Нижний Новгород |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А82-13831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022
по делу N А82-13831/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ОГРН: 1087604005532; ИНН: 7604129539)
о признании частично недействительным представления
Управления Федерального казначейства по Ярославской области
(ОГРН: 1027600685320; ИНН: 7604032150),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Ярдорремстрой" (ОГРН: 1027600519539, ИНН: 7602028775), Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля,
и установил:
муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - Агентство, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Казначейство, УФК по ЯО) о признании недействительным представления от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 в части требований:
1) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 2 711 691,78 рубля с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 за строительство ливневой канализации по МК N 10-ЭА-20 от 24.04.2020 (в сумме 1 499 292,41 рубля), МК N 19-Е-20 от 08.05.2020 (в сумме 657 039,46 рубля), МК N 31-Е-20 от 02.09.2020 (в сумме 554 722,91 рубля) (подпункт 1.1 пункта 1 представления);
2) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета, в сумме 509 241,83 рубля за принятие к оплате дорожных работ по МК 10-ЭА-20 от 24.04.2020, не входящих в придомовую территорию (подпункт 2.1 пункта 2 представления);
3) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рубля по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункта 3 представления);
4) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункта 4 представления).
5) признать недействительными выводы представления о допущенных нарушениях Учреждением при принятии и оплате актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям, членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год по всем объектам за счет средств федерального бюджета на сумму 154 050 444,83 рубля (пункт 21 мотивировочной части представления).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ярдорремстрой" (далее - ООО "Ярдорремстрой"), Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным представление УФК по ЯО в части требований о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета, в сумме 2 711 691,78 рубля (подпункт 1.1 пункта 1 требовательной части Представления); принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рубля по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункта 3 требовательной части представления), по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункта 4 требовательной части представления), о принятии указанных в пункте 5 требовательной части представления мер в связи с выявлением нарушения, указанного в пункте 21 мотивировочной части представления. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2022 решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "В удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 отказать".
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, основания для возврата лимита бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования города Ярославля в доход федерального бюджета по фактам, установленным УФК ЯО, в рассмотренном случае отсутствуют, в связи с чем представление Казначейства от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 в оспариваемой части является незаконным.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в период с 12.04.2021 по 30.04.2021 на основании приказа УФК по ЯО от 09.04.2021 N 132 в отношении Агентства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Проверяемый период - с 01.01.2020 по истекший период 2021 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.05.2021.
УФК по ЯО 25.06.2021 в адрес Агентства выдало оспариваемое представление, которым на заявителя возложены следующие обязанности:
1. Устранить нарушения, указанные в пунктах 1 - 9 настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
1.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом а) пункта 2, пунктом 3, подпунктом в) пункта 8, подпунктом б) пункта 9 Правил от 30.12.2017 N 1710, пунктами 15.1., 15.2. Правил от 20.01.2020 N 11-п, Приложением N 1 Муниципальной программы от 29.12.2017 N 1777 по муниципальным контрактам от 24.04.2020 N МК 10-ЭА-20, от 27.07.2020 N 28-Е-20, от 08.05.2020 N 19-Е-20, от 02.09.2020 N 31-Е-20 принять меры к возмещению средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в сумме 2 894 959,70 рубля, с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021.
2. Устранить нарушения, указанные в пункте 10 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
2.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по муниципальному контракту от 24.04.2020 N МК 10-ЭА-20 принять меры к возмещению средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в сумме 509 241,83 рубля с последующим перечислением в доход федерального бюджета, в срок до 01.12.2021.
3. Устранить нарушения, указанные в пункте 11 настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
3.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 34, пунктом 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 10.5 контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "ЯРДОРРЕМСТРОЙ", по пункту 11 представления применить меры ответственности об уплате пеней в сумме 27 738,59 рубля к контрагенту в срок до 01.09.2021.
4. Устранить нарушения, указанные в пункте 12 настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
4.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом "б" пункта 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, пунктами 1.2, 2.2, подпункта "б" пункта 10.4 контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "ЯРДОРРЕМСТРОЙ", по пункту 12 представления применить меры ответственности об уплате штрафа в сумме 5 000 рублей к контрагенту в срок до 01.09.2021.
5. По пунктам 13 - 21 настоящего Представления рассмотреть информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их нарушения в случае невозможности их устранения, в срок до 01.09.2021.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к УФК по ЯО о признании недействительным представления от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 в части требований:
1) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета, в сумме 2 711 691,78 рубля с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 за строительство ливневой канализации по МК N 10-ЭА-20 от 24.04.2020 (в сумме 1 499 292,41 рубля), МК N 19-Е-20 от 08.05.2020 (в сумме 657 039,46 рубля), МК N 31-Е-20 от 02.09.2020 (в сумме 554 722,91 рубля) (подпункт 1.1 пункта 1 представления);
2) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 509 241,83 рубля за принятие к оплате дорожных работ по МК 10-ЭА-20 от 24.04.2020, не входящих в придомовую территорию (подпункт 2.1 пункта 2 представления);
3) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рубля по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункта 3 представления);
4) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункта 4 представления).
5) признать недействительными выводы представления о допущенных нарушениях Учреждением при принятии и оплате актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям, членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год по всем объектам за счет средств федерального бюджета на сумму 154 050 444,83 рубля (пункт 21 мотивировочной части представления).
Руководствуясь статьями 162, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", суд признал недействительным представление УФК по ЯО в части требований о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета, в сумме 2 711 691,78 рубля (подпункт 1.1 пункта 1 требовательной части Представления); принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рубля по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункт 3 требовательной части Представления), по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункт 4 требовательной части представления), о принятии указанных в пункте 5 требовательной части представления мер в связи с выявлением нарушения, указанного в пункте 21 мотивировочной части Представления. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционного суда решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "В удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 отказать".
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно статье 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Основания и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды регулируются Правилами N 1710, являющимися приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил N 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).
На основании пункта 3 Правил N 1710 для целей настоящих Правил под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Из пункта 6 Правил N 1710 следует, что субсидии из федерального бюджета предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации государственной программы;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии из федерального бюджета;
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета).
Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1710).
В силу подпункта "в" пункта 8 Правил N 1710 Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать в том числе минимальный перечень работ по благоустройству. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29.08.2017 N 679/а-п утверждена государственная программа Ярославской области "Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы (далее - Государственная программа ЯО).
Согласно пункту 2 Государственной программы ЯО в состав Государственной программы с 2020 года входит региональная целевая программа "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2020 - 2024 годы (далее - Региональная целевая программа), утвержденная постановлением Правительства области от 20.01.2020 N 11-п "Об утверждении региональной целевой программы "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2020 - 2024 годы".
Региональная программа "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.03.2018 N 196-п "О региональной программе "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы" (далее - региональная программа), и основные мероприятия "Благоустройство населенных пунктов Ярославской области" и "Благоустройство общественных территорий малых городов и исторических поселений Ярославской области" (далее - основные мероприятия) реализовывались до 31.12.2019.
Ответственным исполнителем Программы и главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для ее реализации, является ДЖКХЭиРТ ЯО. Соисполнители (участники) Программы - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (пункт 1 Региональной целевой программы).
Приложение 1 к Региональной целевой программе N 11-п являются Правила предоставления и распределения субсидии на формирование современной городской среды (далее - Правила N 11-п).
На основании пункта 12.1 Правил N 11-п обязательствами муниципальных образований области - получателей субсидии являются: разработка, утверждение и опубликование порядка общественного обсуждения проекта муниципальной программы, предусматривающего, в том числе, порядок формирования общественной комиссии из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации такого обсуждения, проведения оценки предложений собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовых территорий, подлежащих благоустройству, а также для осуществления контроля за реализацией муниципальной программы после ее утверждения в установленном порядке.
Пунктом 13.4 Правил N 11-п установлено, что муниципальная программа должна предусматривать: мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) соглашений об их благоустройстве не позднее последнего года реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства территории.
В разделе 15 Правил N 11-п установлены целевые направления расходования субсидии.
В соответствии с пунктом 15.1 Правил N 11-п реализация мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий с выполнением следующих видов работ:
- из минимального перечня: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям; устройство уличного освещения дворовых территорий; приобретение и установка скамеек; приобретение и установка урн; устройство, ремонт автомобильных парковок (тротуаров); устройство, ремонт пешеходных дорожек;
- из дополнительного перечня: оборудование детских и (или) спортивных площадок; озеленение дворовых территорий; ограждение дворовых территорий; устройство пандусов; устройство контейнерных площадок; устройство иных малых архитектурных форм.
Выполнение работ, включенных в дополнительный перечень, невозможно без выполнения в полном объеме работ, включенных в минимальный перечень, по каждой дворовой территории (по результатам проведенной инвентаризации).
В силу пункта 15.2 Правил N 11-п реализация иных мероприятий по комплексному благоустройству, предусматривающих использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, с выполнением работ из минимального перечня и дополнительного перечня (за исключением дорожных работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям), а также иных работ на следующих типах общественных территорий: парк, сквер, бульвар, набережная, пляж; территория около общественного здания, памятника; пешеходная зона улицы; пустырь; площадь.
Для обоснования стоимости мероприятий по формированию современной городской среды раздельно формируется сметная документация:
- на дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям;
- на работы по благоустройству;
- на работы с трудовым участием заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству.
Постановлением мэрии города Ярославля от 29.12.2017 N 1777 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2024 годы (далее - Муниципальная программа).
В Приложении 1 к Муниципальной программе установлен Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов с приложением визуализированного перечня образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории.
В данный перечень включены следующие работы: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям, устройство уличного освещения дворовых территорий, приобретение и установка скамеек, приобретение и установка урн, устройство, ремонт автомобильных парковок, устройство, ремонт пешеходных дорожек.
Из акта проверки следует, что в таблицах N 2, 4 к Муниципальной программе установлен перечень мероприятий, соисполнителем которых является Агентство:
- организация работ по разработке проектно-сметной документации и получению экспертного заключения;
- ремонт асфальтобетонного покрытия внутриквартальных и дворовых проездов;
- восстановление и создание новых дворовых площадок для отдыха и досуга детей и взрослых;
- озеленение дворовых территорий;
- устройство пешеходных дорожек;
- устройство газонов;
- проведение мероприятий по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения;
- установка малых архитектурных форм.
На основании пункта 1.1 требовательной части Представления на Агентство возложена обязанность устранить нарушения, указанные в пунктах 1 - 9 настоящего Представления. Пунктами 1 - 9 представления зафиксированы нарушения, выразившиеся в принятии к оплате не выполненных подрядчиком работ (пункты 1, 2, 4, 5) и принятии к оплате работ по строительству не предусмотренной минимальным перечнем работ ливневой канализации на объектах (пункты 3, 6, 7, 8, 9).
Как следует из минимального перечня работ, установленного муниципальной программой и Региональной целевой программы, реализация мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий осуществляется с выполнением работ из минимального перечня: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям.
Под дворовой территорией подразумевается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Таким образом, минимальный перечень работ включает в себя, помимо прочего, проведение ремонта тротуаров и автомобильных дорог, прилегающих к МКД.
В соответствии с пунктом 3.24 "ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию", утвержденного приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст, ливневая канализация - это канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.
На основании пункта 3.1 "ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы) предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании пункта 3.15 "СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272, водоотвод дорожный - это комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.
Из пунктов 7.29, 7.30 "ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог", утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015 N 1205-ст, следует, что система дорожного водоотвода - ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге.
Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; испарительные бассейны; прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории; водопропускные сооружения (мосты и трубы) в местах пересечения автомобильными дорогами водотоков, суходолов и оврагов; сооружения подземного водоотвода: дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи и т.д. обеспечивают перехват и отвод грунтовых вод, снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции.
Из приведенных норм следует, что ливневая канализация и очистные сооружения не являются неотъемлемыми составными элементами (частями) улично-дорожной сети.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что строительство ливневых канализаций прямо не предусмотрено минимальным перечнем работ по комплексному благоустройству дворовой территории за счет средств федерального бюджета, суд апелляционной инстанции правомерно признал требования пункта 1.1 требовательной части представления законными.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Требования пункта 2.1 требовательной части представления обусловлены тем, что Агентство по муниципальному контракту от 24.04.2020 N 10-ЭА-20 приняло к оплате дорожные работы ООО "Яравтодор" по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов к дворовым территориям по улице Корабельная, дома 14,16,18, включающие работы по ремонтам проезда у дома 3 по улице Дружная, тротуара от дома 3 по улице Дружная до дома 8/10 по улице Театральной, не входящие в придомовую территорию по улице Корабельная, дома 14,16,18.
Довод Учреждения о том, что указанные дома имеют общий внутриквартальный проезд, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен им по причине отсутствия соответствующих доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что въезд со стороны улицы Корабельная к жилым домам N 14,16,18 действительно производится за счет движения по улице Дружной. Однако между домами N 3 по улице Дружной и домами по улице Корабельной устроены два параллельных междомовых проезда (согласно карте города и исполнительной схеме производства работ), один из которых не является общим проездом для спорного дома и МКД. Согласно контракту находится в границах придомовой территории дома 3 на улице Дружной, благоустройство которой не было предусмотрено заключенным муниципальным контрактом.
В силу пунктов 11 и 12 представления Агентство в нарушение условий контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "Ярдорремстрой", не применило к подрядчику меры ответственности в виде направления требования об оплате неустойки (пени), штрафа.
На основании части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ определено, что исполнение контракта включает в себя взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании пункта 6 названных Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) и ООО "Ярдорремстрой" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 26.05.2020 N 24-ЭА-20 на сумму 13 009 877 рублей 98 копеек, в том числе НДС (пункт 2.1 контракта).
Согласно пунктам 1.2, 2.2 контракта объем выполняемых работ по контракту определяется сметной документацией (Приложение N 1 к контракту) и контрактом. Стоимость работ определяется на основании сметной документации (Приложение N 1 к контракту), составленной в базисных ценах с применением индекса изменения сметной стоимости для пересчета в текущие цены с учетом понижающего коэффициента.
В пункте 10.4 контракта установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.
В силу пункта 10.5 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком.
Из акта проверки от 19.05.2021 следует, что контракт N 24-ЭА-20 исполнен подрядчиком по состоянию на 16.11.2020 на сумму 11 928 207 рублей 60 копеек; не выполнены работы на сумму 1 081 670 рублей 38 копеек.
Суд апелляционной инстанции установил, что Учреждением не соблюдены требования о применении мер ответственности в случае нарушения подрядчиком условий контракта, а именно: не предъявлена подрядчику пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, на сумму 27 738 рублей 59 копеек, в том числе:
- на сумму неисполненных обязательств 830 242 рубля 78 копеек в период с 01.10.2020 по 30.04.2021 за 212 дней размер пени составляет 25 280 рублей 89 копеек;
- на сумму неисполненных обязательств 251 427 рублей 60 копеек в период с 01.10.2020 по 08.12.2020 за 69 дней размер пени составляет 2 457 рублей 70 копеек.
Кроме того, Агентство не предъявило подрядчику (ООО "Ярдорремстрой") штраф в размере 5 000 рублей за выполнение непредвиденных работ стоимостью 251 427 рублей 60 копеек в период с 26.05.2020 по 30.09.2020 при отсутствии локального сметного расчета и внесения изменений в сводный сметный расчет, что подтверждается актом приемки выполненных работ формы КС-2 от 08.12.2020 N 1/1.
Из акта от 19.05.2021 следует, что соглашение о расторжении контракта N 24-ЭА-20, предусмотренное частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы стоимостью 830 242 рубля 78 копеек заказчик признал не подлежащими исполнению, в связи с чем вина исполнителя и сам факт нарушения срока выполнения работ, отсутствуют.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции верно указал, что соглашение о расторжении контракта N 24-ЭА-20 подписано Агентством и ООО "Ярдорремстрой" лишь 11.05.2021. Пунктом 2 соглашения от 11.05.2021 предусмотрено, что подрядчиком оказаны услуги на сумму 12 179 635 рублей 20 копеек, в том числе НДС. Обязательства в оставшейся части на сумму 830 242 рубля 78 копеек, в том числе НДС, стороны прекращают.
В абзаце 1 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснено, что, разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.
Следовательно, до даты подписания соглашения о расторжении контракта N 24-ЭА-20 подрядчик обязан был исполнить требования названного контракта в полном объеме, а заказчик в свою очередь вправе был применить меры ответственности в случае нарушения ООО "Ярдорремстрой" условий контракта в виде начисления неустойки.
Также апелляционный суд посчитал обоснованным вывод Управления о нарушении ООО "Ярдорремстрой" пунктов 1.1 и 2.1 контракта N 24-ЭА-20 в связи с выполнением в период с 26.05.2020 по 30.09.2020 работ при отсутствии локального сметного расчета и внесения изменений в сводный сметный расчет.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что сам по себе факт завершения работ по контракту 30.09.2020 не свидетельствует о соответствии действий подрядчика условиям контракта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Агентству следовало применить меры ответственности к подрядчику в связи с нарушением им условий контракта в виде штрафа, в связи с чем пункты 3.1, 4.1 требовательной части представления являются законными.
На основании пункта 19 Правил N 11-п перечисление из областного бюджета субсидий бюджету муниципального образования осуществляется Управлением Федерального казначейства по Ярославской области в соответствии с переданными ему полномочиями получателя средств областного бюджета по перечислению субсидий в порядке, установленном Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования (после проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета муниципального образования), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Для перечисления субсидии муниципальное образование представляет в департамент заявку на перечисление субсидии по форме согласно приложению 2 к Правилам, подписанную лицом, имеющим право действовать от имени руководителя органа местного самоуправления, в электронном виде и на бумажном носителе.
К заявке на перечисление субсидии, помимо прочего, прилагается акт приемки выполненных работ с подписью жителей (по дворовым территориям), членов инициативной группы (по общественным территориям).
Пунктом 21 представления Агентству в вину вменено принятие к оплате для формирования заявок на перечисление субсидии актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям), членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год.
Признавая пункт 5 требовательной части представления законным, суд апелляционной инстанции верно указал, что требования пункта 19 Правил N 11-п являются императивными, следовательно, порядок перечисления субсидий подлежит соблюдению. Отсутствие установленной формы акта не влияет на законность пункта 21 представления.
Из формулировки пункта 5 требовательной части представления в части, касающейся актов без подписей жителей, членов инициативных групп (пункт 21 представления), не следует, что на Агентство незаконно возложены какие-либо обязанности (например, по возврату средств субсидии).
Представление Управления в названной части содержит требование рассмотреть информацию о нарушениях и принять меры по устранению причин и условий нарушений, в связи с чем является законным и реально исполнимым.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые Агентством в рамках настоящего спора пункты представления соответствуют положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушают права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно отказал последнему в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А82-13831/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из акта от 19.05.2021 следует, что соглашение о расторжении контракта N 24-ЭА-20, предусмотренное частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, не представлено.
...
В абзаце 1 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснено, что, разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2023 г. N Ф01-827/23 по делу N А82-13831/2021