г. Киров |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А28-3228/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" - главного врача Томининой Е.В., Жуйковой Е.В., действующей на основании доверенности от 12.11.2021, Наймушина К.В., действующего на основании доверенности от 31.10.2022, и Паршина Д.В., действующего на основании доверенности от 15.07.2022;
Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - Бузикова М.С., действующего на основании доверенности от 10.01.2022 N К-2022-01, и Керн Д.С., действующей на основании доверенности от 29.12.2021 N К-2021-3124,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.07.2022 по делу N А28-3228/2022
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (ИНН: 4347023266; ОГРН: 1024301313101)
к государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ИНН: 4347010468; ОГРН: 1034316527431)
о признании акта и требования недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (далее - Медицинская организация, Диспансер, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области (далее - Суд) с заявлением (с учетом его уточнения) о признании составленного 11.02.2022 государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФ ОМС, Фонд) акта плановой комплексной проверки использования Медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (далее - Акт) недействительным в части выводов о нецелевом использовании Диспансером средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 63 220 руб. (далее - Денежные средства), израсходованных на приобретение системы для сбора, транспортировки и хранения компонентов крови и 4 % цитрата натрия (далее - Расходные материалы), которые были переданы Медицинской организацией Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Инфекционная клиническая больница" (далее - Больница), а также о признании незаконным требования Фонда от 03.03.2022 N 1759/03 (далее - Требование) о восстановлении Диспансером Денежных средств в бюджет ТФ ОМС и об уплате Медицинской организацией 6 332 руб. штрафа (далее - Штраф), начисленного Фондом в связи с использованием Диспансером Денежных средств не по целевому назначению.
Решением Суда от 05.07.2022 (далее - Решение) названное заявление Медицинской организации (далее - Заявление) удовлетворено лишь частично - Требование признано недействительным в части привлечения Диспансера к ответственности в виде Штрафа в сумме 5 690 руб.
Не согласившись с Решением, Медицинская организация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит изменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении требований Диспансера в полном объеме.
В обоснование Жалобы (с учетом её дополнений) Заявитель указывает, в частности, что переданные Диспансером Больнице в соответствии с Распоряжением Министерства здравоохранения Кировской области (далее - Министерство) от 28.04.2020 N 282 (в редакции Распоряжения от 29.04.2020 N 288) аппараты автоматического донорского плазмафереза PCS2 (далее - Аппараты) не могли функционировать без Расходных материалов, в связи с чем последние были переданы Диспансером Больнице с целью лечения застрахованных по программе ОМС пациентов, которые, находясь на стационарном лечении в Диспансере, заболели новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее - COVID-19). При этом распространение COVID-19 в 2020 году угрожало всему обществу, в связи с чем медицинские организации, уполномоченные на лечение лиц, зараженных COVID-19, были обязаны всеми средствами противодействовать названной угрозе и передача Диспансером Расходных материалов Больнице в целях лечения граждан (то есть для выполнения обязанности по оказанию медицинской помощи) не может рассматриваться как нецелевое использование средств ОМС. Кроме того, нецелевое использование Денежных средств отсутствует, поскольку Расходные материалы не использованы Больницей и возвращены Диспансеру, который, в свою очередь, использует эти Расходные материалы в рамках своей деятельности по оказанию медицинской помощи. Таким образом, правила использования средств ОМС Медицинской организацией соблюдены. Более того, поскольку Расходные материалы возвращены Диспансеру и, соответственно, Денежные средства "восстановлены", исполнение Требования о восстановлении Денежных средств в бюджет ТФ ОМС повлечет "двойное" получение Фондом Денежных средств.
Фонд в отзыве на Жалобу (с учетом дополнения отзыва) указывает, что Решение является законным и обоснованным, а Жалоба не подлежит удовлетворению.
Приведенные ТФ ОМС доводы сводятся к тому, что Денежные средства использованы Диспансером не по целевому назначению, поскольку сама Медицинская организация не использовала Расходные материалы при оказании ею медицинской помощи, а передала их иному лицу. При этом законодательство в сфере ОМС не предусматривает возможность временного отвлечения средств ОМС. Напротив, при расчете тарифов на оплату медицинской помощи учитываются только те затраты Медицинской организации, которые непосредственно связаны с оказанием ею медицинской помощи и необходимы для обеспечения деятельности Медицинской организации в целом. При этом управление средствами ОМС не входит в полномочия Министерства и последнее не давало предписаний о передаче Диспансером Расходных материалов Больнице. В связи с этим Денежные средства, использованные Медицинской организацией не по назначению, подлежат возврату в бюджет ТФ ОМС.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Диспансера просили удовлетворить Жалобу по изложенным в ней основаниям (с учетом дополнений Жалобы), а представители Фонда просили отказать в удовлетворении Жалобы по основаниям, которые указаны ТФ ОМС в отзыве на Жалобу (с учетом дополнения отзыва).
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, являются средствами целевого финансирования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу части 9 статьи 39 Закона за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, которые утверждены Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 193 Правил в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), а также иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Из материалов дела следует, что в соответствии с указанными выше Распоряжениями Министерства Диспансер передал Больнице Аппараты.
При этом письмом от 29.04.2020 N 1027/1 Больница попросила Диспансер передать Расходные материалы для Аппаратов.
Поэтому на основании Приказа главного врача Диспансера от 21.05.2020 N 78 "О безвозмездной передаче материальных ценностей" Расходные материалы по накладной от 21.05.2020 N 0000-000002 на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (далее - Накладная от 21.05.2020) были переданы Медицинской организацией Больнице.
В связи с этим на основании Акта, составленного по результатам проведенной ТФ ОМС плановой комплексной проверки использования Диспансером средств ОМС, Фонд выставил Медицинской организации Требование о восстановлении в бюджет ТФ ОМС Денежных средств, использованных Диспансером на приобретение Расходных материалов, которые были переданы Больнице и в связи с этим не были использованы для оказания медицинской помощи пациентам, получающим лечение в стационаре самой Медицинской организации, что повлекло нецелевое расходование Денежных средств, а также об уплате Диспансером Штрафа.
Между тем, по накладной от 16.02.2022 N 00000104 на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (далее - Накладная от 16.02.2022) Больница возвратила Расходные материалы Диспансеру.
При этом из письма Больницы от 27.10.2022 N 2162 (далее - Письмо Больницы) следует, что переданные Диспансером Больнице по Накладной от 21.05.2020 Расходные материалы не использовались Больницей, что подтверждено письмом являвшегося поставщиком Расходных материалов общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-ЗУРЦ" (далее - Поставщик) от 31.10.2022 (далее - Письмо Поставщика), согласно которому Расходные материалы, возвращенные Больницей Диспансеру, являются именно теми Расходными материалами, которые были поставлены Поставщиком Медицинской организации, а также следует и из актов приемки товаров от 13.05.2020 NN 40, 41 и от 16.02.2022 N 11 (далее - Акты приемки товаров).
Медицинская организация приводила Суду доводы о том, что Расходные материалы были возвращены Больницей Диспансеру и представила в материалы дела Накладную от 16.02.2022, но Суд, посчитав, что это обстоятельство не имеет правового значения для разрешения спора, являющегося предметом настоящего дела, не исследовал доказательства, подтверждающие данные доводы Диспансера.
Однако в силу указанных выше положений БК РФ, Закона и Правил названное обстоятельство является значимым для квалификации Денежных средств, как использованных Медицинской организацией не по целевому назначению.
В связи с этим причины, по которым Письмо Больницы, Письмо Поставщика и Акты приемки товаров не были представлены Диспансером Суду до вынесения последним Решения, являются уважительными и поэтому в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, а также учитывая, что Фонд не возражал против принятия апелляционным судом названных документов, последние приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств.
При этом, учитывая, что Расходные материалы возвращены Диспансеру, находятся в его собственности и распоряжении, в связи с чем могут быть использованы Медицинской организацией в ее деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), достаточные основания считать, что затраты Диспансера на приобретение Расходных материалов не соответствуют положениям, в частности, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 192 Правил, а также подпунктов 2, 4 пункта 193 Правил и Денежные средства могут быть квалифицированы в качестве использованных Диспансером не по назначению, отсутствуют, а доводы Фонда об обратном не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, из материалов дела следует и не опровергается Фондом, что переданные Диспансером Больнице Аппараты не могли использоваться без Расходных материалов, в связи с чем в условиях обострения экстраординарной ситуации, связанной с высокими темпами распространения COVID-19, передача Медицинской организацией Больнице Расходных материалов для Аппаратов была обусловлена необходимостью решения социально значимой задачи по незамедлительному оснащению (дооснащению) соответствующих лечебных учреждений медицинским оборудованием и материалами, необходимыми для оказания своевременной и качественной медицинской помощи нуждающимся в ней лицам, что соответствует целям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В связи с этим при указанных выше обстоятельствах действия Диспансера не могут быть признаны неправомерными, что исключает возможность наступления для Медицинской организации предусмотренных частью 9 статьи 39 Закона последствий и привлечения Диспансера к ответственности, установленной частью 9 статьи 39 Закона. Напротив, временная передача Диспансером Расходных материалов Больнице не повлекла наступление вредных последствий и применение к Медицинской организации предусмотренных частью 9 статьи 39 Закона мер воздействия не соответствует смыслу, а также целям правового регулирования, направленного на пресечение нецелевого использования бюджетных средств их получателями.
Поэтому, заслушав представителей сторон, изучив доводы Жалобы (с учетом её дополнений) и отзыва на неё (с учетом дополнения отзыва), исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Жалоба подлежит удовлетворению, Решение должно быть отменено на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ вследствие несоответствия выводов, изложенных в Решении, обстоятельствам дела, а Заявление Медицинской организации подлежит удовлетворению.
Учитывая удовлетворение Заявления и Жалобы Диспансера, в соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы Медицинской организации по уплате государственной пошлины за рассмотрение Заявления и Жалобы взыскиваются с Фонда в пользу Диспансера, а денежные средства, которые излишне уплачены Медицинской организацией при подаче Жалобы, подлежат возврату Диспансеру из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 05.07.2022 по делу N А28-3228/2022 отменить и принять по данному делу новый судебный акт.
Заявление Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" удовлетворить.
Составленный 11.02.2022 государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования акт плановой комплексной проверки Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" в части выводов о нецелевом использовании последним средств обязательного медицинского страхования в сумме 63 220 руб., а также требование государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования от 03.03.2022 N 1759/03 о возврате (возмещении) средств признать недействительными.
Взыскать с государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ИНН: 4347010468; ОГРН: 1034316527431) в пользу Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (ИНН: 4347023266; ОГРН: 1024301313101) 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб. в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины за рассмотрение его заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить из федерального бюджета Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (ИНН: 4347023266; ОГРН: 1024301313101) 1 500 (одну тысячу пятьсот) руб. из денежных средств, которые уплачены платежным поручением от 25.07.2022 N 1763 в качестве государственной пошлины за рассмотрение его апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3228/2022
Истец: КОГБУЗ "Кировский областной наркологический диспансер"
Ответчик: ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: пред-ль истца: Жуйкова Евгения Валерьевна