г. Киров |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А29-311/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Волковой С.С., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителя истца: Григорьевой Н.Е. по доверенности от 01.04.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2022 по делу N А29-311/2022
по иску акционерного общества "Страхования компания "СОГАЗ-Мед"
(ОГРН: 1027739008440; ИНН: 7728170427)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр"
(ОГРН: 1031100433220; ИНН: 1101485970)
о взыскании задолженности,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ОГРН: 1021100512355; ИНН: 1101471047),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (далее - Учреждение) 9 362 951 рубля 39 копеек задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 16.12.2014 N ГМф-25ОС-0001/15 (далее - договор от 16.12.2014).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее -Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2022 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Учреждения, при расчете задолженности подлежат учету расходы, превышающие сумму оплаты по предъявленным счетам за оказанную медицинскую помощь, в фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432).
Общество и Фонд в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами Учреждения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свою позицию.
Учреждение и Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частями 7, 8.1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), учитывал письмо от 04.09.2020 Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и (далее - Совместное письмо от 04.09.2020) и исходил из того, что дополнительному перечислению в медицинскую организацию подлежит расчетная сумма расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ (введенной Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ) в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 432, согласно подпункту "м" которого в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
В подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 установлено, что медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Порядок реализации подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 приведен в Совместном письме от 04.09.2020, согласно пункту 2 которого по результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда (С) по приведенной в данном пункте формуле исходя из суммы перечисленного медицинской организации аванса (А факт), суммы предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф), расчетного размер аванса (А план), доли расходов медицинской организации (Д).
Кроме того, письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.03.2021 N 00-10-30-2-04/1120 также разъясняет в абзаце 7, что в случае, если сумма расходов, превышающих сумму оплаты по предъявленным счетам за оказанную медицинскую помощь, превышает максимально допустимую для медицинской организации расчетную сумму расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, уменьшение кредиторской задолженности осуществляется в размере расчетной суммы расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432. В абзаце 8 названного письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования указано, что сведения о фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, суммах предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь и указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму принятых к оплате счетов, а также о сумме средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, отражаются в акте сверки расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Как подтверждается материалами дела, во исполнение условий договора от 16.12.2014 в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 Общество перечислило Учреждению авансы (А факт) в сумме 31 196 087 рублей 61 копейки.
Учреждение в этот период предъявило к оплате (реестры счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф) сумму 16 039 317 рублей 65 копеек.
Расчетный размер авансов (А план) по Учреждению за этот период составлял сумму 38 503 636 рублей 74 копейки.
Доля расходов медицинской организации (Д), указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432, по Учреждению составляет 0,93.
Следовательно, расчетная сумма расходов медицинской организации в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432 (С) составляет 6 021 799 рублей 13 копеек, исходя из следующего: 31 196 087 рублей 61 копейка - 16 039 317 рублей 65 копеек - (38 503 636 рублей 74 копейки - 16 039 317 рублей 65 копеек) х 0,93 + 286 752 рублей 34 копеек (увеличение расходов на пять процентов).
Данные суммы отражены в акте сверки (листы 7, 8 том 2), правильно учтены Обществом при расчете исковых требований (лист 5 том 1).
Материалами дела подтверждается, что сумма принятых к оплате реестров счетов составила 15 811 337 рублей 09 копеек.
Таким образом, подлежат возврату полученные Учреждением в виде авансирования оплаты медицинской помощи денежные средства в сумме 9 362 951 рубля 39 копеек (31 196 087 рублей 61 копейка - 15 811 337 рублей 09 копеек - 6 021 799 рублей 13 копеек). Данная сумма задолженности Учреждения правильно взыскана судом в пользу Общества.
Вопреки доводам Учреждения, сумма денежных средств, превышающих сумму оплаты по реестрам счетов за оказанную медицинскую помощь, уменьшающая кредиторскую задолженность перед страховой медицинской организацией, в данном случае может быть учтена в максимально допустимой расчетной сумме расходов, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432. Выводы суда соответствуют порядку реализации Постановления N 432, приведенному в Совместном письме от 04.09.2020 и в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.03.2021 N 00-10-30-2-04/1120. Методика расчета суммы, подлежащей, по мнению Учреждения, взысканию в пользу Общества (7 282 225 рублей 15 копеек) основана на неверном толковании Постановления N 432. В частности, Учреждение неправомерно ссылается на расчетную сумму расходов медицинской организации, превышающую сумму предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (20 891 816 рублей 75 копеек (А план - Ф) х Д)), сравнивает с ней фактические расходы в сумме 8 102 525 рублей 37 копеек для обоснования своей позиции о принятии на уменьшение кредиторской задолженности данной суммы (как не превысившей 20 891 816 рублей 75 копеек). Неправомерность позиции Учреждения заключается в том, что расчетная сумма расходов (20 891 816 рублей 75 копеек) учитывается в расчетных суммах средств на авансирование оплаты медицинской помощи, тогда как в данной ситуации для уменьшения кредиторской задолженности медицинской организации перед страховой медицинской организацией применяется расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение С со знаком "-").
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2022 по делу N А29-311/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-311/2022
Истец: АО "Страховая Компания "Согаз-Мед", АО "Страховая Компания "Согаз-Мед" в лице Сыктывкарского филиала Страховая компания СОГАЗ-Мед
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Третье лицо: ГБУ РК Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РК, Второй арбитражный апелляционный суд