Нижний Новгород |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А43-41198/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от войсковой части 3424:
Башлыкова С.В. (доверенность от 23.01.2023 N 5043/25-1),
от акционерного общества "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова": Павлючонка Г.А. (доверенность от 03.12.2021 N 41/207/2021-ДОВ),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - войсковой части 3424
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2022,
принятое судьей Садовской Г.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022,
принятое судьями Назаровой Н.А., Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И.,
по делу N А43-41198/2021
по иску войсковой части 3424 (ИНН: 5249036607, ОГРН: 1025201772683)
к акционерному обществу "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова" (ИНН: 5259077666, ОГРН: 1085259006117)
о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации,
и установил:
войсковая часть 3424 (далее - Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова" (далее - Общество) о взыскании 798 286 рублей 22 копеек компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими.
Исковое требование основано на статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон о национальной гвардии), постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 и мотивировано тем, что Общество отказалось от компенсации части расходов военнослужащих.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 13.10.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022, в удовлетворении иска отказал. Суды пришли к выводу, что правовые основания для возложения на ответчика обязанности по выплате компенсации в части сверхнормативных расходов за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими, осуществляющими охрану его объектов, отсутствуют.
Войсковая часть не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не учли, что часть 4 статьи 27 Закона о национальной гвардии прямо возлагает обязанность по компенсации расходов военнослужащих на организацию, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии; каких-либо исключений данная норма не содержит. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Войсковой части - без удовлетворения.
Росгвардия отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представила, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не направила представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, войсковая часть 3424 входит в состав Росгвардии, основным видом деятельности которой является обеспечение военной безопасности государства, и осуществляет деятельность по охране Общества, относящегося к государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В связи с отсутствием у ответчика служебных жилых помещений Войсковая часть в период с 01.04.2021 по 30.09.2021 понесла расходы на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим. По утверждению истца, совокупная сумма компенсаций за названный период составила 1 256 430 рублей 61 копейка.
Войсковая часть в письмах от 11.06.2021 N 5043/26-801, от 12.07.2021 N 5043/26927, от 13.08.2021 N 5043/26-1131, от 14.09.2021 N 5043/26-1286, от 14.10.2021 N 5043/26-1468 и от 12.11.2021 N 5043/26-1640 просила Общество компенсировать понесенные ею расходы на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим. К письмам прилагались счет на компенсацию расходов, список военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями, копии платежных поручений, договоров найма, заключений о выплате компенсаций.
Войсковая часть в претензии от 23.11.2021 N 5043/25-1722 потребовала от Общества уплатить названную сумму. Платежным поручением от 27.12.2021 N 11990 Общество произвело выплату денежной компенсации в размере 458 144 рублей 39 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Войсковой части в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В статье 27 Закона о национальной гвардии предусмотрено, что организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;
2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1).
Названные организации при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять этим военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 этой статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2).
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3).
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии (часть 4).
Так, в статье 15.3 (частях 1 и 2) Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается ежемесячно за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указанный Порядок расчета и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909.
Согласно пункту 2 этого постановления компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим этого пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1103, по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (абзац первый). В случае, если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым этого пункта, ниже размеров, установленных пунктом 2(1) постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) постановления (абзац второй). Норматив общей площади помещения для расчета компенсации устанавливается в размере 24 квадратных метров для одиноко проживающего военнослужащего, 36 квадратных метров - на семью из двух человек, 43 квадратных метра - из трех человек, по 12 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более (абзац третий).
Расходы, связанные с реализацией данного пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2 (1) постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
В пункте 2(1) постановления установлено, что компенсация военнослужащим выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей. Указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов при условии, что совместно с военнослужащим проживают 3 и более членов семьи.
По смыслу приведенных положений сумма компенсации, которая признается в соответствии с пунктом 2(1) постановления N 909 сверхнормативной, не подлежит возмещению за счет организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии, а возмещается за счет Росгвардии и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Указанный правовой подход не признан неправомерным Верховным Судом Российской Федерации (определения от 13.04.2020 N 307-ЭС20-3906, от 04.08.2020 N 307-ЭС20-10516, от 27.07.2022 N 308-ЭС22-11706).
При этом, превышение размеров компенсационных выплат в силу бюджетного законодательства не может являться произвольным и определяется исходя из лимитов средств, выделенных в федеральном бюджете на эти цели (решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N ВКАПИ17-16).
Вопреки позиции заявителя, часть 4 статьи 27 Закона о национальной гвардии не подтверждает его позицию. При буквальном толковании названной нормы можно заключить, что расходы воинской части на выплату такой компенсации за наем (поднаем) жилых помещений относятся на организацию, важные государственные объекты которой подлежат охране войсками национальной гвардии, в размерах, предусмотренных Правительством Российской Федерации. Возможность осуществления сверхнормативных компенсаций хотя и предусмотрена постановлением от 31.12.2004 N 909, но ее размер (превышение нормативной компенсации) зависит непосредственно от воли руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица, за счет средств этого органа.
Иной подход позволял бы с разрешения уполномоченных лиц выплачивать компенсации, которые существенно превышают нормативные, без наличия на то необходимости, которая обусловлена выполнением обязанности по охране важных государственных объектов, и согласия организации, чьи объекты подлежат такой охране, за счет последней. Это противоречит абзацу пятому пункта 2 постановления от 31.12.2004 N 909 и системному толкованию положений статьи 27 Закона о национальной гвардии. Данные обязательства непосредственно отнесены на Росгвардию.
Таким образом, суды правомерно отказали Войсковой части в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Войсковая часть освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А43-41198/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу войсковой части 3424 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции заявителя, часть 4 статьи 27 Закона о национальной гвардии не подтверждает его позицию. При буквальном толковании названной нормы можно заключить, что расходы воинской части на выплату такой компенсации за наем (поднаем) жилых помещений относятся на организацию, важные государственные объекты которой подлежат охране войсками национальной гвардии, в размерах, предусмотренных Правительством Российской Федерации. Возможность осуществления сверхнормативных компенсаций хотя и предусмотрена постановлением от 31.12.2004 N 909, но ее размер (превышение нормативной компенсации) зависит непосредственно от воли руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица, за счет средств этого органа.
Иной подход позволял бы с разрешения уполномоченных лиц выплачивать компенсации, которые существенно превышают нормативные, без наличия на то необходимости, которая обусловлена выполнением обязанности по охране важных государственных объектов, и согласия организации, чьи объекты подлежат такой охране, за счет последней. Это противоречит абзацу пятому пункта 2 постановления от 31.12.2004 N 909 и системному толкованию положений статьи 27 Закона о национальной гвардии. Данные обязательства непосредственно отнесены на Росгвардию."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2023 г. N Ф01-868/23 по делу N А43-41198/2021