Нижний Новгород |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А29-2022/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации муниципального образования муниципального района
"Усть-Цилемский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022
по делу N А29-2022/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Региональная транспортная компания"
(ИНН: 1101085098, ОГРН: 1111101000691)
к администрации муниципального образования муниципального района
"Усть-Цилемский"
(ИНН: 1120005299, ОГРН: 1061105009954)
о возмещении недополученных доходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет Республики Коми по тарифам
(ИНН: 1101169990, ОГРН: 1201100004820), Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми
(ИНН: 1101487463, ОГРН: 1021100520),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная транспортная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - Администрация) о взыскании 7 778 090 рублей 18 копеек выпадающих доходов за навигацию 2019 года водным транспортом на переправе "Левый берег р. Цильма (д. Рочево) - правый берег р. Цильма".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Республики Коми по тарифам (далее - Комитет), Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, основания для взыскания спорной суммы отсутствуют, поскольку на момент заключения с Обществом договора от 25.05.2019 не был разработан и утвержден Порядок возмещения выпадающих доходов от выполнения речных перевозок за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский"; субсидирование возможно только при наличии соглашения на возмещение выпадающих доходов, заключенного в соответствии с пунктом 3 раздела II указанного порядка; Общество не представило доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении или о противоправном виновном бездействии Администрации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве изложило позицию по делу, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Комитет отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "РТК" (перевозчик) и Администрация (заказчик) 25.05.2019 заключили договор на осуществление перевозок грузов (транспортных средств) и пассажиров водным транспортом на переправе "Левый берег р. Цильма (д. Рочево) - правый берег р. Цильма", в соответствии с которым Администрация поручила, а Общество обязалось осуществлять перевозки грузов (транспортных средств) и пассажиров водным транспортом на переправе "Левый берег р. Цильма (д. Рочево) - правый берег р. Цильма" по графику движения, утвержденному органом местного самоуправления.
На основании пункта 2.1 договора Администрация обязалась в соответствии с утвержденным ею порядком возмещать выпадающие доходы от выполнения речных перевозок за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на очередной финансовый год.
Согласно пункту 2.3.3 договора Общество обязалось установить размер провозной платы за речные перевозки в соответствии с тарифами, установленными уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в области установления цен (тарифов).
Администрация направила Обществу проект договора о предоставлении из бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов от 12.12.2019, в силу пункта 2 которого субсидия не может превышать объем бюджетных средств муниципального района "Усть-Цилемский", запланированных на соответствующий финансовый год.
Общество подписало проект договора от 12.12.2019 с протоколом разногласий, предложив исключить из пункта 2 договора фразу об ограничении суммы субсидии с учетом объема бюджетных средств.
Согласно расчетам Общества, с июня 2019 года по октябрь 2019 года им осуществлено 452 рейса; сумма выпадающих доходов за навигацию 2019 года водным транспортом на переправе "Левый берег р. Цильма (д. Рочево) - правый берег р. Цильма" по фактическим расходам составила 7 778 090 рублей 18 копеек.
Администрация разницу между полученными доходами и фактически понесенными расходами Обществу не возместила, претензию от 13.12.2019 N 384/12-2019 с требованием перечислить денежные средства не удовлетворила, в связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункте 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 по делу N А43-15951/2011, осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.). Необходимые для организации перевозок денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования. Несоблюдение администрацией требований бюджетного законодательства при формировании расходной части собственного бюджета не является основанием для отказа от оплаты услуг перевозчика.
На основании пункта 2 приложения к постановлению администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 11.11.2019 N 11/936 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Усть-Цилемский" от 06.12.2013 N 12/2471 "Об утверждении муниципальной программы муниципального района "Усть-Цилемский" "Содержание и развитие муниципального хозяйства" муниципальная программа дополнена приложением N 5 "Порядок предоставления и финансирования из бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" субсидий на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим грузопассажирские перевозки речным транспортом на паромных переправах на территории муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - Порядок).
Данный Порядок принят исполнительным органом муниципального образования в целях реализации своих полномочий по предоставлению и финансированию из бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" субсидий на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим грузопассажирские перевозки речным транспортом на паромных переправах на территории муниципального района "Усть-Цилемский".
Таким образом, Администрация приняла на себя исполнение расходных обязательств по финансированию расходов по возмещению выпадающих доходов, в том числе за навигацию 2019 года.
Порядок предусматривает расчет компенсации выпадающих доходов перевозчика исходя из разницы между фактическими доходами и фактическими или нормативными расходами.
В соответствии с пунктом 8 главы III Порядка сумма субсидии рассчитывается следующим образом:
1) разница между нормативными расходами на 1 рейс с применением норматива рентабельности 5 процентов, умноженными на фактически выполненное количество рейсов, и фактическими доходами. Нормативные расходы получателя субсидии на 1 рейс утверждаются соответствующим приказом уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по утверждению тарифов;
2) разница между фактическими расходами с применением норматива рентабельности 5 процентов и фактическими доходами. В состав фактических расходов включаются расходы получателя субсидии по каждому рейсу по статьям затрат, утверждённых приказом. В сумму фактически доходов включаются доходы от перевозки грузов (транспортных средств), пассажиров, платного багажа, корреспонденции, почты, суммы компенсации расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки. К возмещению принимается наименьшая из сумм, рассчитанных согласно подпунктам 1 и 2 пункта 8 главы III Порядка, в целом по всем рейсам получателей субсидий, указанным в договоре на выполнение речных перевозок.
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, предложенный Администрацией проект договора от 12.12.2019 не соответствовал пункту 8 главы III Порядка, поскольку сумма субсидии не зависит от объема запланированных в бюджете средств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты выполненных работ к договору на осуществление перевозок грузов (транспортных средств) и пассажиров водным транспортом на переправе "Левый берег р. Цильма (д. Рочево) - правый берег р. Цильма" от 25.05.2019, а также проверив расчет Общества, суды установили, что сумма субсидии правомерно определена исходя из величины нормативных расходов - 17 991 рубль 87 копеек за один рейс, что не превышает размера фактических расходов истца (19 409 рублей 78 копеек).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А29-2022/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 по делу N А43-15951/2011, осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.). Необходимые для организации перевозок денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования. Несоблюдение администрацией требований бюджетного законодательства при формировании расходной части собственного бюджета не является основанием для отказа от оплаты услуг перевозчика."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2023 г. N Ф01-580/23 по делу N А29-2022/2020
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-580/2023
18.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9075/2022
01.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2022/20
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-484/2022
22.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7016/2021
19.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2022/20