г. Киров |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А17-10690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителей заявителя - Бубнова С.А., действующего на основании доверенности от 19.09.2022; Витюлевой Г.А., действующей на основании доверенности от 19.09.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 по делу N А17-10690/2021
по заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области
о признании недействительным представления от 12.10.2021 N 04-01/01-19-32 в части пунктов 1-11,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - ответчик, Служба) о признании недействительным Представления от 12.10.2021 N 04-01/01-19-3 в части пунктов 1-11.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По пунктам 1-5 представления Департамент пояснил следующее. Заявитель указывает, что после увеличения бюджетных ассигнований на гранты конкурсная комиссия предложила получателям грантов представить скорректированные планы расходов, отделу по развитию сельских территорий Департамента - обеспечить заключение дополнительных соглашений (пункты 3, 4 протокола от 14.07.2020). По мнению Департамента Порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 522-п (далее - Порядок N 522-п) не содержит в качестве условия предоставления гранта как запрета на изменение грантополучателем направлений затрат, так и положения о том, что данный вопрос подлежит рассмотрению на заседании конкурсной комиссии. Также заявитель указывает, что конкурсная комиссия в процессе отбора получателей грантов не согласовывает перечень расходов грантополучателя; отбор проходят не направления расходов гранта (затраты), а получатели грантов, проекты создания и развития КФХ которых не содержат в своем составе направлений расходования средств гранта; конкурсная комиссия определяет сумму гранта победителю конкурсного отбора, не конкретизируя ее по направлениям затрат. По убеждению Департамента, вывод суда о том, что скорректированный план расходов гранта должен содержать все заявленные на отбор затраты не основан на положениях Порядка N 522-п. Заявитель полагает, что смысл корректировки состоит в том, чтобы грантополучатель исходя из суммы предоставленного гранта смог определить необходимые расходы, а не просто пересчитать сумму затрат по каждому направлению расходов. Также Департамент отмечает, что Порядком N 522-п не предусмотрен механизм повторного отбора конкретного направления расходов.
По пунктам 6-9 представления Службы доводы Департамента аналогичны правовой позиции относительно пунктов 1-5 представления, поскольку нормы Порядка предоставления грантов "Агростартап" КФХ на реализацию проектов создания и (или) развития КФХ, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 N 175-п (далее - Порядок N 175-п), аналогичны нормам Порядка N 522-п. Заявитель поясняет, что в случае с Киселевым В.А. и Захаровым А.В. речь не идет о корректировке плана расходов в связи с изменением суммы гранта; у данных грантополучателей после приобретения необходимой сельскохозяйственной техники и оборудования остались неизрасходованные средства гранта, которые направлены в дальнейшем на покупку крупного рогатого скота, что соответствует целям и результатам проектов создания и (или) развития грантополучателей, которые были отобраны конкурсной комиссией.
По пунктам 10-11 представления Службы Департамент также указывает, что его доводы аналогичны правовой позиции относительно пунктов 1-5 представления, поскольку нормы Порядка предоставления грантов КФХ на поддержку начинающих фермеров, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 521-п (далее - Порядок N521-п), аналогичны нормам Порядка N 522-п. Заявитель указывает, что в случае с Гагариной О.А. не идет речь о корректировке плана расходов в связи с заключением соглашения о предоставлении гранта; в связи с тем, что было приобретено все необходимое оборудование, предусмотренное планом расходов, и образовался остаток средств по данным затратам в целях достижения плановых показателей, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства, по заявлению ИП Главы КФХ Гагариной заключено дополнительное соглашение об изменении плана расходов с включением затрат, входящих в перечень по пункту 1.3 Порядка N 521-п.
Служба указала, что отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией, проект грантополучателей оценивается каждым членом конкурсной комиссии, присутствующим на заседании конкурсной комиссии. Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что порядки предоставления грантов не содержат положений, указывающих на возможность впоследствии изменять план расходов, включающий конкретные направления затрат, прошедших отбор. Ответчик считает, что Департамент не вправе изменять план расходов, условия соглашения без разрешения заседания комиссии.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.10.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.10.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители заявителя поддержали занятую по делу правовую позицию.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 23.06.2021 по 27.07.2021 в соответствии с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 21.06.2021 N 60 "О назначении плановой выездной проверки в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области" (в редакции от 19.07.2021) и на основании пункта 11 плана контрольных мероприятий Службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2021 год, утвержденного распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановской области от 25.12.2020 N 97, Службой государственного финансового контроля Ивановской области в отношении Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - Департамент) проведена выездная проверка по теме: "Проверка осуществления расходов бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" (подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации")". Проверенный период: с 01.01.2020 по 01.07.2021.
По результатам контрольного мероприятия Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области выдано представление от 12.10.2021 N 04-01/01-19-32 (далее - Представление), содержащее в числе прочего следующие нарушения.
1. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 522-п (в редакции от 01.04.2020) (далее - Порядок N 522-п), Департаментом в 2020 году в установленном порядке не проведен отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 806 736,00 рублей. Данные средства выделены Департаментом ИП главе КФХ Чупалаеву З.И. на приобретение транспортного средства - фургон для перевозки пищевых продуктов. При этом в документах, представленных ИП главой КФХ Чупалаевым З.И. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 522-п для отбора, указанные затраты отсутствуют.
2. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 522-п, пункта 7.3.1.1 соглашения на предоставление гранта на развитие семейных ферм от 07.05.2020 N СФ-07-2020 (далее - Соглашение от 07.05.2020) Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 07.08.2020 N СФ-07-2020 к Соглашению от 07.05.2020 с ИП главой КФХ Чупалаевым З.И., включающее в себя затраты на приобретение транспортного средства - фургон для перевозки пищевых продуктов в сумме 806 736,00 рублей, без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п, 17.08.2020 бюджетные средства в сумме 806 736,00 перечислены ИП главе КФХ Чупалаеву З.И., что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта.
3. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.6, 2 Порядка N 522-п Департаментом в 2020 году в установленном порядке не проведен отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 960 000,00 рублей. Данные средства выделены Департаментом ИП КФХ Тухтаеву Ш.Р. на приобретение бороны дисковой. При этом в документах, представленных ИП КФХ Тухтаевым Ш.Р., в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 522-п для отбора, указанные затраты отсутствуют.
4. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 522-п Департаментом в 2020 году заключено соглашение на предоставление гранта на развитие семейных ферм от 07.05.2020 N СФ-05-2020 (далее - Соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020) и перечислен 21.05.2020 грант в сумме 2 652 931,00 рубля не в соответствии с условиями и порядком предоставления гранта и результатами отбора получателя гранта. В сумму гранта не включены затраты на приобретение племенных нетелей Абердин-ангусской породы, заявленные при отборе; завышены затраты на строительство животноводческой фермы на 296 611,00 рублей относительно суммы, определенном протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17.04.2020 в объеме 1 396 320 рублей; включены затраты на приобретение бороны дисковой в сумме 960 000,00 рублей без проведения отбора получателя гранта на эту сумму в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п.
5. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.4 Порядка 522-п Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с ИП КФХ Тухтаевым Ш.Р., устанавливающее размер затрат гранта на строительство животноводческой фермы в сумме 2 612 610,00 рублей, превышающей (на сумму 212 610,00 рублей) 60% суммы затрат, заявленных получателем при отборе (4 000 000,00 рублей) на строительство указанной фермы, средства в завышенном объеме перечислены 05.08.2020, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта.
6. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 N 175-п (в редакции от 05.06.2020) (далее - Порядок N 175-п), Департаментом в 2020 году в установленном порядке не проведен отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 64 822,00 рублей. Данные средства выделены Департаментом ИП главе КФХ Захарову А.В. на приобретение крупного рогатого скота. При этом в документах, представленных ИП главой КФХ Захаровым А.В. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п для отбора, указанные затраты отсутствуют.
7. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта д) пункта 1.2, пункта 3 Порядка 175-п (действовавшего до 17.03.2021), Перечня случаев, при которых допускается внесение изменений в проект создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 08.07.2020 N 147 (далее - Перечень случаев N 147), Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к соглашению о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" крестьянскому (фермерскому) хозяйству на реализацию проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.07.2020 N 30-2020-00447 с ИП главой КФХ Захаровым А.В., включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 64 822,00 рубля без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, 13.07.2020 бюджетные средства перечислены ИП главе КФХ Захарову А.В., что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта.
8. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.6, 2 Порядка N 175-п Департаментом в 2020 году в установленном порядке не проведен отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на сумму 186 323,00 рубля. Данные средства выделены Департаментом ИП главе КФХ Киселеву В.А. на приобретение крупного рогатого скота. При этом в документах, представленных ИП главой КФХ Киселевым В.А. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п на отбор, указанные затраты отсутствуют.
9. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта д) пункта 1.2, пункта 3 Порядка 175-п, Перечня случаев N 147 Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к соглашению о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" крестьянскому (фермерскому) хозяйству на реализацию проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.07.2020 N 30-2020-00442 с ИП главой КФХ Киселевым В.А., включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 186 323,00 рубля без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, 13.07.2020 бюджетные средства перечислены ИП главе КФХ Киселеву В.А., что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта.
10. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.6, 2 Порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 521-п (действовавшего до 19.02.2021) (далее - Порядок N 521-п), Департаментом в 2020 году в установленном порядке не проведен отбор получателя гранта в целях обеспечения затрат получателя на общую сумму 270 417,88 рублей. Данные средства выделены Департаментом ИП главе КФХ Гагариной О.А. на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896,88 рублей; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521,00 рубль. При этом в документах, представленных ИП главой КФХ Гагариной О.А. в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 521-п на отбор, указанные затраты отсутствуют.
11. В нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.3.1.1 соглашения на предоставление гранта на поддержку начинающего фермера от 24.03.2020 N НФ-01 -2020 (далее - Соглашение от 24.03.2020) Департаментом в 2021 году в отсутствии правовых оснований заключено дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НСФ-01 -2020/3 к Соглашению от 24.03.2020 с ИП главой КФХ Гагариной О.А., включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896,88 рублей; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521,00 рубль без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п, 06.04.2020 бюджетные средства перечислены ИП КФХ Гагариной О.А., что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления.
В связи с чем, Служба государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, в пункте 1 резолютивной части представления требует принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-11, 14 настоящего представления, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (далее - План), в срок до 15.11.2021.
Не согласившись с данным представлением в части пунктов 1-11, Департамент обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п утверждена государственная программа Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области".
Приложением 15 к указанной государственной программе предусмотрена реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации", ответственным исполнителем и исполнителем является Департамент.
Данная Подпрограмма предусматривает реализацию основного мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования", включающего в себя мероприятие "Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм" (пункт 1.2), в рамках которого в соответствии с Порядком предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 522-п (далее - Порядок N 522-п), предоставляются гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - гранты).
Порядок N 522-п устанавливает цели, условия и порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных ферм, порядок возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании пункта 1.2 Порядка N 522-п под грантом на развитие семейной фермы понимаются бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета Ивановской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии, главе крестьянского (фермерского) хозяйства, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, в целях развития на сельских территориях Ивановской области крестьянского (фермерского) хозяйства и создания на сельских территориях новых постоянных рабочих мест (далее - грант).
Органом государственной власти Ивановской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), является Департамент (пункт 1.4 Порядка N 522-п).
В силу пунктов 1.6, 2.1, 2.2, 2.9 Порядка N 522-п отбор получателей грантов (далее - отбор) проводится конкурсной комиссией. Отбор объявляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещения о проведении отбора. Для участия в отборе главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - участники отбора) представляют в Департамент документы, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка, в том числе проект развития КФХ (подпункт "ж"), план расходов гранта (подпункт "з"). Конкурсная комиссия: рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в пункте 1.7 настоящего Порядка; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Порядка.
Разделом 3 Порядка N 522-п определены условия и порядок предоставления грантов. В силу пункта 3.1 Порядка N 522-п победители отбора (далее - получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представляют в Департамент: а) письменное обязательство получателя гранта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку; б) реквизиты получателя гранта по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку; в) скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 3.2 Порядка N 522-п в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, Департамент направляет проект соглашения о предоставлении грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм (далее - соглашение), подписанный уполномоченным должностным лицом Департамента, в 2 экземплярах получателям грантов, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта. Получатели грантов в течение 5 рабочих дней со дня его получения 1 экземпляр подписанного соглашения направляют в Департамент.
Форма соглашения, дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение утверждается Департаментом в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Ивановской области, и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Основания для отказа победителю отбора в предоставлении гранта указаны в пункте 3.3 Порядка N 522-п.
Срок использования гранта составляет не более 24 месяцев со дня его получения. Перечисление гранта осуществляется единовременно в полном объеме (пункты 3.5, 3.7 Порядка N 522-п).
На основании пункта 5.2.1 Порядка N 522-п в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и органом государственного финансового контроля, сумма полученного гранта подлежит возврату в размере 100%.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки по отбору получателей грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм от 17.04.2020 (далее - протокол заседания комиссии от 17.04.2020) установлено, что на участие в конкурсном отборе представлены 8 заявок (т.1 л.д.133-137). Размеры грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм определены конкурсной комиссией в процентном отношении от заявленной суммы гранта- 58,18%: сумма гранта к перечислению составила 21 505 376,34 рублей, в том числе:
- 2 327 132 рубля - ИП Главе КФХ Чупалаеву З.И. (заявленная сумма гранта 4 000 000 рублей);
- 2 652 931 рубль - ИП Главе КФХ Тухтаеву Ш.Р. (заявленная сумма гранта 4 560 000 рублей).
Протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки по отбору получателей грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм от 14.07.2020 внесены изменения в протокол от 17.04.2020, размеры грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм определены в процентом соотношении от заявленной суммы гранта - 78,35% (т.1 л.д.138-141):
- с учетом дополнительного распределения ИП Главе КФХ Чупалаеву З.И. сумма гранта составила 3 133 868 рублей;
- с учетом дополнительного распределения ИП Главе КФХ Тухтаеву Ш.Р сумма гранта составила 3 572 610 рублей.
Представленным ИП Главой КФХ Чупалаевым З.И. к конкурсному отбору проектом создания и развития КФХ от 07.04.2020 предусмотрено строительство овчарни вместительностью 800 голов маточных овец и молодняка; строительство здания кормоцеха (т.2 л.д.30-45).
Планом расходов гранта на развитие семейных ферм предусмотрены следующие направления затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить за счет средств гранта: приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация объектов для производства и переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме 6 700 000,00 рублей, в том числе; в сумме 4 000 000 рублей за счет средств гранта, в сумме 2 700 000 рублей за счет собственных средств (т.2 л.д.46-47).
07.05.2020 Департаментом с ИП Главой КФХ Чупалаевым З.И. заключено соглашение о предоставлении гранта КФХ на развитие семейной фермы от 07.05.2020 N СФ-07-2020 в размере 2 327 132,00 рублей (далее - Соглашение от 07.05.2020 N СФ-07-2020, т.2 л.д.49-63).
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 07.05.2020 N СФ-07-2020 грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов гранта на развитие семейной фермы согласно приложению 1 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Планом расходов гранта ИП Главы КФХ Чупалаева З.И. (приложение 1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-07-2020, т.2 л.д.64-66) предусмотрено строительство овчарни для маточных овец и молодняка, строительство здания кормоцеха в сумме 2 327 132 00 рублей за счет средств гранта.
Департаментом перечислен грант ИП Главе КФХ Чупалаеву З.И. в соответствии с заявкой на кассовый расход от 21.05.2020 N 00000807 в сумме 2 327 132,00 рублей.
07.08.2020 Департаментом с ИП Главой КФХ Чупалаевым З.И. заключено дополнительное соглашение N СФ-07-2020/1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-07-2020. Согласно дополнительному соглашению в пункте 2.1 Соглашения от 07.05.2020 N СФ-07-2020 слова "2 327 132,00 рубля" заменены на "3 133 868,00 рублей". Приложение 1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-07-2020 изложено в новой редакции, согласно которому включены затраты на приобретение транспортного средства - фургона для перевозки пищевых продуктов на сумму затрат за счет средств гранта - 806 736,00 рублей (т.2 л.д.75-79).
Департаментом перечислен грант ИП Главе КФХ Чупалаеву З.И. согласно заявке на кассовый расход от 17.08.2020 N 00001356 в сумме 806 736,00 рублей.
Однако приобретение фургона проектом создания и развития КФХ, планом расходов гранта на развитие семейных ферм не предусматривалось. Указанные затраты комиссией не рассматривались и не оценивались.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Порядка N 522-п, Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 07.08.2020 N СФ-07-2020 к Соглашению от 07.05.2020 с ИП КФХ Чупалаевым З.И., включающее в себя затраты на приобретение транспортного средства - фургон для перевозки пищевых продуктов в сумме 806 736,00 рублей, без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п; 17.08.2020 в нарушение условий и порядка предоставления гранта бюджетные средства в сумме 806 736,00 перечислены ИП КФХ Чупалаеву З.И. (пункты 1,2 представления).
Представленным ИП Главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. к конкурсному отбору проектом создания и развития КФХ от 30.03.2020 предусмотрено строительство легкого метало-каркасного помещения беспривязного содержания КРС; приобретение племенных нетелей (30 голов) породы абердин-ангус для воспроизводства и ремонта основного стада (т.2 л.д.119-131).
Планом расходов гранта на развитие семейных ферм предусмотрены следующие направления затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить с учетом средств гранта:
- приобретение, строительство, реконструкция, ремонт или модернизация объектов для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (строительство животноводческой фермы), сумма затрат: 2 400 000 рублей за счет средств гранта, 1 600 000 рублей за счет собственных средств;
- приобретение сельскохозяйственных животных и птицы (приобретение племенных нетелей абердин-агусской породы, 30 голов), сумма затрат: 2 160 000 рублей за счет средств гранта, 1 440 000 рублей за счет собственных средств (т.2 л.д.132-134).
07.05.2020 Департаментом с ИП Главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. заключено соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020 о предоставлении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству на развитие семейной фермы в 2020 году в размере 2 652 931,00 рублей (далее - Соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020).
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 07.05.2020 N СФ-05-2020 грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов гранта на развитие семейной фермы согласно приложению 1 к соглашению, являющемуся неотъемлемой частью соглашения (т.3 л.д.1-15).
В приложении 1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 (в плане расходов гранта) указано, что на строительство животноводческой фермы за счет средств гранта предусмотрено 1 692 931 рубль, на приобретение бороны дисковой - 960 000 рублей.
21.05.2020 Департаментом перечислен грант ИП КФХ Тухтаеву Ш.Р., что подтверждено заявкой на кассовый расход от 21.05.2020 N 00000806 в сумме 2 652 931,00 рублей.
30.07.2020 Департаментом с ИП Главой КФХ Тухтаевым Ш.Р. заключено дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020/1. Приложение 1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020/1 (план расходов гранта) изложено в новой редакции, согласно которому размер гранта составил 3 572 610,00 рублей, в том числе, сумма гранта на строительство животноводческой фермы - 2 612 610 00 рублей, на приобретение бороны дисковой - 960 000 рублей (т.3 л.д.27).
05.08.2020 Департаментом согласно заявке на кассовый расход от 05.08.2020 N 00001308 в сумме 919 679,00 рублей перечислены средства гранта ИП КФХ Тухтаев Ш.Р.
В рассматриваемом случае при заключении соглашения от 07.05.2020 N СФ-05-2020 из плана расходов гранта, представленного конкурсной комиссии, исключено приобретение племенных нетелей абердин-ангусской породы, которое, по итогам заседания конкурсной комиссии от 17.04.2020, должно было составить 1 256 611 рублей (2 160 000 рублей*58,18%).
Вместе с тем в план расходов гранта включено приобретение бороны дисковой (по направлению, определенному подпунктом "в" пункта 1.3 Порядка N 522-п) в сумме 960 000,00 рублей, не представленной в проекте создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию для отбора, отсутствующую в плане расходов гранта ИП КФХ Тухтаева Ш.Р. от 30.03.2020.
Кроме того с учетом заключенного 30.07.2020 дополнительного соглашения сумма затрат на строительство животноводческой фермы определена в общем объеме 5 012 610 рублей (в том числе за счет средств гранта 2 612 610 рублей, за счет собственных средств 2 400 000 рублей), что не соответствует заявленному объему в размере 4 000 000,00 рублей, поданному ИП КФХ Тухтаев Ш.Р. на отбор и рассмотренному на заседаниях конкурсной комиссии 17.04.2020 и 14.07.2020.
Принимая во внимание подпункты "а", "б" пункта 3.4 Порядка N 522-п, в плане расходов гранта ИП КФХ Тухтаева Ш.Р., представленного с проектом создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию, максимальный размер гранта на строительство животноводческой фермы составлял 2 400 000,00 рублей (4 000 000 рублей*60%) или не более 60% от затрат. Следовательно, Департаментом путем заключения дополнительного соглашения от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 превышен максимальный размер гранта на сумму 212 610 рублей (2 612 610 - 2 400 000).
Также указание в приложении 1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 (в плане расходов гранта) на то, что на строительство животноводческой фермы за счет средств гранта предусмотрено 1 692 931 рублей, что не соответствует сумме гранта, определенного на эти цели по итогам заседания конкурсной комиссии от 17.04.2020, которая должна составить 1 396 320 рублей (2 400 000 * 58,18%). 3авышение рассчитано в сумме 296 611,00 рублей (1 692 931,00 - 1 396 320).
На основании изложенного суд первой инстанции заключил, что в нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 522-п Департаментом в 2020 году: заключено Соглашение от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с ИП КФХ Тухтаевым Ш.Р. и перечислен 21.05.2020 грант в сумме 2 652 931,00 рубля не в соответствии с условиями и порядком предоставления гранта и результатами отбора получателя гранта. В сумму гранта не включены затраты на приобретение племенных нетелей абердин-ангусской породы, заявленные при отборе; завышены затраты на строительство животноводческой фермы на 296 611,00 рублей относительно суммы, определенном протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17.04.2020 в объеме 1 396 320 рублей; включены затраты на приобретение бороны дисковой в сумме 960 000,00 рублей без проведения отбора получателя гранта на эту сумму в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 522-п, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта (пункты 3, 4 Представления); заключено дополнительное соглашение от 30.07.2020 N СФ-05-2020/1 к Соглашению от 07.05.2020 N СФ-05-2020 с ИП КФХ Тухтаев Ш.Р., устанавливающее размер затрат гранта на строительство животноводческой фермы в сумме 2 612 610,00 рублей, превышающей 60% суммы затрат, заявленных получателем при отборе (4 000 000,00 рублей) на строительство указанной фермы, средства в завышенном объеме перечислены 05.08.2020, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта (пункт 5 представления).
Доводы Департамента о том, что Порядок 522-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта; корректировка плана расходов гранта осуществляется получателем гранта и производится исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта; в Порядке 522-п отсутствуют требования о проведении каких-либо иных (повторных) отборов получателей грантов, получили оценку суда, и отклонены им по следующим основаниям.
Механизм выделения гранта установлен пунктами 1.6, 1.7, 2.3, 2.9, 3.1, 3.2, 3.4 Порядка N 522-п. Исходя из системного толкования Порядка N 522-п, суд сделал вывод о том, что в рассматриваемых обстоятельствах корректировке подлежит сумма гранта по итогам заседания конкурсной комиссии.
Согласно протоколу конкурсной комиссии от 17.04.2020 размеры грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм определены конкурсной комиссией в процентном отношении от заявленной суммы гранта - 58,18%, протоколом конкурсной комиссии от 14.07.2020 - 78,35%.
При этом порядок N 522-п не дает право победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии. При заключении соглашений в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 Порядка N 522-п, Департаменту не дано право для пересмотра решений конкурсной комиссии и (или) принятия самостоятельных решений о выделении средств гранта на мероприятия, не прошедшие отбор.
Следовательно, пункты 1, 2, 3, 4, 5 Представления являются законными и обоснованными.
Государственной программой, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, предусмотрена реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Приложение 15 к государственной программе) (далее - Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем является Департамент.
Подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Приложение 15 к государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п) предусматривает реализацию основного мероприятия "Региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Ивановская область)", включающего в себя мероприятие "Гранты "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства" (пункт 2.1) в рамках которого в соответствии с Порядком предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 N 175-п (далее - Порядок N 175-п), предоставляются гранты "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - гранты "Агростартап").
Согласно пункту 1.2 Порядка N 175-п грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета Ивановской области крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - Департамент, конкурсная комиссия), главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы.
Пунктом 1.3 Порядка N 175-п определено, что грант предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам на конкурсной основе в соответствии с решениями конкурсной комиссии на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу пункта 1.6 Порядка N 175-п отбор получателей грантов "Агростартап" (далее - отбор) проводится конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия состоит из председателя конкурсной комиссии, его заместителя, членов конкурсной комиссии и секретаря конкурсной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы конкурсной комиссии. Порядок формирования, состав и положение о конкурсной комиссии утверждаются приказом Департамента, размещенным на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 175-п для участия в отборе участники отбора представляют в Департамент документы, в том числе план расходов гранта "Агростартап" по форме согласно приложению 2 к настоящему порядку, проект создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет по форме, определенной приказом Департамента, размещенным на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункты "б", "в" пункта 2.3 Порядка N 175-п).
Абзацем 5 пункта 2.8 Порядка N 175-п определено, что протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора и размеры предоставляемых грантов, и размещается не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах.
Согласно пункту 3.2 Порядка N 175-п решение о предоставлении гранта "Агростартап" либо об отказе в предоставлении гранта "Агростартап" по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 настоящего Порядка, принимается Департаментом с учетом протокола заседания конкурсной комиссии в течение 2 рабочих дней со дня представления получателями гранта "Агростартап" документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением Департамента.
Порядок определения размера гранта "Агростартап" установлен пунктом 3.4 Порядка N 175-п.
Как следует из материалов дела, протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки по отбору получателей грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.05.2020 установлено, что на участие в конкурсном отборе представлены 54 заявки, определены победители конкурсного отбора - 29 участников. Размеры грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства определены в равной пропорции всем победителям конкурсного отбора в сумме 857 998,00 рублей (т.2 л.д.15-23).
С учетом внесенных изменений в протокол заседания комиссии от 21.05.2020 размер гранта "Агростартап" определен в равной пропорции всем победителям конкурсного отбора в сумме 1 081 823 рублей (24 881 919,19 / 23) (т.1 л.д.145-149).
Проектом создания и развития КФХ ИП Главы КФХ Захарова А.В. от 14.05.2020 предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (трактор, пресс-подборщик) (т.3 л.д.72-82).
Согласно плану расходов гранта "Агростартап" ИП Главы КФХ Захарова А.В. от 14.05.2020, представленному конкурсной комиссии, объем затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (трактор МТЗ, пресс-подборщик) составил 2 340 000 рублей, в том числе: 2 100 000 рублей за счет средств гранта, 240 000 рублей за счет собственных средств (т.3 л.д.70-71).
01.07.2020 Департаментом, в лице члена Правительства Ивановской области - директора Департамента Черкесова Д.Л., заключено соглашение о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" крестьянскому (фермерскому) хозяйству на реализацию проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.07.2020 N 30-2020-00447 с ИП Главой КФХ Захаровым Алексеем Вадимовичем (далее - ИП КФХ Захаров А.В.) в размере 1 081 822,00 рублей в 2020 году (далее - Соглашение от 01.07.2020 N 30-2020-00447, т.3 л.д.83-94).
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 01.07.2020 N 30-2020-00447 грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения.
Планом затрат гранта "Агростартап" ИП КФХ Захаров А.В. (приложение N 1 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447) предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники (пресс-подборщик, косилка роторная, трактор сельскохозяйственный) на общую сумму 1 202 026,00 рублей, в том числе: 1 081 822,00 рублей за счет средств гранта "Агростартап", 120 204,00 рублей за счет собственных средств (т.3 л.д.95-96).
Департаментом перечислен грант "Агростартап", что подтверждается заявкой на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001168 в сумме 1 081 822,00 рублей.
04.02.2021 Департаментом с ИП КФК Захаровым А.В. заключено дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447.
Приложение 1 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447 изложено в новой редакции, согласно которому включены затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 64 822,00 рублей, путем уменьшения затрат на приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 64 822,00 рублей.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что в нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 175-п, Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 04.02.2021 N 30-2020-00447/2 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00447 с ИП КФХ Захаров А.В., включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 64 822,00 рублей без проведения отбора получателя гранта "Агростартап" в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, в отсутствии протокола заседания конкурсной комиссии, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка N 175-п, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта (пункты 6,7 Представления).
Кроме того, 01.07.2020 Департаментом заключено соглашение о предоставлении из бюджета Ивановской области гранта "Агростартап" крестьянскому (фермерскому) хозяйству на реализацию проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.07.2020 N 30-2020-00442 с ИП Главой КФХ Киселевым Владимиром Александровичем (далее - ИП Глава КФХ Киселев В.А.) в размере 1 081 823,00 рублей в 2020 году (далее - Соглашение от 01.07.2020 N 30-2020-00442, т.4 л.д.24-35).
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 01.07.2020 N 30-2020-00442 грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения.
Планом затрат гранта "Агростартап" ИП КФХ Киселев В.А. (приложение N 1 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442) предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники (пресс-подборщик, ворошилка, вилы для установки на тракторе, ковш для установки на тракторе, погрузчик) на сумму 1 081 823,00 рублей за счет средств гранта "Агростартап", на сумму 120 203,00 рублей за счет собственных средств (т.4 л.д.36-37).
25.11.2020 Департаментом с ИП КФХ Киселевым В.А. заключено дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442. Приложение 1 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442 изложено в новой редакции, согласно которому включены затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 186 323 рублей, уменьшены затраты на приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 186 323,00 рублей (т.4 л.д.52-55).
Вместе с тем согласно плану расходов гранта "Агростартап" ИП КФХ Киселева В.А. от 28.04.2020, представленному с проектом создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию, объем затрат, на приобретение сельскохозяйственной техники составил 2 223 000 рублей, в том числе: 2 000 000 рублей за счет средств гранта, 223 000 рублей за счет собственных средств. Другие направления затрат планом расходов гранта "Агростартап" ИП Главы КФХ Киселева В.А. от 28.04.2020, представленного с проектом создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию, не предусмотрены.
Департаментом перечислен грант "Агростартап", что подтверждается заявкой на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001177 в сумме 1 081 823,00 рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 175-п, Департаментом в 2020 году заключено дополнительное соглашение от 25.11.2020 N 30-2020-00442/2 к Соглашению от 01.07.2020 N 30-2020-00442 с ИП КФХ Киселев В.А., включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 186 323,00 рублей без проведения отбора получателя гранта "Агростартап" в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 175-п, в отсутствие протокола заседания конкурсной комиссии, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка N 175-п, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта (пункты 8,9 Представления).
Доводы заявителя о том, что Порядок 175-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта; корректировка плана расходов гранта осуществляется получателем гранта и производится исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план); в Порядке 175-п отсутствуют требования о проведении каких-либо иных (повторных) отборов получателей грантов, кроме первоначального; согласно пункту 7.3 соглашений, заключенных с ИП КФХ Киселевым В.А., ИП КФХ Захаровым А.В., Департамент вправе принимать решения об изменении условий соглашения, справедливо отклонены судом.
Механизм выделения гранта установлен пунктами 1.6, 1.7, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.4 Порядка N 175-п.
Пунктом 2.8 Порядка N 175-п установлено, что конкурсная комиссия: рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в пункте 1.7 настоящего Порядка; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Порядка.
Из пункта 2.8 Порядка N 175-п также следует, что протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора, о размерах предоставляемых грантов и их получателях и размещается не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах.
Из системного толкования вышеприведенных норм суд сделал вывод о том, что поддержку в виде гранта могут получить только те проекты развития крестьянского (фермерского) хозяйства, включающие в себя конкретные суммы и направления затрат, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка N 175-п, рассмотренные в установленном порядке конкурсной комиссией.
Основания для иной оценки представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд не установил, поскольку Порядок N 175-п не дает право победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утвержденной протоколом комиссии.
Доводы Департамента о том, что Департамент, согласно пункту 7.3 соглашений, заключенных с Киселевым В.А., Захаровым А.В., вправе принимать решения об изменении условий соглашения, судом отклоняются, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вносимые изменения не могут противоречить положениям Порядка N 175-п.
Таким образом, пункты 6-9 представления являются законными и обоснованными.
Государственной программой, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, предусмотрена реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Приложение 15 к государственной программе) (далее - Подпрограмма), ответственным исполнителем и исполнителем является Департамент.
Подпрограмма предусматривала реализацию основного мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования", включающего в себя мероприятие "Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров" (пункт 1.1) в рамках которого в соответствии с Порядком предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 521-п (далее - Порядок N 521-п), предоставляются гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров (далее - гранты).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 521-п грант на поддержку начинающего фермера - бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета Ивановской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии, главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п, в целях создания и развития на сельских территориях Ивановской области крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест на сельских территориях (далее - грант).
Пунктом 1.3 Порядка N 521-п определено, что грант предоставляется однократно в целях финансового обеспечения затрат (без учета налога на добавленную стоимость) крестьянского (фермерского) хозяйства на направления, определенные подпунктами "а" - "к".
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 521-п отбор получателей грантов (далее - отбор) проводится конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия состоит из председателя конкурсной комиссии, его заместителя, членов конкурсной комиссии и секретаря конкурсной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы конкурсной комиссии. Порядок формирования, состав и положение о конкурсной комиссии утверждаются приказом Департамента, размещенным на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 2.3 Порядка N 521-п установлено, что для участия в отборе участники отбора представляют в Департамент документы, в том числе план расходов гранта по форме согласно приложению 2 к настоящему порядку, проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет (форма проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства определяется приказом Департамента, размещенным на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) (подпункты "г", "д" пункта 2.3 Порядка N 521-п).
Согласно абзацу 5 пункта 2.9 Порядка N 521-п протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора, о размерах предоставляемых грантов и их получателях, и размещается не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах.
В силу пункта 3.1 Порядка N 521-п победители отбора (далее - получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представляют в Департамент, в том числе: скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему порядку (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 521-п в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 3.1 настоящего порядка, Департамент направляет проект соглашения о предоставлении грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров (далее - соглашение), подписанный уполномоченным должностным лицом Департамента, в 2 экземплярах получателям грантов, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта. Получатели грантов в течение 5 рабочих дней со дня его получения 1 экземпляр подписанного соглашения направляют в Департамент.
Порядок определения размера гранта установлен пунктом 3.4 Порядка N 521-п.
Из материалов дела следует, что 19.03.2020 протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки по отбору получателей грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров от 19.03.2020, установлено, что на участие в конкурсном отборе представлены 7 заявок, победителями конкурсного отбора определены 4 участника, установлены размеры грантов, в том числе победителем признана ИП Глава К(Ф)Х Гагарина Ольга Андреевна (далее - ИП КФХ Гагарина О.А.) с размером гранта в сумме 1 509 230,00 рублей.
24.03.2020 Департаментом заключено соглашение о предоставлении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству на поддержку начинающего фермера от 24.03.2020 N НФ-01-2020 с ИП КФХ Гагарина О.А. в размере 1 509 230,00 рублей в 2020 году (далее - Соглашение от 24.03.2020 N НФ-01-2020, т.4 л.д.129-144).
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 24.03.2020 N НФ-01-2020 грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения.
Согласно пункту 7.3.1.1 Соглашения от 24.03.2020 N НФ-01-2020 изменение настоящего соглашения возможно в случае уменьшения/увеличения главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление гранта.
Планом расходов гранта ИП КФХ Гагарина О.А. (приложение N 1 к Соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020) предусмотрено приобретение оборудования на сумму 1 509 230 рублей за счет средств гранта, на сумму 168 470 рублей за счет собственных средств (т.4 л.д.146-148).
13.05.2021 Департаментом с ИП КФХ Гагариной О.А. заключено дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НФ-01-2020/3 к Соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020. Приложение 1 к Соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020 изложено в новой редакции, согласно которому включены затраты: на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности в сумме 13 896,88 рублей, на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521,00 рублей, уменьшены затраты на приобретение оборудования на сумму 270 417,88 рублей.
Дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НФ-01-2020/3 к Соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020 заключено Департаментом в отсутствие действующего Порядка N 521-п. Постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2021 N 89-п "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области в сфере государственной поддержки сельского хозяйства" Порядок N 521-п признан утратившим силу.
Вместе с тем согласно плану расходов гранта ИП КФХ Гагарина О.А. от 12.03.2020, представленному с проектом создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию, объем затрат на приобретение оборудования составил 1 677 700,00 рублей, в том числе: 1 509 230,00 рублей за счет средств гранта, 168 470,00 рублей за счет собственных средств. Другие направления затрат планом расходов гранта ИП КФХ Гагарина О.А. от 12.03.2020, представленным с проектом создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсную комиссию, не предусмотрены.
Департаментом перечислен грант "Агростартап", что подтверждается заявкой на кассовый расход от 13.07.2020 N 00001177 в сумме 1 081 823,00 рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка 521-п, Департаментом в 2021 году заключено дополнительное соглашение от 13.05.2021 N НСФ-01-2020/3 к Соглашению от 24.03.2020 N НФ-01-2020 с ИП КФХ Гагарина О.А., включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896,88 рублей; на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521,00 рублей без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления гранта (пункты 10,11 Представления).
Доводы Департамента о том, что Порядок 521-п не содержит запрета на изменение плана расходов гранта в процессе реализации проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план) получателем гранта; корректировка плана расходов гранта осуществляется получателем фанта и производится исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализаций проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план); в Порядке 521-п отсутствуют требования о проведении каких-либо иных (повторных) отборов получателей грантов, кроме первоначального; согласно пункту 7.3 соглашения, заключенного с Гагариной О.А., Департамент вправе принимать решения об изменении условий соглашения, также правильно отклонены судом.
Положения Порядка N 521-п не дают право победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утвержденной протоколом комиссии.
Доводы о том, что Департамент, согласно пункту 7.3 соглашений, заключенных с ИП Гагариной О.А., вправе принимать решения об изменении условий соглашения, подлежат отклонению, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вносимые изменения не могут противоречить положениям Порядка N 521-п.
Таким образом, пункты 10-11 представления являются законными и обоснованными.
Не может быть принят во внимание довод Департамента о том, что конкурсная комиссия не согласовывает перечень расходов грантополучателя; определяет сумму гранта без конкретизации затрат.
Положениями Порядков N N 522-п, 175-п, 521-п определено, что гранты представляются собой бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета Ивановской области в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии главе КФХ на установленные в Порядках цели.
Поскольку средства получаемых вышеназванными главами КФХ грантов являются бюджетными целевыми, то в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашения о предоставлении грантов не должны противоречить нормативным правовым актам, являющимися правовыми основаниями предоставления средств из областного бюджета (в данном случае Порядкам N N 522-п, 175-п, 521-п).
В пунктах 2.2, 2.3 Порядков N N 522-п, 175-п, 521-п прямо предусмотрено, что для участия в отборе участники отбора должны представить в Департамент документы, включая проект развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет; план расходов гранта по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка; либо несоблюдение участником отбора срока представления документов для участия в отборе являются основаниями для отказа в участии в отборе (пункт 2.5 Порядков).
Из вышеназванных положений следует, что проект развития КФХ и план расходов гранта должны быть представлены в актуальной редакции уже на этапе отбора заявок.
По смыслу пунктов 1.7 Порядков N N 522-п, 175-п, 521-п после принятия Департаментом решения о допуске к участию в отборе, конкурсная комиссия оценивает именно те документы, которые представил участник на этапе отбора в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.
Как правильно указал суд первой инстанции, поддержку в виде гранта могут получить только проекты развития крестьянского (фермерского) хозяйства, включающие в себя конкретные суммы и направления затрат, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка N 522-п, и рассмотренные в установленном порядке конкурсной комиссией.
Таким образом, глава КФХ должен расходовать грант на цели, указанные в плане расходования средств гранта, прошедшем конкурсный отбор.
Кроме того согласно пунктам 3.1, 5.1 Порядков одним из условий предоставления гранта является предоставление главой КФХ Департаменту письменного обязательства о подтверждении целевого использования средств гранта в соответствии с планом расходования гранта; в свою очередь Департамент вправе проверить соблюдение грантополучателем условий, целей предоставления гранта.
Ссылка заявителя на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 29.06.2022 по делу N 12-163/2022, решение Ивановского областного суда от 09.09.2022 по делу N 21-218/2022 подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Апелляционный суд отмечает, что предусмотренная статьей 69 АПК РФ преюдициальность касается лишь вопросов факта, то есть обстоятельств, которые устанавливались судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу. Вопросы применения норм материального права, квалификации спорных правоотношений, а также правовые выводы преюдициального значения не имеют, в связи с чем в отношении данных обстоятельств суд, рассматривающий дело с участием тех же лиц, не связан ранее сделанными выводами суда по таким вопросам.
Правовая оценка, данная судами общей юрисдикции относительно наличия (отсутствия) и доказанности состава административного правонарушения в деянии Департамента (его должностного лица) и применение ими норм закона, на которых основаны выводы, приведенные в поименованных судебных актах, не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
Иные доводы Департамент, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания представления ответчика недействительным в части пунктов 1-11.
При таких условиях решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 по делу N А17-10690/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 по делу N А17-10690/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10690/2021
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
Ответчик: Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд