г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А43-8830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2022 по делу N А43-8830/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллюр" (ИНН 5260074469, ОГРН 1025203041456) о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области формализованного в письме от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Аллюр" - Ким К.А. по доверенности от 31.03.2022 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Аллюр" (далее по тексту - Общество) 30.11.2021 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее по тексту - Министерство) с заявлением об определении вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0060203:172 общей площадью 1207,7 кв.м. расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Овражная с целью включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Министерство письмом от 17.02.2022 N Исх-326-70782/22 отказало во включении объекта недвижимости в Перечень на 2022 год, указав, что только часть здания площадью 91,5 кв.м., что составляет 8,0% от общей площади здания, используется для размещения объекта торговли и офиса, что не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Полагая незаконным отказ Министерства, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 26.07.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на несоответствие выводы, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что суд вышел за пределы своих полномочий, фактически подменил собой уполномоченный орган по определению вида фактического использования объекта недвижимости и самостоятельно определил фактическое использование помещения второго этажа - для торговли продуктами питания, тем самым нарушив конституционный принцип разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указывает, что договор аренды, на который ссылается суд первой инстанции, не является заключенным, в связи с чем арендные отношения отсутствуют.
Представитель Общества в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-3 "О налоге на имущество организаций".
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактическою использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 3).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным (далее - Порядок N 635).
Согласно пункту 3 Порядка N 635 в целях формирования Перечня подлежат выявлению: объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 635 (в редакции, действующей в спорный период) для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации). Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество.
На основании пункта 6 Порядка N 635 для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0060203:172 имеет наименование - нежилое отдельно стоящее здание Конноспортивный комплекс (вспомогательно-бытовой корпус - 1 очередь строительства), которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060203:138, с видом разрешенного использования - "под строительство конноспортивного комплекса".
Общество, обращаясь с заявлением об определении вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0060203:172 с целью включения объекта недвижимости в Перечень на 2022 год, приложило технический паспорт, составленный по состоянию на 22.10.2021, выписку ЕГРЮЛ в отношение Общества, выписки об основных характеристиках объекта недвижимого имущества земельного участка и нежилого здания, договор аренды нежилого помещения от 01.11.2021, заключенный между Обществом и ИП Лысцовой А.А.
В результате анализа представленных Обществом документов установлено, что технический паспорт нежилого здания, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Консул-МК", по состоянию на 22.10.2021, не предусмотрен действующим законодательством.
С целью установления вида фактического использования данного объекта недвижимости специалистами государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" проведено его обследование.
Согласно Акту обследования от 20.01.2022 N Сл-326-28314/22 Министерством установлено, что часть здания площадью 48,1 кв.м., что составляет 4,2% от общей площади здания, используется для магазина экипировки для верховой езды и кормов для лошадей "Prokoni", часть здания площадью 43,4 кв.м., что составляет 3,8% от общей площади здания, используется для размещения офиса.
В помещении N 2 на 2 этаже, площадью - 587,5 кв.м. (по экспликации), что составляет 57,1% от общей площади здания, размещены 9 столов со стульями, холодильник с напитками, кулер с водой, водонагреватель, стол с фабричной хлебобулочной продукцией. Отсутствует цех для приготовления и (или) хранения кулинарной продукции, меню, контрольно-кассовая техника.
В связи с указанным Министерство пришло к выводу о том, что только часть здания площадью 91,5 кв.м., что составляет 8,0% от общей площади здания, используется для размещения объекта торговли и офиса, что не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу о том, что часть помещения второго этажа используется в качестве торгового (торговля продуктами питания), представленное Обществом заключение эксперта не опорочено Министерством, в силу чего Министерством не доказано, что спорное помещение не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" обязательным условием для признания ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременное нарушение данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица и несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту.
Следовательно, возложение на орган, принявший обжалуемый ненормативный акт, обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не освобождает лицо, обратившееся в суд, доказать наличие обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование заявленного требования.
Обращаясь с заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области, Общество указывало, что 66,6% от общей площади здания используется для целей торговой деятельности и деятельности общественного питания. При этом Общество ссылалось на технический паспорт и договор аренды от 01.11.2021, в соответствии с которым помещение площадью 587,5 кв.м, расположенное на 2 этаже здания, передано ИП Лысцовой А.А. с целью размещения кафе. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество представило "заключение эксперта N 15.12-ИСЛ/2021".
В настоящем случае между лицами, участвующими в деле, имеется спор относительно фактического использования помещения площадью 587,5 кв.м, расположенного на 2 этаже здания.
Обществом в материалы дела представлен технический паспорт нежилого здания от 22.10.2021, изготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Консул-М", согласно которому помещение площадью 587,5 кв.м, расположенное на 2 этаже здания, обозначено как "кафе".
Между тем действующим законодательством оформление технического паспорта с 01.01.2013 не предусмотрено, в связи с чем представленный Обществом технический паспорт не может быть признан документом технического учёта в целях определения объекта недвижимого имущества, как подлежащего включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В любом случае согласно пункту 3.3 ГОСТ 30389-2013 кафе - это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
В зависимости от типа объекта общественного питания предприятия должны иметь ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров для включения в меню, прейскуранты, карты, представленный в таблице 2. Ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров для кафе предусматривает наличие блюд, десертов и напитков собственного производства, в том числе фирменных, национальных, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия (пункт 5.15 ГОСТ 30389-2013).
Таким образом, оказание услуг общественного питания через кафе подразумевает приготовление блюд, что требует обязательного наличия специально оборудованного помещения - кухни, что обусловлено повышенными санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания населения с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей. При этом приготовление блюд из полуфабрикатов (для употребления в пищу требуется доготовка) не отменяет необходимость оборудования подобного помещения.
В здании с кадастровым номером 52:18:0060203:172 специально оборудованное помещение - кухня - отсутствует, следовательно, помещение площадью 587,5 кв.м, расположенное на 2 этаже здания, не может быть признано кафе.
Договор аренды от 01.11.2021, заключенный с ИП Лысцовой А.А., не может являться доказательством использования спорного помещения в целях размещения кафе, также ввиду отсутствия кухни. Следует также отметить, что данный договор не зарегистрирован в установленном порядке.
Кроме того, из представленного Обществом патента Лысцовой А.А. на право применения патентной системы налогообложения N 5262200000905 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 следует, что патент выдан на услуги общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв.м., а контрольно-кассовая техника, на наличие которой в спорном помещении ссылается Общество, зарегистрирована по иному адресу: ул.Овражная, д.62.
Судом первой инстанции необоснованно принято в качестве доказательства "заключение эксперта N 15.12-ИСЛ/2021", составленное обществом с ограниченной ответственностью "Коллегия независимых оценщиков и экспертов".
По общему правилу экспертиза проводится или назначается для разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла (статья 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 95 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 84 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статья 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").
В настоящем случае специальные познания для установления вида фактического использования помещения площадью 587,5 кв.м, расположенного на 2 этаже здания не требуется, в связи с чем представленный Обществом документ с названием "заключение эксперта N 15.12-ИСЛ/2021", как таковым заключением эксперта не является.
Процедура установления вида фактического использования объекта недвижимости установлена Порядком N 635, в котором отсутствуют указания на какие-либо заключения, кроме уполномоченного органа.
Следует отметить, что фотографии, содержащиеся в "заключении эксперта N 15.12-ИСЛ/2021" практически не отличаются от фотографий, содержащихся в Акте обследования от 20.01.2022 N Сл-326-28314/22, за исключением столов, которые на фотографиях из "заключения эксперта N15.12-ИСЛ/2021" накрыты скатертями и сервированы тарелками. Между тем, как указано выше, помещение площадью 587,5 кв.м, расположенное на 2 этаже здания, не может быть признано кафе, в связи с чем подобная декорация правового значения не имеет.
Наличие в спорном помещении стола с фабричной хлебобулочной продукцией не является основанием для признания факта использования всего спорного помещения для торговли продуктами питания. Поскольку площадь помещения, занятая столом с фабричной хлебобулочной продукцией, даже без измерения, не может составлять 12% (в дополнение к установленным 8%) от общей площади здания (1207,7 кв.м), Министерство обоснованно не усмотрело оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0060203:172 общей площадью 1207,7 кв.м. расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Овражная, д.64А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленного требования, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как принятое ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271, пунктами 2, 3 части 1 статьи 270, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2022 по делу N А43-8830/2022 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аллюр" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8830/2022
Истец: ООО "АЛЛЮР"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Третье лицо: Министерство имущенственных и земельных отношений Нижегородской области