г. Нижний Новгород |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А29-311/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя от истца: Григорьевой Н.Е. (доверенность от 01.04.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А29-311/2022
по иску акционерного общества "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (ИНН: 1101485970, ОГРН: 1031100433220)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355),
и установил:
акционерное общество "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (далее - Учреждение) о взыскании 9 362 951 рубля 39 копеек задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 16.12.2014 N ГМф-25ОС-0001/15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали подпункт "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432) и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Учреждение вправе получить за счет средств ОМС возмещение недополученных доходов в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в размере фактически понесенных им затрат на основании подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432; ограничение суммы фактических расходов медицинской организации расчетной суммой не предусмотрено ни Постановлением N 432, ни совместным письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 04.09.2020 N 11-7/и/2-12704 и 12460/30-2/и.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу также не согласился с изложенной в ней позицией, указав на законность принятых судебных актов; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество (страховая медицинская организация) и Учреждение (организация) заключили договор от 16.12.2014 N ГМф-25ОС-0001/15 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с пунктом 4.1 которого страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 18 числа каждого месяца включительно.
Страховая медицинская организация обязуется до 28 числа каждого месяца включительно направлять в медицинскую организацию аванс в размере суммы средств, указанной в Заявке на авансирование, полученной от медицинской организации (пункт 4.2 договора).
В пункте 5.6 договора установлено, что Учреждение обязуется представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
По утверждению Общества, у Учреждения сформировалась задолженность в сумме 9 362 951 рубля 39 копеек в связи с излишним авансированием медицинского учреждения в период действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году, поэтому оно направило Учреждению требование о возврате задолженности (письмо от 19.05.2021 N И-4379/Р-11/21).
Учреждение требование не удовлетворило, в связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Постановлением N 432, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", совместным письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 04.09.2020 N 11-7/и/2-12704 и 12460/30-2/и, Арбитражный суд Республики Коми счел требование страховой медицинской организации обоснованным и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 8.1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления N 432 (в редакции от 03.08.2020) в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования (подпункт "н" пункта 1 Постановления N 432).
Порядок реализации подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 приведен в совместном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.09.2020 N 11-7/и/2-12704 и 12460/30-2/и "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432", согласно пункту 2 которого по результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда (С) по приведенной в данном пункте формуле исходя из суммы перечисленного медицинской организации аванса (А факт), суммы предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф), расчетного размера аванса (А план), доли расходов медицинской организации (Д).
Из разъяснений Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенных в письме от 02.03.2021 N 00-10-30-2-04/1120, следует, что в случае, если сумма расходов, превышающих сумму оплаты по предъявленным счетам за оказанную медицинскую помощь, превышает максимально допустимую для медицинской организации расчетную сумму расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, уменьшение кредиторской задолженности осуществляется в размере расчетной суммы расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432.
В абзаце 8 названного письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования указано, что сведения о фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, суммах предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь и указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму принятых к оплате счетов, а также о сумме средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, отражаются в акте сверки расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили, и материалами дела подтверждается, что во исполнение условий договора в период с апреля по декабрь 2020 года Общество перечислило на расчетный счет Учреждения в соответствии с заявкой на авансирование 31 196 087 рублей 61 копейку; Учреждение в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 предъявило к оплате счета (реестры счетов) за оказанную медицинскую помощь в сумме 16 039 317 рублей 65 копеек; сумма принятых к оплате реестров счетов составила 15 811 337 рублей 09 копеек; расчетный размер авансов по Учреждению за этот период составил 38 503 636 рублей 74 копейки; доля расходов медицинской организации, указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432, по Учреждению составила 0,93.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что расчетная сумма расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, составила 6 021 799 рублей 13 копеек.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в деле доказательств, суды сделали верный вывод о том, что сумма задолженности Учреждения перед Обществом составила 9 362 951 рубля 39 копеек (31 196 087 рублей 61 копейка - 15 811 337 рублей 09 копеек - 6 021 799 рублей 13 копеек).
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Общества, взыскав с Учреждения заявленную сумму долга.
Доводы Учреждения о необходимости учета при расчете размера задолженности фактически понесенных расходов, на возмещение которых медицинская организация имеет право в силу подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании данного Постановления.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А29-311/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, и материалами дела подтверждается, что во исполнение условий договора в период с апреля по декабрь 2020 года Общество перечислило на расчетный счет Учреждения в соответствии с заявкой на авансирование 31 196 087 рублей 61 копейку; Учреждение в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 предъявило к оплате счета (реестры счетов) за оказанную медицинскую помощь в сумме 16 039 317 рублей 65 копеек; сумма принятых к оплате реестров счетов составила 15 811 337 рублей 09 копеек; расчетный размер авансов по Учреждению за этот период составил 38 503 636 рублей 74 копейки; доля расходов медицинской организации, указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432, по Учреждению составила 0,93.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что расчетная сумма расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, составила 6 021 799 рублей 13 копеек.
...
Доводы Учреждения о необходимости учета при расчете размера задолженности фактически понесенных расходов, на возмещение которых медицинская организация имеет право в силу подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании данного Постановления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф01-1160/23 по делу N А29-311/2022