Нижний Новгород |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А43-8830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Ким К.А. (доверенность от 31.03.2022),
от заинтересованного лица: Даниловой С.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Аллюр"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022
по делу N А43-8830/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллюр"
(ИНН: 5260074469, ОГРН: 1025203041456)
о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, формализованного в письме от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аллюр" (далее - ООО "Аллюр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), формализованного в письме от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22, об отказе во включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 52:18:0060203:172 - "Конноспортивный комплекс (вспомогательно-бытовой корпус - 1 очередь строительства)", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Овражная, дом 64А, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2021 N 326-13-703523/21 (далее - Перечень на 2022 год), а также об обязании Министерства включить указанный объект недвижимого имущества в Перечень на 2022 год.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
ООО "Аллюр" не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Министерство неправомерно отказало Обществу во включении спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год. Помещение площадью 587,5 квадратного метра, расположенное на втором этаже здания, представляет собой кафе и используется для целей деятельности общественного питания.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, ООО "Аллюр" 30.11.2021 обратилось в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0060203:172 общей площадью 1207,7 квадратного метра, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Овражная, с целью включения данного объекта недвижимости в Перечень.
Министерство письмом от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22 отказало Обществу во включении объекта недвижимости в Перечень, указав при этом, что только часть здания площадью 91,5 квадратного метра (8 процентов от общей площади здания) используется для размещения объекта торговли и офиса, что не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Аллюр" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества о признании незаконным решения Министерства, формализованного в письме от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 84 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенным в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст, отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии у Министерства оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактическою использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок N 635).
В пункте 4 Порядка N 635 предусмотрено, что Министерство, как уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня.
В целях формирования Перечня подлежат выявлению: объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3 Порядка N 635).
В силу пункта 5 Порядка N 635 для выявления объектов недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество.
Согласно пункту 6 Порядка N 635 для выявления объектов недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, принадлежащий Обществу объект недвижимости имеет наименование - нежилое отдельно стоящее здание Конноспортивный комплекс (вспомогательно-бытовой корпус - 1 очередь строительства).
Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060203:138, с видом разрешенного использования - "под строительство конноспортивного комплекса".
Согласно акту обследования от 20.01.2022 N Сл-326-28314/22, составленному Учреждением с целью установления вида фактического использования объекта недвижимости, часть здания площадью 48,1 квадратного метра, что составляет 4,2 процента от общей площади здания, используется для магазина экипировки для верховой езды и кормов для лошадей "Prokoni"; часть здания площадью 43,4 квадратного метра, что составляет 3,8 процента от общей площади здания, используется для размещения офиса. В помещении N 2 на втором этаже площадью 587,5 квадратного метра (по экспликации), что составляет 57,1 процента от общей площади здания, размещены 9 столов со стульями, холодильник с напитками, кулер с водой, водонагреватель, стол с фабричной хлебобулочной продукцией; цех для приготовления и (или) хранения кулинарной продукции, меню, контрольно-кассовая техника отсутствуют.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе акт обследования от 20.01.2022 N Сл-326-28314/22,технический паспорт, составленный по состоянию на 22.10.2021, выписку из ЕГРЮЛ в отношении Общества, выписки об основных характеристиках объекта недвижимого имущества земельного участка и нежилого здания, договор аренды нежилого помещения от 01.11.2021, заключенный между Обществом и ИП Лысцовой А.А., суд апелляционной инстанции установил, что в рассматриваемом случае только часть здания площадью 91,5 квадратного метра (8 процентов от общей площади здания) используется для размещения объекта торговли и офиса, что не соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод Общества о том, что помещение площадью 587,5 квадратного метра, расположенное на втором этаже здания, является кафе и используется для целей деятельности общественного питания, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен за недоказанностью.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечень на 2022 год.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А43-8830/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аллюр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Аллюр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактическою использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе акт обследования от 20.01.2022 N Сл-326-28314/22,технический паспорт, составленный по состоянию на 22.10.2021, выписку из ЕГРЮЛ в отношении Общества, выписки об основных характеристиках объекта недвижимого имущества земельного участка и нежилого здания, договор аренды нежилого помещения от 01.11.2021, заключенный между Обществом и ИП Лысцовой А.А., суд апелляционной инстанции установил, что в рассматриваемом случае только часть здания площадью 91,5 квадратного метра (8 процентов от общей площади здания) используется для размещения объекта торговли и офиса, что не соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2023 г. N Ф01-364/23 по делу N А43-8830/2022