Нижний Новгород |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А28-3228/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022
по делу N А28-3228/2022
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер"
(ИНН: 4347023266; ОГРН: 1024301313101)
о признании недействительными акта государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования от 11.02.2022 и требования от 03.03.2022 N 1759/03
и установил:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (далее - Диспансер) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными акта государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 11.02.2022 в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 63 220 рублей, а также требования от 03.03.2022 N 1759/03 о восстановлении в бюджет Фонда 63 220 рублей, использованных не по целевому назначению, и об уплате 6332 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.07.2022 заявленное требование удовлетворено частично: требование Фонда от 03.03.2022 N 1759/03 признано недействительным в части привлечения Диспансера к ответственности в виде штрафа в сумме 5690 рублей; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Фонд не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 30, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Диспансер допустил нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования. В рассматриваемом случае расходные материалы для проведения плазмафереза были приобретены Диспансером за счет средств обязательного медицинского страхования для целей оказания медицинской помощи и должны быть направлены на эти цели именно данной медицинской организацией. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность временного отвлечения средств обязательного медицинского страхования. Диспансер ненадлежащим образом восстановил средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Диспансер в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Фонда; заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, Фонд провел плановую комплексную проверку Диспансера по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, результаты которой отразил в акте от 11.02.2022.
В ходе проверки Фонд выявил использование Диспансером средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 63 220 рублей. В частности, проверяющими установлено, что Диспансер за счет средств обязательного медицинского страхования приобрел расходные материалы для проведения плазмафереза (система для сбора, транспортировки и хранения компонентов крови, 4% цитрат натрия) и безвозмездно передал их иному лечебному учреждению - КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница".
Согласно акту проверки от 11.02.2022 Диспансеру предложено восстановить в бюджет Фонда 63 220 рублей, использованные не по целевому назначению, а также уплатить 6322 рубля штрафа по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Фонд также выставил Диспансеру требование от 03.03.2022 N 1759/03 о восстановлении в бюджет Фонда 63 220 рублей, использованных не по целевому назначению, и об уплате 6332 рублей штрафа.
Диспансер не согласился с актом Фонда от 11.02.2022 в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 63 200 рублей, а также с требованием от 03.03.2022 N 1759/03 и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 20, 34, 39 Закона N 326-ФЗ, Правилами N 108н, Арбитражный суд Республики Коми счел доказанным факт нецелевого использования Диспансером средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что Диспансер не допустил нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ определено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
Согласно пункту 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил, что Диспансер за счет средств обязательного медицинского страхования приобрел расходные материалы для проведения плазмафереза (система для сбора, транспортировки и хранения компонентов крови, 4% цитрат натрия), а затем передал их КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница".
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе акты приемки товаров от 13.05.2020 N 40, 41, от 16.02.2022 N 11; накладную от 16.02.2022 N 00000104 на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону; письмо КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница" от 27.10.2022 N 2162; письмо ООО "Дельрус-ЗУРЦ" (поставщик расходных материалов) от 31.10.2022, суд апелляционной инстанции установил, что КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница" возвратила Диспансеру спорные расходные материалы.
Установив, что расходные материалы для проведения плазмафереза возвращены Диспансеру, находятся в его собственности и распоряжении и могут быть использованы им в деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Диспансер не допустил нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
При этом суд отдельно отметил, что в рассматриваемом случае передача Диспансером в адрес КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница" расходных материалов была обусловлена необходимостью решения социально значимой задачи по незамедлительному оснащению (дооснащению) соответствующих лечебных учреждений медицинским оборудованием и материалами, необходимыми для оказания своевременной и качественной медицинской помощи нуждающимся в ней лицам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем указанные действия Диспансера не могут быть признаны неправомерными, что исключает возможность привлечения его к ответственности по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А28-3228/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что расходные материалы для проведения плазмафереза возвращены Диспансеру, находятся в его собственности и распоряжении и могут быть использованы им в деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Диспансер не допустил нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
При этом суд отдельно отметил, что в рассматриваемом случае передача Диспансером в адрес КОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница" расходных материалов была обусловлена необходимостью решения социально значимой задачи по незамедлительному оснащению (дооснащению) соответствующих лечебных учреждений медицинским оборудованием и материалами, необходимыми для оказания своевременной и качественной медицинской помощи нуждающимся в ней лицам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем указанные действия Диспансера не могут быть признаны неправомерными, что исключает возможность привлечения его к ответственности по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф01-362/23 по делу N А28-3228/2022