Нижний Новгород |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А38-150/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.09.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А38-150/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" (ИНН: 026648970, ОГРН: 1160280116138)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бекар-Сервис" (ИНН: 1215144004, ОГРН: 1091215006398),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Центр железнодорожного транспорта" (ИНН: 1215183363, ОГРН: 1141215006162), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295), акционерное общество "Нефтетранспорт" (ИНН: 7707309491, ОГРН: 1027707000595), общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ИНН: 7728262893, ОГРН: 1027728000871),
о взыскании убытков
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" (далее - ООО "Газпром нефтехим Салават") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бекар-Сервис" (далее - ООО "Бекар-Сервис") о взыскании 75 000 рублей убытков, понесенных на оплату штрафа за простой вагонов-цистерн на станции назначения сверх согласованного срока нахождения цистерн у покупателя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр железнодорожного транспорта" (далее - ООО "ЦЖТ"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), акционерное общество "Нефтетранспорт" (далее - АО "Нефтетранспорт"), общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс").
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 14.09.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Газпром нефтехим Салават" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального права.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Период ответственности покупателя за сверхнормативный простой вагонов не ограничивается временем подачи вагонов-цистерн на путь необщего пользования под разгрузку, выполнения технологической операции по выгрузке вагонов и уведомления о завершении грузовых операций по выгрузке. При этом в отсутствие достоверно установленных обстоятельств непреодолимой силы или просрочки кредитора следует исходить из того, что период использования подвижного состава покупателем должен быть исчислен с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования перевозчику. Период простоя порожних вагонов на станции назначения с момента уведомления о завершении грузовой операции и до момента фактической уборки вагонов необоснованно исключен из ответственности ответчика лишь со ссылкой на ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленные на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45) и домыслов ответчика об отсутствии своевременного размещения в системе ЭТРАН электронных заготовок на отправку порожних вагонов. Отраженные в памятках приемосдатчика (Форма ГУ-45) в графе "уборка" и ведомостях подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) в пункте "Время уборки" полностью идентичны датам окончания простоя вагонов указанных в приложенных истцом к иску выписках из данных ГВЦ ОАО "РЖД", а также в приложенных к иску расчетах требований истца по соответствующим вагонам/претензиям. Кроме того, ответчик в установленный срок не представил предусмотренных Правилам торгов документы, подтверждающие отсутствие сверхнормативного простоя цистерн и опровергающие данные, указанные в предъявленных истцом документах. В материалах дела также отсутствуют доказательства наличия объективных причин, препятствующих последнему известить истца о невозможности исполнения взятых на себя обязательств по возврату порожних вагонов. Таким неисполнением ответчик способствовал увеличению размера убытков.
ООО "Бекар-Сервис" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в пункте 21.01 Приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая Биржа" (далее - Правила торгов, ЗАО "СПбМТСБ") предусмотрено, что в случае установления долгосрочных отношений между поставщиком (продавцом) и покупателем по договорам, заключаемым на организованных торгах в ЗАО "СПбМТСБ", стороны по договору в целях обеспечения внутреннего учета договоров, заключаемых на Бирже, по требованию поставщика подписывают Генеральное соглашение (по форме Приложения N 01а к Правилам торгов).
ООО "Газпром нефтехим Салават" (поставщик) и ООО "Бекар-Сервис" (покупатель) заключили генеральное соглашение от 23.11.2018 N 031-121002934 с целью обеспечения взаимодействия в соответствии Правилам проведения организационных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ".
Отгрузка производится цистернами по действующей отгрузочной норме грузовой скоростью. Отгрузка отдельных товаров может производиться в иных специальных емкостях, например, вагонах, танк-контейнерах. Особенности отгрузки устанавливается Спецификацией биржевого товара (пункт 06.01 Приложения N 01 к Правилам торгов (далее - Приложение N 01)).
Истец поставлял в адрес ответчика нефтепродукты. Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку биржевого товара поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией поставщиком от своего имени, но за счет покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных покупателем.
Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать двух суток (пункт 06.18.1 Приложения N 01).
Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительно центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ) и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс) (пункт 06.18.2 Приложения N 01).
Покупатель обязуется обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику в срок, указанный в подпункте 06.18.1 настоящего пункта Приложения N 01 (пункт 06.18.3 Приложения N 01).
Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные (пункт 06.18.4 Приложения N 01).
В случае сверхнормативного простоя цистерн поставщик может руководствоваться по своему выбору данными ГВЦ и (или) данными ЭТРАН, и (или) данными из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, производя расчет неустойки при направлении покупателю претензии. К претензии поставщик прилагает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, и расчет суммы неустойки. К претензии также прилагаются заверенные надлежащим образом поставщиком копии данных ГВЦ и (или) данных ЭТРАН, и (или) данных из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД", подписанных уполномоченным представителем экспедитора/владельца железнодорожного подвижного состава/грузоотправителя (пункт 06.18.6 Приложения N 01).
В случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки" (пункт 06.18.8 Приложения N 01).
В случаях, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует: ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль); временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение); отсутствие технической/технологической возможности станции назначения; отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны, покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов: актов общей формы (Форма ГУ-23); памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45); ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46).
Покупатель отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн поставщика (цистерн, предоставленных поставщиком для транспортировки товара покупателя) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у покупателя (грузополучателя) заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные (пункт 06.18.9 Приложения N 01).
В случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 1500 рублей за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя. Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику (пункт 18.05 Приложения N 01).
Во исполнение принятых условий генерального соглашения поставщик отгрузил товар по железнодорожным накладным в железнодорожных вагонах-цистернах N 51625416, 51690352, 50524727, 50237106, 53862546, 53909024, 51726305, 53863445, 50662584, 58297235, 50442326, 50573575, 50446574, 51316891, 50632660, 74905720, 50705169, 51243723.
Истец со ссылкой на данные ГВЦ ОАО "РЖД" полагает, что ответчик нарушил срок нахождения цистерн у покупателя на станции назначения, а именно:
- вагоны-цистерны N 51625416 и 51690352 прибыли на станцию назначения 24.12.2018, на порожний рейс отправлены 28.12.2018 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток);
- вагоны-цистерны N 50524727 и 50237106 прибыли на станцию назначения 03.07.2019, на порожний рейс отправлены 11.07.2019 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 6 суток);
- вагоны-цистерны N 53862546, 53909024, 51726305, 53863445 прибыли на станцию назначения 23.07.2019, на порожний рейс отправлены 26.07.2019 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 1 сутки);
- вагоны-цистерны N 50662584 и 58297235 прибыли на станцию назначения 02.08.2019, на порожний рейс отправлены 05.08.2019 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 1 сутки);
- вагоны-цистерны N 50442326 и 50573575 прибыли на станцию назначения 04.04.2020, на порожний рейс отправлены 09.04.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 1 сутки);
- вагон-цистерна N 50446574 прибыл на станцию назначения 08.10.2020, на порожний рейс отправлены 17.10.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 5 суток);
- вагон-цистерна N 51316891 прибыл на станцию назначения 07.07.2020, на порожний рейс отправлены 13.07.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток);
- вагоны-цистерны N 50632660 и 74905720 прибыли на станцию назначения 15.07.2020, на порожний рейс отправлены 20.07.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 1 сутки);
- вагон-цистерна N 50705169 прибыл на станцию назначения 04.09.2020, на порожний рейс отправлены 25.09.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 16 суток);
- вагон-цистерна N 51243723 прибыл на станцию назначения 04.09.2020, на порожний рейс отправлены 12.09.2020 (сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 1 сутки).
По факту допущенных покупателем нарушений экспедитор продавца в адрес продавца выставил претензии, требования по которым истец удовлетворил.
В свою очередь в связи с допущенными нарушениями истец направил в адрес ООО "Бекар-Сервис" претензии с предложением возместить образовавшиеся убытки в сумме 75 000 рублей в добровольном порядке.
Ответчик в ответах на претензии возразил относительно возмещения убытков.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Газпром нефтехим Салават" в арбитражный суд с соответствующим иском.
На основании статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций, открытых для грузовых операций регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 374 отправителем порожних вагонов является: владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
При предъявлении порожнего вагона к перевозке уполномоченным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации лицом перевозчик имеет право проверить его полномочие. Не требуется предъявление полномочий или иных указаний владельца вагона, если право на предъявление порожнего вагона к перевозке будет подтверждено данным владельцем вагона с помощью электронных средств связи в соответствии с договором между перевозчиком и владельцем вагона (пункт 51 Правил N 374).
Для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона. В качестве формы запроса используется бланк накладной (пункты 52, 54 Правил N 374).
ОАО "РЖД" утвержден Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП, от 09.10.2008 N 44 (с изменениями, утвержденными ОАО "РЖД" от 05.05.2009 и распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2009 N 2443р, далее - Порядок N 44), которым регламентирован порядок отправки порожних цистерн, принадлежащих собственникам вагонов.
ЭТРАН является автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов общества "РЖД".
Согласно пункту 4.1. Порядка N 44, получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь, приемосдатчик на печатающем устройстве, подключенном к системе ЭТРАН и расположенном на рабочем месте приемосдатчика станции, либо агент (или товарный кассир) АФТО на АРМ ППД вводит номера выгруженных вагонов.
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка N 44 оформление памятки приемосдатчика на уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45 ВЦ) производится приемосдатчиком в установленном порядке. Исходя из пунктов 4.13 - 4.14 компания-собственник при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН, получив доступ к электронным данным квитанции о приеме груза к перевозке, подтверждает получение квитанции о приеме груза вводом сведений об уполномоченном работнике на АРМ; запрашивает с АРМ формирование в системе ЭТРАН в формализованном текстовом виде корешка дорожной ведомости; подписывает сформированный документ своей ЭЦП. Система ЭТРАН проводит проверку достоверности информации в ЭД со сведениями корешка дорожной ведомости, подписанном ЭЦП компании-собственника. При положительном результате проверки система ЭТРАН при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН формирует и выводит на АРМ компании-собственника ИТС, подтверждающее прием ЭД; отправляет корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД" и в архив клиента.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В пункте 4.3 Правил N 26 предусмотрено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности (пункта 4.5. Правил N 26).
В силу пункта 1 параграфа 3.2 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р, книга уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь формы ГУ-2а (ГУ-2а-ВЦ) заполняется представителем перевозчика на основании телефонного, письменного (формы ГУ-26-ВЦ) или электронного уведомления, поступившего от владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования при завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Порядок подачи уведомлений устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. В соответствии с пунктом 1 параграфа 3.3 Инструкции уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь формы ГУ-26-ВЦ заполняется представителем владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договором.
Таким образом, после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь представитель владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования обязан уведомить о завершении грузовой операции или возврате вагона на выставочный путь представителя перевозчика, тем самым исключить сверхнормативный простой вагонов. Следовательно, с момента получения ОАО "РЖД" уведомления от ответчика (его представителя) о завершении грузовых операций или возврате вагона на выставочный путь обязанности ответчика по возврату порожнего вагона считаются исполненными.
Период после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь и до даты отправления перевозчиком порожнего вагона со станции на основании документов, предоставленных перевозчику и оформленных собственником вагона, не может включаться в срок нахождения вагонов у ответчика, так как после разгрузки и уборки груженого вагона на выставочный путь ответчик располагал полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имел никаких прав на распоряжение вагоном, соответственно, не может считаться нарушившим обязательство.
Суды установили, что в ведомостях подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45), по вагонам, приходившим на станцию Аксаматово, отражены дата и время передачи вагонов на выставочный путь после разгрузки представителем ответчика ООО "ЦЖТ".
Течение срока нахождения цистерн у ответчика началось с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, что определяется по дате прибытия вагона на станцию назначения, или по данным ГВЦ "РЖД" (при отсутствии разногласий у сторон), и продолжалось до 24 часов 00 минут даты передачи вагонов на выставочный путь после разгрузки, что определяется по ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) и памятке приемосдатчика (форма ГУ-45) в столбцах "дата и время завершения грузовой операции", "уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь".
Уведомления представителем ответчика (ООО "ЦЖТ") о готовности вагонов к уборке подавались перевозчику своевременно, вагоны-цистерны находились под выгрузкой не более 24 часов - с момента подачи вагонов на выставочные пути под выгрузку и до момента возврата вагонов с путей необщего пользования на выставочные пути для уборки.
Из содержания актов общей формы, представленных ООО "Бекар-Сервис", следует, что порожние вагоны N 51625416, 51690352, 50524727, 50237106, 53862546, 53909024, 51726305, 53863445, 50662584, 58297235, 50442326, 50573575, 50446574 простояли на пути необщего пользования по причине отсутствия в системе АРМ ППД ЭТРАН заготовок перевозочного документа.
При этом отсутствие актов общей формы (форма ГУ-23) по вагонам N 51316891, 50632660, 74905720, 50705169, 51243723 не препятствует установлению сроков нахождения вагонов у ответчика на основании имеющихся в материалах дела памяток приемосдатчика (форма ГУ-45) и ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45).
Согласно пунктам 4.3., 4.5 Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика; учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Из буквального толкования Правил торгов не следует, что ответчик должен осуществлять непосредственно отправку порожних цистерн, его обязательства заключаются в соблюдении нормативного срока нахождения цистерн поставщика на станции назначения, который равен двум суткам, и организации отправки цистерн.
Таким образом, наличие ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45), позволяют определить дату окончания нахождения вагонов у ответчика (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 15548/07).
Ответы на претензии с приложением подтверждающих возражения ответчика документов по правилам пункта 06.18.8 Приложения N 01 к Правилам торгов ответчиком были направлены.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что ответчик исполнил обязательства по уведомлению о завершении операции по выгрузке вагонов надлежащим образом. Произведя своевременную выгрузку товара на путях необщего пользования, ответчик объективно был лишен возможности возврата порожних цистерн на пути общего пользования по причине позднего распоряжения этими вагонами собственником или иным уполномоченным лицом. После разгрузки и уборки груженого вагона ответчик располагал полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имел никаких прав на распоряжение вагоном, соответственно, не может считаться нарушившим обязательство. Следовательно, в простое порожних вагонов вина ответчика отсутствует.
Удовлетворение истцом предъявленных к нему санкций не освобождает его от обязанности доказывания факта допущенного ответчиком нарушения и наличия причинной связи между нарушением и возникшими убытками. Нарушение истцом перед третьими лицами обязательств по срокам оборота цистерн не свидетельствует о нарушении именно ответчиком перед истцом обязательства по своевременному возврату вагонов.
Установив недоказанность истцом вины ответчика и наличия причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникшими убытками, суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах нарушений норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.09.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А38-150/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.3., 4.5 Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика; учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Из буквального толкования Правил торгов не следует, что ответчик должен осуществлять непосредственно отправку порожних цистерн, его обязательства заключаются в соблюдении нормативного срока нахождения цистерн поставщика на станции назначения, который равен двум суткам, и организации отправки цистерн.
Таким образом, наличие ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45), позволяют определить дату окончания нахождения вагонов у ответчика (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 15548/07)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф01-835/23 по делу N А38-150/2022