Нижний Новгород |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А38-4119/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл": Макарова Р.В. (доверенность от 12.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А38-4119/2022
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл"
(ИНН: 1215235029, ОГРН: 1211200001209),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом",
и установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" (далее - Общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Управление транспортом" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 иск удовлетворен.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, указывает, что пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 23.05.2017 N 26-3, постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88 и от 31.03.2022 N 154 противоречат пункту 3 части 4 статьи 17 Федерального закона 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), пункту "б" части 3 и части 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 N 2216. Исполнение обязанности по передаче данных о параметрах движения транспортных средств в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл влечет для перевозчиков дополнительную финансовую нагрузку.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство и Учреждение в отзывах отклонили доводы заявителя жалобы; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Заявитель ходатайствовал о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов на основании статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Окружной суд отклонил заявленное ходатайство ввиду отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1211200001209, о чем 19.03.2021 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Основным видом его деятельности являются регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении.
Общество осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на основании лицензии от 17.11.2021 N АК-12-000381.
Согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл перевозчиком по маршруту N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - п. Юбилейный" и по маршруту N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" является Общество.
По итогам проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл 18.07.2022 Обществу выданы свидетельства серии 01215С N 001027 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - пос. Юбилейный" и серии 01215С N 001028 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" сроком действия с 18.07.2022 по 20.04.2032.
В адрес Министерства 19.07.2022 и 26.07.2022 от Учреждения поступили сведения о невыполнении Обществом обязанности по передаче в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о месте нахождения транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS при осуществлении регулярных перевозок по вышеуказанным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с исковым заявлением о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок, выданных Обществу.
Руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ, Порядком передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл информации о местонахождении транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.03.2022 N 154 (далее - Порядок N 154), Порядком установления фактов, являющихся обстоятельствами для обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2021 N 85 (далее - Порядок N 85), Законом Республики Марий Эл от 23.05.2017 N 26-З (далее - Закон N 26-З), Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ, в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
По смыслу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении в том числе иных обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 26-З неоднократное в течение месяца неисполнение одного из требований, установленных пунктами 1-4 части 1 статьи 8 указанного Закона, при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам, является основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона N 26-З предусмотрено, что при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества устанавливаются требования, в число которых входит обязанность передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл (после ввода ее в эксплуатацию) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства.
Согласно пункту Постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88 "Об автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" Республики Марий Эл" (далее - Постановление N 88) автоматизированная информационная система "Управление транспортом" Республики Марий Эл введена в эксплуатацию.
В силу пункта 2 Постановления N 88 оператором автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" Республики Марий Эл определено Учреждение.
На основании пункта 3 Постановления N 88 период подключения пользователей к названной информационной системе установлен до 01.06.2022. На транспортных средствах, планируемых для подключения к автоматизированной информационной системе, устанавливается аппаратура спутниковой навигации, работающая в системах глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, соответствующая протоколам и технологиям передачи данных, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае необходимости к аппаратуре спутниковой навигации подключается дополнительное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство (кнопка подачи сигнала тревоги, средство организации голосовой связи с диспетчером, фотовидеокамера, LCD-дисплей, цифровые и аналоговые контрольные датчики). После настройки и установки аппаратура спутниковой навигации подключается к телематической навигационно-информационной платформе автоматизированной информационной системы и проходит на ней процедуру регистрации. После завершения процедуры регистрации аппаратура спутниковой навигации может передавать телеметрическую информацию (параметры движения, состояние контрольных датчиков транспортных средств, навигационные отметки) с указанной периодичностью (или по запросу) на телематическую платформу автоматизированной информационной системы.
В силу пункта 7 Порядка N 85, основанием для установления факта неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам обязанности передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл (после ввода ее в эксплуатацию) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемой на транспортные средства (далее - мониторинговая информация), является повторное поступление в Министерство в письменном виде сведений из системы мониторинга и управления пассажирскими перевозками автоматизированной информационной системы "Управление транспортом" Республики Марий Эл о соответствующем нарушении.
Факт неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком обязанности по передаче мониторинговой информации считается установленным при поступлении сведений, указанных в абзаце первом пункта 7 Порядка, и выполнении хотя бы одного из следующих условий: при непоступлении в Министерство ответа на запрос в течение 5 рабочих дней со дня его получения, при условии надлежащего подтверждения получения указанного запроса перевозчиком; при отсутствии в ответе на запрос объяснений по факту невыполнения требований по передаче в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл мониторинговой информации и (или) информации о принятых мерах по обеспечению ее передачи; при отсутствии в ответе на запрос информации о независящих от перевозчика обстоятельствах (чрезвычайной ситуации), являющихся причинами невыполнения требований по передаче мониторинговой информации; при наличии в ответе на запрос недостоверной информации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество не позднее 18.07.2022 обязано начать осуществление перевозок по маршруту N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - п. Юбилейный" и по маршруту N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы". Общество, как лицо, осуществляющее перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, обязано соблюдать требования в сфере организации регулярных перевозок, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.
На общество "ТК Автобусы Марий Эл" возложена обязанность подключиться к автоматизированной информационной системе "Управление транспортом" Республики Марий Эл и при осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - пос. Юбилейный" и N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" передавать информацию о месте нахождения транспортных средств с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Перевозчик не представил доказательств передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл при осуществлении перевозок по маршрутам N 101-П и N 589К мониторинговой информации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии факта неоднократного в течение месяца неисполнения перевозчиком при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам обязанности передачи в автоматизированную информационную систему "Управление транспортом" Республики Марий Эл мониторинговой информации.
У Министерства, как у уполномоченного органа исполнительной власти Республики Марий Эл, выдавшего Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 101-П "Автовокзал г. Йошкар-Ола - пос. Юбилейный" серии 01215С N 001027 и свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 589К "Автовокзал г. Йошкар-Ола - с. Кузнецы" серии 01215С N 001028, имелись достаточные основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия указанных свидетельств.
При таких обстоятельствах суды обоснованно прекратили действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серий 01215С N 001027, 01215С N 001028.
Доводы заявителя жалобы о наличии противоречий между нормами Закона N 26-3, Постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88, Постановления Правительства Республики Марий Эл от 31.03.2022 N 154 и Закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 основаны на неверном толковании указанных норм.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А38-4119/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автобусы Марий Эл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении в том числе иных обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
...
Доводы заявителя жалобы о наличии противоречий между нормами Закона N 26-3, Постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2022 N 88, Постановления Правительства Республики Марий Эл от 31.03.2022 N 154 и Закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 основаны на неверном толковании указанных норм."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф01-1694/23 по делу N А38-4119/2022