав и положение о конкурсной комиссии утверждаются приказом Департамента.
Для участия в отборе участники отбора представляют в Департамент документы, в том числе план расходов гранта по форме согласно приложению N 2 к данному порядку, проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее пяти лет (форма проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства определяется приказом Департамента) (подпункты "г", "д" пункта 2.3 Порядка N 521-п).
Согласно абзацу 5 пункта 2.9 Порядка N 521-п протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора, о размерах предоставляемых грантов и их получателях, и размещается не позднее двух рабочих дней, следующих за днем проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах.
В силу пункта 3.1 Порядка N 521-п победители отбора (получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в сети Интернет, представляют в Департамент, в том числе: скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к Порядку (подпункт "в").
В течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 3.1 настоящего порядка, Департамент направляет проект соглашения о предоставлении грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров, подписанный уполномоченным должностным лицом Департамента, в 2 экземплярах получателям грантов, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта. Получатели грантов в течение 5 рабочих дней со дня его получения 1 экземпляр подписанного соглашения направляют в Департамент (пункт 3.2 Порядка N 521-п).
Порядок определения размера гранта предусмотрен пунктом 3.4 Порядка N 521-п.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов от 19.03.2020 установлено, что на участие в конкурсном отборе представлено 7 заявок, победителями отбора признаны 4 участника, установлены размеры грантов, в том числе победителем признана глава КФХ Гагарина О.А. с размером гранта 1 509 230 рублей.
Департамент и глава КФХ Гагарина О.А. заключили соглашение от 24.03.2020 N НФ-01-2020 о предоставлении гранта в размере 1 509 230 рублей в 2020 году.
По условиям данного соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к соглашению (пункт 1.2); изменение настоящего соглашения возможно в случае уменьшения (увеличения) главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление гранта (пункт 7.3.1.10).
Планом расходов гранта главы КФХ Гагариной О.А. (приложение 1 к соглашению от 24.03.2020) предусмотрено приобретение оборудования на сумму 1 509 230 рублей - за счет средств гранта, на сумму 168 470 рублей - за счет собственных средств.
Департамент и глава КФХ Гагарина О.А. заключили дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НФ-01-2020/3 к соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020, в соответствии с которым приложение 1 изложено в новой редакции, согласно которому включены затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности в сумме 13 896 рублей 88 копеек, на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521 рублей, уменьшены затраты на приобретение оборудования на сумму 270 417 рублей 88 копеек.
При этом дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НФ-01-2020/3 заключено Департаментом в отсутствие действующего Порядка N 521-п, поскольку постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2021 N 89-п "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области в сфере государственной поддержки сельского хозяйства" Порядок N 521-п признан утратившим силу.
Суды также установили и материалами дела подтверждается, что согласно плану расходов гранта главы КФХ Гагариной О.А. от 12.03.2020, представленному с проектом создания и развития КФХ в конкурсную комиссию, объем затрат на приобретение оборудования составил 1 677 700 рублей, в том числе 1 509 230 рублей - за счет средств гранта, 168 470 рублей - за счет собственных средств. Другие направления затрат планом расходов гранта от 12.03.2020, представленным с проектом создания и развития КФХ в конкурсную комиссию, не предусмотрены.
Департамент перечислил грант в сумме 1 081 823 рублей (заявка на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001177).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали законными пункты 10, 11 представления, согласно которым в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 521-п Департамент в 2021 году заключил с главой КФХ Гагариной О.А. дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НСФ-01-2020/3 к соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020, включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896 рублей 88 копеек; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521 рубля без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п.
Довод заявителя жалобы о том, что Порядок N 521-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта в процессе реализации проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план) получателем гранта, правомерно отклонен судами, поскольку положения Порядка N 521-п не предоставляют право победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утвержденной протоколом комиссии.
Мнение Департамента о наличии у него в соответствии с пунктом 7.3 соглашений, заключенных с главой КФХ Гагариной О.А., права принимать решения об изменении условий соглашения, подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вносимые изменения не могут противоречить положениям Порядка N 521-п.
Довод жалобы о том, что конкурсная комиссия не согласовывает перечень расходов грантополучателя, а определяет сумму гранта без конкретизации затрат, не может быть принят во внимание в силу следующего.
В пунктах 2.2, 2.3 Порядков N 522-п, 175-п, 521-п предусмотрено, что для участия в отборе участники отбора должны представить в Департамент документы, включая проект развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет; план расходов гранта по форме согласно приложению 2 к Порядку. Непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка; либо несоблюдение участником отбора срока представления документов для участия в отборе являются основаниями для отказа в участии в отборе (пункт 2.5 Порядков).
Таким образом, проект развития КФХ и план расходов гранта должны быть представлены в актуальной редакции уже на этапе отбора заявок. По смыслу пунктов 1.7 Порядков N 522-п, 175-п, 521-п после принятия Департаментом решения о допуске к участию в отборе конкурсная комиссия оценивает именно те документы, которые представил участник на этапе отбора в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.
Как правомерно указали суды, поддержку в виде гранта могут получить только проекты развития КФХ, включающие в себя конкретные суммы и направления затрат, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка N 522-п, и рассмотренные в установленном порядке конкурсной комиссией. Следовательно, глава КФХ должен расходовать грант на цели, указанные в плане расходования средств гранта, прошедшем конкурсный отбор.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А17-10690/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департамент перечислил грант в сумме 1 081 823 рублей (заявка на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001177).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали законными пункты 10, 11 представления, согласно которым в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 521-п Департамент в 2021 году заключил с главой КФХ Гагариной О.А. дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НСФ-01-2020/3 к соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020, включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896 рублей 88 копеек; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521 рубля без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п.
...
Мнение Департамента о наличии у него в соответствии с пунктом 7.3 соглашений, заключенных с главой КФХ Гагариной О.А., права принимать решения об изменении условий соглашения, подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вносимые изменения не могут противоречить положениям Порядка N 521-п."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2023 г. N Ф01-404/23 по делу N А17-10690/2021