Нижний Новгород |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А28-14574/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Зонова Л.А. (доверенность от 25.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А28-14574/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети" (ИНН: 4345498514, ОГРН: 1194350014583)
к Региональной службе по тарифам Кировской области
(ИНН: 4345163236, ОГРН: 1074345002665)
о признании недействительным отказа в рассмотрении предложений по установлению размера платы,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная антимонопольная служба (ИНН: 7703516539, ОГРН: 1047796269663)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети" (далее - Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к Региональной службе по тарифам Кировской области (далее - Служба) о признании недействительным отказа в рассмотрении предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 и 2022 годы, выраженного в ответе от 27.10.2021 N 2545-66-01-08, и обязании рассмотреть предложения Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.12.2022 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, Общество входит в систему газоснабжения как газораспределительная организация в силу принадлежности ему газораспределительных сетей. Отсутствие тарифа на транспортировку газа лишает его возможности взимать плату с поставщика газа, но не ограничивает его правоспособность как газораспределительной организации. Заявитель жалобы также указывает на то, что действующим нормативно-правовым регулированием в области газоснабжения последовательность утверждения тарифов не установлена. Кроме того, суды оставили без внимания ссылку Общества на невозможность предоставления Службе ряда документов в связи с их отсутствием и неосуществлением деятельности по технологическому присоединению в предыдущие периоды.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Федеральная антимонопольная служба заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 22.10.2021 обратилось в Службу с заявлениями N 22/10/2021-1А и N 22/10/2021-2А об установлении размера платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на 2021 и 2022 годы.
В заявлении Общество указало, что в предыдущие годы подключение (технологическое присоединение) не осуществляло, сведения о планируемых расходах на строительство газораспределительных сетей в 2021 году отсутствуют, просило произвести расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) исходя из средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах Кировской области.
Также Общество направило в Службу заявления N 22/10/2021-3А и N 22/10/2021-4А об установлении размера стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, на 2021 и 2022 годы.
По результатам рассмотрения заявлений Служба подготовила ответ от 27.10.2021 N 2545-66-01-08, в соответствии с которым отказала в рассмотрении предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 и 2022 годы, указав на то, что Общество не соответствует статусу газораспределительной организации (далее - ГРО). Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям вправе осуществлять исключительно газораспределительные организации, являющиеся субъектами естественных монополий и имеющие установленные Федеральной антимонопольной службы России тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Кроме того, Служба указала, что в соответствии с пунктами 15 и 32 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания N 1151/18) в случае, если ГРО в предыдущие годы не осуществляла подключение (технологическое присоединение), расчет размера платы за технологическое присоединение производится по имеющимся сведениям о планируемых расходах указанной ГРО на строительство газораспределительной сети в рамках мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в очередном календарном году и на основании средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения, указав, что в представленных обществом документах данная информация отсутствует.
Не согласившись с отказом Службы в рассмотрении предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Основными положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Закон N 69-ФЗ.
Положениями статьи 23.2 Закона N 69-ФЗ закреплено, что государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований (статья 3 Закона N 69-ФЗ).
В силу положений статьи 8 Закона N 69-ФЗ правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, действуя в пределах полномочий, 05.02.1998 утвердило Правила N 162.
Понятие газораспределительной организации содержится в абзаце 3 пункта 3 Правил N 162. Под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, занятая развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающая услуги по транспортировке газа по своим сетям, которая может выступать поставщиком газа.
Правила N 1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.
По смыслу пункта 2 Правил N 1547 "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов; "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по транспортировке газа отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 2 Основных положений N 1021 регулируемый вид деятельности - вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и расчеты за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
Согласно подпунктам "г", "з" пункта 4 Основных положений N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункт 16 Основных положений N 1021).
В силу абзаца 4 пункта 26 (21) Основных положений N 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в абзаце первом пункта 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.
Согласно пункту 26 (22) Основных положений N 1021, газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.
Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает: для заявителей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - размер экономически обоснованной платы, а также соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования (при их возникновении); для заявителей, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения, не покрытых финансовыми средствами, получаемыми газораспределительной организацией в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемыми газораспределительными организациями от иных источников финансирования.
Установление тарифа на регулируемый вид деятельности осуществляется по заявлению ГРО.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 N 14/180 (далее - Административный регламент) заявителем (инициатором) предоставления государственной услуги является территориальная газораспределительная организация, осуществляющая технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - заявитель).
Судами установлено и из материалов дела следует, что Федеральной антимонопольной службой России тарифы по транспортировке газа для Общества не утверждены, заявитель не осуществляет регулируемый вид деятельности по транспортировке газа и на момент обращения в Службу не соответствовало требованиям, предъявляемым к ГРО.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для рассмотрения предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 и 2022 годы.
Постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 N 14/180 утвержден административный регламент предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Административный регламент).
На основании пункта 2.6 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем представляется письменное заявление об установлении размера платы согласно приложению 1, к которому прилагаются следующие документы: при расчете размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, предусмотренной подпунктами "а" и "б" пункта 4 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину", документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "е" пункта 12 Методических указаний; при расчете размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту - документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "о" пункта 16 Методических указаний; при расчете размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих плату за подключение (технологическое присоединение), документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "л" пункта 21 Методических указаний.
В силу пункта 32 Методических указаний, если ГРО в предыдущие годы не осуществляла подключение (технологическое присоединение), регулирующим органом расчет размеров стандартизированных тарифных ставок производится исходя из средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах одного субъекта Российской Федерации, имеющим аналогичную структуру и характеристики газового хозяйства, или на основании средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что заявителем в нарушение пункта 2.6 Административного регламента, пунктов 15, 32 Методических указаний не представлены соответствующие сведения и документы.
Суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа Службой в удовлетворении заявления об установлении платы за технологическое присоединение.
Доводы Общества о том, что у заявителя имеются газопроводы, лицензия на эксплуатацию опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, статус субъекта естественных монополий, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонены. Обществом не доказано фактическое осуществление регулируемой деятельности по транспортировке газа (не установлен тариф на транспортировку газа), в связи с чем заявителя нельзя признать ГРО, для которой уполномоченный орган устанавливает тариф на осуществление регулируемого вида деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Несогласие заявителей жалоб с выводами судебных инстанций, иное толкование ими норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А28-14574/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2.6 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем представляется письменное заявление об установлении размера платы согласно приложению 1, к которому прилагаются следующие документы: при расчете размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, предусмотренной подпунктами "а" и "б" пункта 4 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину", документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "е" пункта 12 Методических указаний; при расчете размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту - документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "о" пункта 16 Методических указаний; при расчете размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих плату за подключение (технологическое присоединение), документы и материалы, предусмотренные подпунктами "б" - "л" пункта 21 Методических указаний."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2023 г. N Ф01-1726/23 по делу N А28-14574/2021